Людям на протяжении всей жизни приходится частенько посещать различные госучреждения. Чтобы получить какие-нибудь документы, они представляют требуемые справки, копии и прочие бумаги, подтверждающие искомое право. Этот документооборот неизбежен, потому что так устроен наш социум.
Но там, где речь идет о документах, начинается «Терра Бюрократия». С одной стороны, все вроде бы понимают, что работа с документами должна быть подчинена определенным правилам, с другой – личный опыт настраивает на пессимистическое отношение к исполнению госслужащими своих функциональных обязанностей.
Бюрократическая машина вызывает к себе неприязнь прежде всего очередями, волокитой с разбирательством. По собственным наблюдениям, в Навои имеются 3 людские «пробки»: в отделе кадастровой службы хокимията областного центра, нотариальной конторе N 2 и паспортном столе ГОВД. В первых двух случаях их, вероятно, вызывают организационно-технические проблемы. Та же вторая нотариальная контора, помимо предоставления нотариальных услуг, наделена исключительным правом регистрировать все сделки с движимым имуществом. Так что у четырех ее нотариусов работы более чем достаточно.
А вот в работе паспортного стола, пожалуй, как раз и можно найти тот самый главный «ген», мутация которого порождает всю негативную цепочку бюрократии. Он называется «избыточная достаточность». Что это такое, понял, пообщавшись с паспортистами сам, собирая документы для достигшего 16-летия ребенка, которому надо было получить биометрический паспорт.
Нам предстояло представить в паспортный стол копии и оригиналы следующих документов:
заявления о выдаче биометрического паспорта;
свидетельства о рождении;
справки с места жительства;
справки с места учебы (школы);
свидетельства о браке (родителей);
автобиографии заявителя;
автобиографии матери;
автобиографии отца;
копии паспортов родителей;
копию листов с отметками из домовой книги;
чека об уплате госпошлины.
Затем надо сходить в ОВИР и сфотографироваться. Здесь находится единственный на всю область кабинет, где делают снимки на биометрические паспорта. Просто так прийти и сфотографироваться не получится. Для начала не помешает узнать, есть ли ваша фамилия в списках, и узнать день приема. Так как кабинет с чудо-техникой один на весь регион, то каждый день недели закреплен за конкретными городами и районами. Скажем, в понедельник фотографируются жители только Хатырчинского и Нуратинского районов. Навоийцам это, конечно, неудобно, но и только. А вот для учкудукцев, тамдынцев, зарафшанцев поездка на «фотосессию» в областной центр – удовольствие не из дешевых.
Но и это еще не все. После того как все документы собраны в отдельную папку, они попадают на рассмотрение специальной комиссии при городской администрации. На основании ее рекомендаций принимается решение хокима города. Finita la commedia.
С точки зрения здравого смысла, трудно представить, какое отношение к вопросу о предоставлении 16-летнему уроженцу республики паспорта гражданина Узбекистана имеют выводы комиссии и решение главы местной администрации. Ума не приложу, какие за подростком должны быть прегрешения, чтобы чиновники вынесли вердикт «не заслужил». Так же трудно понять, почему для уроженца республики, впервые получающего паспорт, недостаточно для подтверждения своих прав лишь свидетельства о рождении и справки с места жительства. Не меньшее удивление вызывает требование представить автобиографии подростка и его родителей. Ну, родителям, конечно, есть в чем «исповедоваться» на бумаге, но только непонятно, какое отношение эти автобиографические подробности имеют к получению ребенком паспорта.
А что может написать в автобиографии 16-летняя девочка? Разумеется, пару строк «нацарапать» несложно: когда и где родилась, в какую школу ходит. Небогатая биография получается. Поэтому можно малость приукрасить, мол, занимаюсь в кружке «умелые руки». Все равно никто проверять не будет. Я с учетом интересов ведомства сам написал автобиографию ребенка, указав в ней: «ранее не судима, к уголовной и административной ответственности не привлекалась, в детской комнате милиции на учете не состою».
Можно было, конечно, еще написать и о том, что «наград не имею, в органы народной власти не избиралась, научных трудов не имею…». Но об этом я подумал потом. А пока у сержанта милиции, принимавшего документы, автобиография со странным содержанием вопросов не вызвала. Он ее не читал. Просто проверил наличие требуемых документов, на том и разошлись.
За время походов в паспортный стол даже нашлось решение и проблемы с очередями. Рецепт оригинальностью не отличается, но срабатывает. Если приходить с утра, то можно проторчать в очереди до обеденного перерыва, особенно если надо попасть в кабинет начальника. Иной расклад получается, когда приходишь в учреждение за полчаса до обеденного перерыва или окончания рабочего дня. И очередь уже не та, и сотрудники паспортного стола стараются побыстрее завершить дела с последними посетителями.
Конечно, «дедовскими» методами не одолеть проблему дебюрократизации и повышения эффективности госуслуг. Но ключ к ее решению есть, он называется «электронное правительство». Главной особенностью этой новой формы организации деятельности госорганов является широкое применение информационно-коммуникационных технологий. Они обеспечивают качественно новый уровень оказания услуг гражданам и организациям. Актуальность внедрения электронного правительства сегодня трудно переоценить – удешевление технологий и повсеместное проникновение Интернета вызвали устойчивый рост потребления ИКТ в обществе.
Благодаря инициативам главы государства информационные технологии активно внедряются в Узбекистане. Принимаются меры и программы с целью сделать электронные госуслуги массовым продуктом. Например, налоговые органы страны до конца 2014 года должны полностью перейти на прием отчетов плательщиков в электронном виде.
В Навоийской области уже работают сайты областной и местных администраций. Они не отличаются особым разнообразием и представляют стандартные пакеты услуг. В интерактивных услугах хокимиятов представлены реестры на некоторые лицензируемые виды деятельности. Предприниматель может не только узнать, какие документы требуется представить, но и скачать формы бланков. Есть возможность в разделе «Порядок обращений» подать заявление на имя главы администрации в online-приемную.
На пользу дела и сайты коммерческих структур, пытающихся заложить основы для бизнеса в виртуальном пространстве. Они не пытаются конкурировать с «заставками» госструктур, но, дополняя друг друга, им все равно приходится пересекаться. Например, на сайтах хокимиятов области и Навои в интернет-портале ООО «ЦИТО-Навои» имеется разнообразная информация о регионе и городе, их истории, инфраструктуре, экономическом потенциале. Но, по-моему, на коммерческом портале она более интересна и привлекательна, потому что нацелена на широкий круг потребителей. К примеру, «ЦИТО-Навои» дает полную информацию об отелях и гостиницах, месте их расположения, контактных телефонах и т.п. К тому же сайтам госструктур недостает открытости. Так, на сайте главы администрации области есть раздел «Решения хокима», но вместо информации о подписанных им решениях изложен перечень его должностных полномочий. В реестрах на лицензионные виды деятельности нет ни строчки о предприятиях, получивших специальные разрешения.
Возможно, все эти болезни роста будут «рассасываться» по мере увеличения аудитории пользователей интерактивными услугами. Когда компьютер, подключенный к Интернету, станет столь же привычен, как сегодня телевизор в каждом доме.
Амир МАХМУДОВ,
наш соб. корр.
г.Навои.