Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 37 / Юрист рекомендует

Как и куда обжаловать результаты камеральной проверки

 

Любой акт налогового органа ненормативного характера можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в суд (ч. 1 ст. 230 НК).

 

Актом ненормативного характера признается документ, составленный в соответствии с налоговым законодательством или ведомственными нормативными актами, содержащий предписание налоговых органов на совершение определенных юридически значимых действий, адресованное одному или нескольким налогоплательщикам (ч. 2 ст. 230 НК).

 

Любые действия налогового инспектора вы можете обжаловать непосредственно его начальнику или в вышестоящий налоговый орган. Но, если вопрос касается камеральной проверки, можно сразу обращаться в суд, минуя налоговую инстанцию. В исковом заявлении, наряду с признанием действий инспекторов незаконными, сразу ставьте вопрос о возмещении причиненного налоговой проверкой вреда, если таковой был (ч. 1 ст. 21 НК).

В отличие от других налоговых проверок, при камералке необязательно соблюдать правила обжалования, установленные для налогового аудита и выездной проверки (ч. 4 ст. 231 НК). Так, пока вы не обжалуете действия проверяющих в вышестоящий налоговый орган, в суд обращаться нельзя.

Если решение по жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в течение 1,5 месяца, то акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке, минуя вышестоящий налоговый орган (ч. ч. 8, 9 ст. 235 НК).

Есть еще один вопрос, который вам предстоит решить перед обращением в суд, – в какой суд подается заявление. Поэтому, прежде чем приступить к подготовке заявления, определите, какому суду подведомственно ваше дело.

Определить подведомственность можно только тогда, когда известно, какой документ будете обжаловать. Результатом камеральной проверки могут стать требование (талабнома), заключение или акт о налоговом нарушении (§ 3, 4 гл. 4 разд. II Положения, прил. N 2 к ПКМ N 1 от 7.01.2021 г.). Вид итогового документа зависит от того, что именно выявила налоговая инспекция в ходе камералки.

 

Требование о внесении исправлений
в налоговую отчетность

Если в деятельности вашего предприятия установлены расхождения и ошибки в налоговой отчетности, то вам будет направлено требование об их исправлении (п. 38 Положения). Этот документ не говорит о том, что у вас обнаружено налоговое правонарушение (ст. ст. 219–227 НК). Как правило, в нем указываются расхождения в отчетности, когда ваша информация о налогах отличается от информации других источников, имеющихся в распоряжении инспекторов. Расхождения могут носить и технический характер. Сама установленная форма требования (прил. N 7 к Положению) не подразумевает назначение штрафа, пени, а только содержит рекомендацию внести исправления, устранить расхождения и, как следствие, доначислить налоги.

Требование в судебном порядке не обжалуется. Реакция на такой документ может быть 2 видов: либо вы соглашаетесь с точкой зрения инспектора и вносите все изменения и исправления, а следовательно, доплачиваете налоги, либо вы пишете возражение на требование с документальным обоснованием правильности своих расчетов и ошибочного мнения инспектора.

Объясняется невозможность обжалования требования в суд тем, что оно как документ носит промежуточный характер. Требование не устанавливает юридически значимых действий для налогоплательщика, а лишь предлагает внести исправления или представить пояснения. Таким образом, получив требование о выявленных расхождениях и доначислении налогов, даже если вы уверены в неверности предъявленных указаний, обжаловать его в суд вы не сможете. Перед тем как обратиться в суд, вам необходимо пройти «процедуру обсуждения и рассмотрения» ваших доводов и доводов налоговых инспекторов, где «арбитром», принимающим окончательное решение, является руководитель налогового органа.

Для ответа на требование вам отведено 10 дней (п. 39 Положения). Но если вы не представите уточненную налоговую отчетность и обоснования выявленных расхождений либо представленные обоснования будут недостаточными, то налоговая инспекция примет решение о:

  • доначислении налогов и пени по уточненному требованию (п. 42 Положения);
  • проведении налогового аудита (п. 43 Положения), если при наличии оснований налоговым органам необходимо более тщательно изучить ситуацию на вашем предприятии.

Вот эти 2 решения уже можно обжаловать в судебном порядке, так как они предусматривают конкретные действия налогоплательщика, которые налоговый орган требует выполнить. Если вы считаете, что у вас вообще не должно быть доначислений, и не согласны с тем основанием, по которому вам назначен аудит, то подавайте заявление или жалобу в административный суд о защите своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (ст. ст. 3, 5 КоАС).

 

Акт о выявленных нарушениях
при камеральной проверке

При обнаружении налоговых правонарушений в ходе камеральной проверки инспекторы, не дожидаясь окончания проверки, составляют акт. В нем фиксируются сами факты нарушений, обстоятельства, при которых они были допущены, документы, доказывающие нарушения, и сразу указывается мера ответственности за них (пп. 44, 45, прил. N 8 к Положению).

 

В акте фиксируются только те нарушения, которые предусмотрены Налоговым кодексом (ст. ст. 219–227 НК).

 

По сути, акт в рамках камеральной проверки считается ненормативным документом. Но и его нельзя обжаловать в судебном порядке, так как он носит промежуточный характер. Он также не устанавливает юридически значимые действия. Акт содержит факт выявленного налогового нарушения
и меры ответственности, предусмотренные за него, но не назначает предприятию штрафные
санкции.

После того как акт о выявленных нарушениях подписан обеими сторонами, руководитель налогового органа принимает по нему решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 49 Положения).

И вот это решение уже можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в административный суд. Для обжалования подобного решения у вас есть 10 дней.

Заключение по результатам
камеральной проверки

В отличие от акта и требования, носящих промежуточный характер, заключение – это окончательный документ налоговой инспекции по результатам камеральной проверки. Его составляют инспекторы, проводившие проверку, и передают своему руководителю. Само по себе заключение по результатам камеральной налоговой проверки также не обжалуется в суд. А вот когда руководитель налогового органа, рассмотрев все материалы камералки, представленные вами пояснения и документальные обоснования, примет решение о:

  • доначислении налогов и пени вашему предприятию;
  • или привлечении к ответственности вашего предприятия за совершение налогового правонарушения (п. 49 Положения),

именно эти решения и подлежат обжалованию в суд.

Обжалование в экономический
или административный суд

В зависимости от того, что вы планируете обжаловать, будет определяться и суд.

В судебной системе есть 2 понятия:

  • подсудность;

 

ПРИМЕР. Подсудность хозяйственного спора

Хозяйственный спор, возникший между 2 юрлицами – резидентами Узбекистана, зарегистрированными в г. Самарканде, подсуден межрайонному экономическому суду г. Самарканда. Но если в споре один субъект зарегистрирован в Самарканде, а другой является иностранной компанией, то хозяйственный спор будет уже рассматриваться областным экономическим судом (ч. 2 ст. 32 ЭПК).

 

  • подведомственность.

 

ПРИМЕР. Подведомственность хозяйственного спора

Хозяйственный спор возник между налоговым органом и налогоплательщиком. Налогоплательщик считает, что при выездной налоговой проверке было допущено нарушение выемки документов. Не были приглашены понятые, и были изъяты документы, не имеющие отношения к цели проверки. Исковое заявление было подано в межрайонный экономический суд.

Суд в принятии иска отказал, вынес определение о нарушении подведомственности, так как судья посчитал, что такая категория дел не подведомственна экономическому суду. Суд вынес законное определение, так как дела о нарушении прав юрлиц подведомственны административному суду.

 

Если вы считаете неправомерным сам факт вынесения решения о доначислении налогов или привлечения к ответственности налогоплательщика за налоговое нарушение, то заявление подается в административный суд. Причем подается не исковое заявление, а заявление на неправомерные действия должностных лиц или жалоба на их действия либо бездействие (ст. 5 КоАС).

Такие нарушения, как:

  • нарушение процедуры проведения налоговых проверок;
  • вход инспекторов на территорию налогоплательщика без необходимых документов;
  • отсутствие понятых при выемке документов и предметов;
  • проведение хронометража не полный рабочий день;
  • вскрытие помещений налогоплательщика, сданных в аренду другому юрлицу;
  • изъятие личных вещей сотрудников и т. д.,

обжалуются в административный суд.

Решение о штрафных санкциях за налоговое правонарушение также обжалуется в административный суд.

 

Административному суду подведомственны дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юрлиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Суд разрешает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов госуправления и иных организаций, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности (ст. ст. 26, 27 КоАС).

 

Если же вы согласны с доначислением налогов, но считаете, что сумма доначисления завышена и рассчитана неверно, то необходимо обращаться в экономический суд. То есть вы оспариваете не решение о доначислении, с ним вы по умолчанию согласились, а только сумму, которую вам вменили. Здесь вы пишете уже исковое заявление и уплачиваете госпошлину как с имущественного спора. Поэтому перед обращением в суд определитесь с предметом обжалования. В зависимости от того, обжалуете вы всю сумму как неправомерно начисленную или ее неверный расчет, будет определяться и суд, в который необходимо отправить заявление.

В связи с тем, что вы подали жалобу либо исковое заявление, исполнение обжалуемого решения в отношении вашего предприятия приостанавливается. Взыскание доначисленных налогов и других обязательных платежей также будет приостановлено до принятия решения по вашей жалобе вышестоящим органом или до вступления в законную силу решения суда. Но для того чтобы приостановить это исполнение, известите инспекторов, решение или действия которых обжалуете. Направьте им письмо и приложите копию вашей жалобы с отметкой о ее принятии вышестоящим налоговым органом или судом. Как только действия инспекторов будут приостановлены, у вас появится возможность спокойно подготовиться к рассмотрению вашей жалобы. В суде вы будете участвовать обязательно. Если же рассмотрение будет в вышестоящем налоговом органе, то настаивайте на своем личном участии при рассмотрении вашей жалобы (ч. 3 ст. 231, ч. 3 ст. 235 НК).

 

 

Устное извещение налогового органа о вашем обжаловании юридической силы не имеет.

 

Элеонора МАЗУРОВА,

эксперт ООО «Norma».

Прочитано: 914 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика