Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 13 / Все о МСФО

Как отразить помощь государства в отчетности по МСФО

 

Разъясняем положения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». Рекомендацию подготовила эксперт международной сети «Союзконсалт», налоговый консультант, основатель бизнес-школы «Profi Training» Татьяна ШАЛУНОВА (DipIFR, CIPA):

 

– Роль государства в жизнедеятельности бизнеса настолько сильна, что, мне думается, руководителю и бухгалтеру каждой компании необходимо прочитать мою статью на предмет «возможно, и меня коснется».

Под «государством» в настоящей статье и IAS 20 понимается правительство, правительственные и аналогичные органы – местные, национальные или международные.

В соответствии с IAS 20 государственная помощь – это действия государства, направленные на предоставление какой-либо экономической выгоды определенной организации или ряду организаций, отвечающих определенным критериям. Поэтому резонно думать, что косвенное получение неких льгот также относится к государственной помощи. Такими косвенными выгодами можно считать, например:

  • определенные торговые ограничения для конкурентов, включая высокие импортные пошлины;
  • создание наиболее благоприятных условий для функционирования предприятия на определенной территории исходя из отраслевых особенностей;
  • участие членов правительства в руководящих структурах компаний и т. д., и т. п.

Ведь получатель косвенных выгод, по сути, ведет деятельность в более благоприятных экономических условиях в противовес остальным игрокам рынка.

В Узбекистане такой вид помощи весьма часто применяется, однако ее сложно оценить рационально, чего, собственно, и не требует Стандарт. Хотя, на мой взгляд, если предприятие получает от такой помощи существенные выгоды, то целесообразно их раскрыть для более полного понимания финансовых отчетов.

Давайте сразу определимся с IAS 20, перечислив исключения в его применении:

  • государственная помощь в виде налоговых льгот (налоговые льготы, налоговые каникулы и т. д.);
  • субсидии, связанные с сельским хозяйством, которые учитываются в соответствии с МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»;
  • отражение субсидий в финотчетности, отражающее влияние изменения цен;
  • ситуации, при которых государство выступает в качестве полного или частичного собственника предприятия.

Таким образом, мы подходим к тому, что к составлению отчетности имеют отношение только реальные средства в виде поступления активов (денежного или неденежного характера), именуемые государственными субсидиями. То есть помощь, оказываемая государством в форме передачи организации ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью организации.

Субсидии – всегда доход

Концептуальный момент: в контексте учета субсидий забудьте группу счетов 8800 «Счета учета целевых поступлений», которые мы активно использовали в НСБУ! В МСФО разрешен исключительно «подход с позиции дохода». То есть отражение на счетах доходов (отсроченных и текущих).

Субсидии, относящиеся к активам

Если компания получает субсидию в виде актива или на приобретение активов, то у нее есть 2 варианта представления ее в финансовой отчетности:

1) представить субсидию как отсроченный доход (в составе обязательств, при этом разделяя текущую и долгосрочную части);

или

2) вычесть ее из балансовой стоимости приобретенного актива.

Речь идет именно о представлении финотчетности, но никоим образом не о синтетическом учете. То есть в рабочем плане счетов технически целесообразно предусмотреть специальные счета для учета субсидий. Например, 6200 «Счета учета отсроченных обязательств» и 7200 «Счета учета отсроченных долгосрочных обязательств».

ПРИМЕР.

В конце 2020 года хокимият г. Ташкента бесплатно на 50 лет выделил предприятию участок земли с условием строительства на этом месте завода по изготовлению окон и создания 1 000 рабочих мест. Справедливая стоимость земли – 5 000 млн сум. Оценка справедливой стоимости осуществляется в соответствии с МСФО (IFRS) 13.

Бухгалтерские проводки:

Содержание хозяйственной операции

 

Сумма,

млн сум.

Дебет

 

Кредит

 

Получена субсидия

 

5 000

 

(ОФП) Земля

 

(ОФП) Отсроченные доходы

 

ОФП – Отчет о финансовом положении (Баланс).

Далее остаток на счете «Отсроченные доходы» ежегодно будет уменьшаться на 100 млн сум. за счет списания в состав прочих доходов пропорционально сроку предоставления земельного участка (5 000 млн сум. / 50 лет).

Отражение в ОФП (первый метод):

Долгосрочные активы

 

Сумма, млн сум.

 

Земля

 

5 000

 

Долгосрочные обязательства

 

Сумма, млн сум.

 

Отсроченные доходы

 

5 000

 

При использовании второго метода актива и субсидии в ОФП видно не будет. Лишь в случае частичного финансирования приобретения актива за счет государственной помощи при втором методе состав долгосрочных активов будет выше нуля. В то же время эта информация подлежит обязательному раскрытию в примечаниях к финансовой отчетности (независимо от используемого метода представления).

Субсидии, относящиеся к доходам

Нужно разграничить периоды, расходы на которые компенсирует государство.

Так, если субсидия предоставляется для возмещения убытков, понесенных в прошлом, то она немедленно признается в составе прибыли или убытка. Если же субсидия предоставлена для возмещения расходов, осуществляемых в настоящее время или в будущем, то она признается в составе прибыли или убытка в периоды возникновения и признания этих затрат.

С точки зрения представления субсидий, в отчетности снова возможны 2 варианта:

1) представить субсидию как доход в составе отдельной статьи, такой как «Прочие доходы»;

или

2) вычесть сумму субсидий из соответствующих расходов (то есть из расходов, которые эти субсидии призваны компенсировать).

ПРИМЕР.

В феврале 2021 года правительство приняло решение компенсировать полученные из-за пандемии убытки компаниям сферы туризма и развлечений. Сумма полученных убытков в 2020 году у предприятия составила 500 млн сум.

Бухгалтерские проводки:

Содержание хозяйственной операции

 

Сумма,

млн сум.

Дебет

 

Кредит

 

Получена субсидия

 

500

 

(ОФП) Денежные средства

 

(ОСД) Прочие доходы

 

ОФП – Отчет о финансовом положении (Баланс).

ОСД – Отчет о совокупном доходе (Отчет о финансовых результатах).

Отражение в ОСД:

Статья отчета

 

Сумма, млн сум.

 

Прочие доходы

500

Если же эти расходы были компенсированы в прошлом 2020 году, то компания могла использовать любой из 2 методов представления в отчетности. В первом случае была бы возможность раздельно увидеть сумму расходов и сумму их компенсации непосредственно в ОСД. Во втором – доходы сократили бы полученную сумму убытков.

Напоминаю: информация должна быть обязательно раскрыта в примечаниях независимо от используемого метода представления.

В заключение

Я понимаю, что государственная помощь – это тактические действия государства, основанные на его стратегии. И, как бы то ни было, они не являются ожиданием предпринимателя, особенно в благоприятные экономические периоды. И все же, как показывает практика, без глубокой вовлеченности властей экономика страны, в первую очередь базирующаяся на благосостоянии бизнеса, не сможет развиваться стабильно.

Прочитано: 950 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика