Разъясняем положения МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». Рекомендацию подготовила эксперт международной сети «Союзконсалт», налоговый консультант, основатель бизнес-школы «Profi Training» Татьяна ШАЛУНОВА (DipIFR, CIPA):
– Роль государства в жизнедеятельности бизнеса настолько сильна, что, мне думается, руководителю и бухгалтеру каждой компании необходимо прочитать мою статью на предмет «возможно, и меня коснется».
Под «государством» в настоящей статье и IAS 20 понимается правительство, правительственные и аналогичные органы – местные, национальные или международные.
В соответствии с IAS 20 государственная помощь – это действия государства, направленные на предоставление какой-либо экономической выгоды определенной организации или ряду организаций, отвечающих определенным критериям. Поэтому резонно думать, что косвенное получение неких льгот также относится к государственной помощи. Такими косвенными выгодами можно считать, например:
- определенные торговые ограничения для конкурентов, включая высокие импортные пошлины;
- создание наиболее благоприятных условий для функционирования предприятия на определенной территории исходя из отраслевых особенностей;
- участие членов правительства в руководящих структурах компаний и т. д., и т. п.
Ведь получатель косвенных выгод, по сути, ведет деятельность в более благоприятных экономических условиях в противовес остальным игрокам рынка.
В Узбекистане такой вид помощи весьма часто применяется, однако ее сложно оценить рационально, чего, собственно, и не требует Стандарт. Хотя, на мой взгляд, если предприятие получает от такой помощи существенные выгоды, то целесообразно их раскрыть для более полного понимания финансовых отчетов.
Давайте сразу определимся с IAS 20, перечислив исключения в его применении:
- государственная помощь в виде налоговых льгот (налоговые льготы, налоговые каникулы и т. д.);
- субсидии, связанные с сельским хозяйством, которые учитываются в соответствии с МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»;
- отражение субсидий в финотчетности, отражающее влияние изменения цен;
- ситуации, при которых государство выступает в качестве полного или частичного собственника предприятия.
Таким образом, мы подходим к тому, что к составлению отчетности имеют отношение только реальные средства в виде поступления активов (денежного или неденежного характера), именуемые государственными субсидиями. То есть помощь, оказываемая государством в форме передачи организации ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью организации.
Субсидии – всегда доход
Концептуальный момент: в контексте учета субсидий забудьте группу счетов 8800 «Счета учета целевых поступлений», которые мы активно использовали в НСБУ! В МСФО разрешен исключительно «подход с позиции дохода». То есть отражение на счетах доходов (отсроченных и текущих).
Субсидии, относящиеся к активам
Если компания получает субсидию в виде актива или на приобретение активов, то у нее есть 2 варианта представления ее в финансовой отчетности:
1) представить субсидию как отсроченный доход (в составе обязательств, при этом разделяя текущую и долгосрочную части);
или
2) вычесть ее из балансовой стоимости приобретенного актива.
Речь идет именно о представлении финотчетности, но никоим образом не о синтетическом учете. То есть в рабочем плане счетов технически целесообразно предусмотреть специальные счета для учета субсидий. Например, 6200 «Счета учета отсроченных обязательств» и 7200 «Счета учета отсроченных долгосрочных обязательств».
ПРИМЕР.
В конце 2020 года хокимият г. Ташкента бесплатно на 50 лет выделил предприятию участок земли с условием строительства на этом месте завода по изготовлению окон и создания 1 000 рабочих мест. Справедливая стоимость земли – 5 000 млн сум. Оценка справедливой стоимости осуществляется в соответствии с МСФО (IFRS) 13.
Бухгалтерские проводки:
Содержание хозяйственной операции
|
Сумма, млн сум. |
Дебет
|
Кредит
|
Получена субсидия
|
5 000
|
(ОФП) Земля
|
(ОФП) Отсроченные доходы
|
ОФП – Отчет о финансовом положении (Баланс).
Далее остаток на счете «Отсроченные доходы» ежегодно будет уменьшаться на 100 млн сум. за счет списания в состав прочих доходов пропорционально сроку предоставления земельного участка (5 000 млн сум. / 50 лет).
Отражение в ОФП (первый метод):
Долгосрочные активы
|
Сумма, млн сум.
|
Земля
|
5 000
|
Долгосрочные обязательства
|
Сумма, млн сум.
|
Отсроченные доходы
|
5 000
|
При использовании второго метода актива и субсидии в ОФП видно не будет. Лишь в случае частичного финансирования приобретения актива за счет государственной помощи при втором методе состав долгосрочных активов будет выше нуля. В то же время эта информация подлежит обязательному раскрытию в примечаниях к финансовой отчетности (независимо от используемого метода представления).
Субсидии, относящиеся к доходам
Нужно разграничить периоды, расходы на которые компенсирует государство.
Так, если субсидия предоставляется для возмещения убытков, понесенных в прошлом, то она немедленно признается в составе прибыли или убытка. Если же субсидия предоставлена для возмещения расходов, осуществляемых в настоящее время или в будущем, то она признается в составе прибыли или убытка в периоды возникновения и признания этих затрат.
С точки зрения представления субсидий, в отчетности снова возможны 2 варианта:
1) представить субсидию как доход в составе отдельной статьи, такой как «Прочие доходы»;
или
2) вычесть сумму субсидий из соответствующих расходов (то есть из расходов, которые эти субсидии призваны компенсировать).
ПРИМЕР.
В феврале 2021 года правительство приняло решение компенсировать полученные из-за пандемии убытки компаниям сферы туризма и развлечений. Сумма полученных убытков в 2020 году у предприятия составила 500 млн сум.
Бухгалтерские проводки:
Содержание хозяйственной операции
|
Сумма, млн сум. |
Дебет
|
Кредит
|
Получена субсидия
|
500
|
(ОФП) Денежные средства
|
(ОСД) Прочие доходы
|
ОФП – Отчет о финансовом положении (Баланс).
ОСД – Отчет о совокупном доходе (Отчет о финансовых результатах).
Отражение в ОСД:
Статья отчета
|
Сумма, млн сум.
|
Прочие доходы |
500 |
Если же эти расходы были компенсированы в прошлом 2020 году, то компания могла использовать любой из 2 методов представления в отчетности. В первом случае была бы возможность раздельно увидеть сумму расходов и сумму их компенсации непосредственно в ОСД. Во втором – доходы сократили бы полученную сумму убытков.
Напоминаю: информация должна быть обязательно раскрыта в примечаниях независимо от используемого метода представления.
В заключение
Я понимаю, что государственная помощь – это тактические действия государства, основанные на его стратегии. И, как бы то ни было, они не являются ожиданием предпринимателя, особенно в благоприятные экономические периоды. И все же, как показывает практика, без глубокой вовлеченности властей экономика страны, в первую очередь базирующаяся на благосостоянии бизнеса, не сможет развиваться стабильно.