Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 07 / Мнение профессионала

Кому нужно сдавать пояснительную записку и как ее правильно составить

 

С этим вопросом бухгалтеры сталкиваются, сдавая финансовую отчетность за 2020 год (рег. МЮ N 1209 от 24.01.2003 г.). Нужно ли, к примеру, сдавать пояснительную записку микрофирмам и малым предприятиям? Предлагаем ознакомиться с мнениями специалистов.

 

Ботир МАНСУРОВ, налоговый консультант:

– Финансовая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета и включает в себя:

  • Бухгалтерский баланс (прил. N 1, рег. МЮ N 1209);
  • Отчет о финансовых результатах (прил. N 2, рег. МЮ N 1209);
  • Отчет о денежных потоках (прил. N 4, рег. МЮ N 1209);
  • Отчет о собственном капитале (прил. N 5, рег. МЮ N 1209);
  • примечания, расчеты и пояснения (ст. 22 З-на «О бухгалтерском учете»).

Примечания, расчеты и пояснения (пояснительная записка) – такая же форма финансовой отчетности, как Баланс и другие формы.

Структуру и содержание финансовой отчетности определяет Минфин. А именно: малые предприятия и микрофирмы представляют только годовую финансовую отчетность, состоящую из:

  • Бухгалтерского баланса – формы N 1;
  • Отчета о финансовых результатах – формы N 2 (п. 4 Правил, прил. N 7, рег. МЮ N 1209).

Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса определены Законом «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 постановления Президента
«О совершенствовании системы отчетности, представляемой субъектами предпринимательства, и усилении ответственности за ее незаконное истребование» (N ПП-100 от 15.06.2005 г.) ГНК и Госкомстату было поручено обеспечить безусловное соблюдение установленного порядка и сроков представления финансовой и статистической отчетности субъектами предпринимательства. Согласно этому порядку микрофирмы и малые предприятия представляют:

  • финансовую отчетность, состоящую из Бухгалтерского баланса – формы N 1 и Отчета о финансовых результатах – формы N 2, – ежегодно;
  • статистическую отчетность – ежеквартально или ежегодно, в зависимости от видов отчетности.

Итак, пояснительная записка (пояснения) как форма финансовой отчетности не предусмотрена в перечне финансовых отчетов, обязательных для представления в налоговые органы малыми предприятиями. Поэтому считаю, что малые предприятия не обязаны представлять пояснительную записку в налоговые инспекции.

 

Татьяна ЛЫМАРЕВА, эксперт buxgalter.uz:

– Норма пункта 5 Правил по заполнению форм финансовой отчетности не разделяет малые или крупные предприятия: к годовой финансовой отчетности прилагается пояснительная записка с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия.

Поэтому считаю, что пояснительную записку необходимо представлять всем предприятиям, независимо от принадлежности к малому или крупному бизнесу. Она также имеется в составе электронной отчетности – в разделе формы финансовой отчетности на my.soliq.uz.

Цель пояснительной записки – раскрыть данные, которые предприятие указало в финансовой отчетности – в Бухгалтерском балансе и Отчете о финансовых результатах.

Законодательством не предусмотрена специальная форма пояснительной записки. Она представляет собой произвольную расшифровку всей финансовой ситуации в организации. В ней могут быть как общие сведения, так и подробные разъяснения по строкам Баланса и Отчета. Каждый бухгалтер самостоятельно определяет состав и полноту данных в ней, но с соблюдением требований НСБУ.

 

В каждом НСБУ содержится перечень информации, которая должна раскрываться в финансовой отчетности.

 

Пояснительная записка может содержать следующие разделы:

  • общие данные организации (адрес, среднегодовую численность работников, виды экономической деятельности, руководящий состав и т. д.);
  • общие данные о применяемой учетной политике;
  • анализ текущих финансовых показателей деятельности организации (общей суммы чистой выручки, себестоимости реализованной готовой продукции (товаров, услуг), расходов периода, прочих доходов, например, от выбытия ОС, доходов и расходов по финдеятельности и т. д.).

В документе можно дать краткую информацию о методах:

  • оценки товаров, производственных запасов и готовой продукции;
  • оценки незавершенного производства;
  • амортизации ОС;
  • признания выручки от реализации и т. п.

Если в учетную политику организации были внесены изменения, то нужно сообщить об этом в записке, обосновать их причины и необходимость.

Желательно также привести расшифровки строк Баланса и Отчета. В частности, данные о:

  • составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
  • изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
  • изменениях в структуре и объеме ОС и НМА;
  • арендованном имуществе;
  • финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • составе затрат на производство и прочих расходов;
  • объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности;
  • обеспечении обязательств;
  • чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности в отчетном периоде и их последствиях (особенно в период пандемии). К примеру, о фактах, объясняющих причины резких скачков или снижения показателей чистой выручки по сравнению с прошлым годом и т. д.

Многие могут сказать, что данные, которые мы отражаем в пояснительной записке, система налоговых органов и так может собрать на основе отчетов и проанализировать. Например, исходя из представленной отчетности по налогу на прибыль, НДС и налогу с оборота, а также исходя из показателей Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах. Однако, пока данная форма существует в составе финотчетности, ее необходимо представлять.

 

Если по состоянию на 1 число отчетного года проводится переоценка основных фондов, то ее результаты принимаются при формировании данных финотчетности на начало отчетного года. При этом несоответствие данных на конец предыдущего и начало отчетного года объясняется как результаты переоценки ОС, проведенной по состоянию на 1 число отчетного года, и излагается в пояснительной записке к финотчетности текущего периода.

 

С 1 января 2021 года норма обязательной переоценки отменена пунктом 9 постановления Президента
«О мерах по обеспечению исполнения Закона Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год»
(N ПП-4938 от 30.12.2020 г.). Но это не означает, что организации не могут или не должны проводить добровольную (инициативную) переоценку ОС в соответствии со своей учетной политикой в целях бухучета. Проводить или не проводить переоценку основных фондов по состоянию на 1 января 2021 года, решает руководство предприятия в соответствии с учетной политикой для целей бух-учета на 2021 год.

 

Оксана ОГНЕВЧУК, заместитель председателя правления Федерации бухгалтеров Узбекистана (CIPA, DipIFR):

– Требования к информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности, должны быть включены в стандарты. Все, что есть на эту тему в НСБУ, и нужно раскрывать.

В МСФО же каждый стандарт содержит требования по раскрытиям.

При составлении финансовой отчетности по МСФО должны быть выполнены все требования всех уместных стандартов, в том числе требования по раскрытиям. Если что-то не раскрыто составителями отчетности или раскрыто неполно, то аудитор, проводящий аудит в соответствии с МСА, не даст (не имеет права давать) положительное мнение по такой отчетности, потому что такая неполная отчетность будет вводить пользователей в заблуждение.

Ориентиры по раскрытиям для целей МСФО-отчетности можно найти в опубликованной финансовой отчетности компаний, ценные бумаги которых котируются на фондовых биржах. Причем в качестве ориентиров нужно выбирать действующих в сопоставимой отрасли.

Прочитано: 56 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика