С этим вопросом бухгалтеры сталкиваются, сдавая финансовую отчетность за 2020 год (рег. МЮ N 1209 от 24.01.2003 г.). Нужно ли, к примеру, сдавать пояснительную записку микрофирмам и малым предприятиям? Предлагаем ознакомиться с мнениями специалистов.
Ботир МАНСУРОВ, налоговый консультант:
– Финансовая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета и включает в себя:
- Бухгалтерский баланс (прил. N 1, рег. МЮ N 1209);
- Отчет о финансовых результатах (прил. N 2, рег. МЮ N 1209);
- Отчет о денежных потоках (прил. N 4, рег. МЮ N 1209);
- Отчет о собственном капитале (прил. N 5, рег. МЮ N 1209);
- примечания, расчеты и пояснения (ст. 22 З-на «О бухгалтерском учете»).
Примечания, расчеты и пояснения (пояснительная записка) – такая же форма финансовой отчетности, как Баланс и другие формы.
Структуру и содержание финансовой отчетности определяет Минфин. А именно: малые предприятия и микрофирмы представляют только годовую финансовую отчетность, состоящую из:
- Бухгалтерского баланса – формы N 1;
- Отчета о финансовых результатах – формы N 2 (п. 4 Правил, прил. N 7, рег. МЮ N 1209).
Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса определены Законом «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 постановления Президента
«О совершенствовании системы отчетности, представляемой субъектами предпринимательства, и усилении ответственности за ее незаконное истребование» (N ПП-100 от 15.06.2005 г.) ГНК и Госкомстату было поручено обеспечить безусловное соблюдение установленного порядка и сроков представления финансовой и статистической отчетности субъектами предпринимательства. Согласно этому порядку микрофирмы и малые предприятия представляют:
- финансовую отчетность, состоящую из Бухгалтерского баланса – формы N 1 и Отчета о финансовых результатах – формы N 2, – ежегодно;
- статистическую отчетность – ежеквартально или ежегодно, в зависимости от видов отчетности.
Итак, пояснительная записка (пояснения) как форма финансовой отчетности не предусмотрена в перечне финансовых отчетов, обязательных для представления в налоговые органы малыми предприятиями. Поэтому считаю, что малые предприятия не обязаны представлять пояснительную записку в налоговые инспекции.
Татьяна ЛЫМАРЕВА, эксперт buxgalter.uz:
– Норма пункта 5 Правил по заполнению форм финансовой отчетности не разделяет малые или крупные предприятия: к годовой финансовой отчетности прилагается пояснительная записка с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия.
Поэтому считаю, что пояснительную записку необходимо представлять всем предприятиям, независимо от принадлежности к малому или крупному бизнесу. Она также имеется в составе электронной отчетности – в разделе формы финансовой отчетности на my.soliq.uz.
Цель пояснительной записки – раскрыть данные, которые предприятие указало в финансовой отчетности – в Бухгалтерском балансе и Отчете о финансовых результатах.
Законодательством не предусмотрена специальная форма пояснительной записки. Она представляет собой произвольную расшифровку всей финансовой ситуации в организации. В ней могут быть как общие сведения, так и подробные разъяснения по строкам Баланса и Отчета. Каждый бухгалтер самостоятельно определяет состав и полноту данных в ней, но с соблюдением требований НСБУ.
В каждом НСБУ содержится перечень информации, которая должна раскрываться в финансовой отчетности.
Пояснительная записка может содержать следующие разделы:
- общие данные организации (адрес, среднегодовую численность работников, виды экономической деятельности, руководящий состав и т. д.);
- общие данные о применяемой учетной политике;
- анализ текущих финансовых показателей деятельности организации (общей суммы чистой выручки, себестоимости реализованной готовой продукции (товаров, услуг), расходов периода, прочих доходов, например, от выбытия ОС, доходов и расходов по финдеятельности и т. д.).
В документе можно дать краткую информацию о методах:
- оценки товаров, производственных запасов и готовой продукции;
- оценки незавершенного производства;
- амортизации ОС;
- признания выручки от реализации и т. п.
Если в учетную политику организации были внесены изменения, то нужно сообщить об этом в записке, обосновать их причины и необходимость.
Желательно также привести расшифровки строк Баланса и Отчета. В частности, данные о:
- составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
- изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
- изменениях в структуре и объеме ОС и НМА;
- арендованном имуществе;
- финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженности;
- составе затрат на производство и прочих расходов;
- объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности;
- обеспечении обязательств;
- чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности в отчетном периоде и их последствиях (особенно в период пандемии). К примеру, о фактах, объясняющих причины резких скачков или снижения показателей чистой выручки по сравнению с прошлым годом и т. д.
Многие могут сказать, что данные, которые мы отражаем в пояснительной записке, система налоговых органов и так может собрать на основе отчетов и проанализировать. Например, исходя из представленной отчетности по налогу на прибыль, НДС и налогу с оборота, а также исходя из показателей Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах. Однако, пока данная форма существует в составе финотчетности, ее необходимо представлять.
Если по состоянию на 1 число отчетного года проводится переоценка основных фондов, то ее результаты принимаются при формировании данных финотчетности на начало отчетного года. При этом несоответствие данных на конец предыдущего и начало отчетного года объясняется как результаты переоценки ОС, проведенной по состоянию на 1 число отчетного года, и излагается в пояснительной записке к финотчетности текущего периода.
С 1 января 2021 года норма обязательной переоценки отменена пунктом 9 постановления Президента
«О мерах по обеспечению исполнения Закона Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год»
(N ПП-4938 от 30.12.2020 г.). Но это не означает, что организации не могут или не должны проводить добровольную (инициативную) переоценку ОС в соответствии со своей учетной политикой в целях бухучета. Проводить или не проводить переоценку основных фондов по состоянию на 1 января 2021 года, решает руководство предприятия в соответствии с учетной политикой для целей бух-учета на 2021 год.
Оксана ОГНЕВЧУК, заместитель председателя правления Федерации бухгалтеров Узбекистана (CIPA, DipIFR):
– Требования к информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности, должны быть включены в стандарты. Все, что есть на эту тему в НСБУ, и нужно раскрывать.
В МСФО же каждый стандарт содержит требования по раскрытиям.
При составлении финансовой отчетности по МСФО должны быть выполнены все требования всех уместных стандартов, в том числе требования по раскрытиям. Если что-то не раскрыто составителями отчетности или раскрыто неполно, то аудитор, проводящий аудит в соответствии с МСА, не даст (не имеет права давать) положительное мнение по такой отчетности, потому что такая неполная отчетность будет вводить пользователей в заблуждение.
Ориентиры по раскрытиям для целей МСФО-отчетности можно найти в опубликованной финансовой отчетности компаний, ценные бумаги которых котируются на фондовых биржах. Причем в качестве ориентиров нужно выбирать действующих в сопоставимой отрасли.