Norma.uz
Газета Норма / 2021 год / № 06 / Отдел кадров

Кадровик и специалист по охране труда в одном лице – возможно или нет

 

На производственном предприятии численность работников – 60 человек. В штатном расписании нет должности специалиста по охране труда. Директор хочет возложить эти обязанности на менеджера по кадрам, не создавая отдельной должности.

Правомерно ли это?

 

– Действительно, каждая организация, независимо от формы собственности, с производством и численностью 50 работников и более обязана создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда. В противном случае можно «попасть» на штраф в размере от 5 до 10 БРВ (ст. 49 КоАО; ч. 1 ст. 12 З-на «Об охране труда»).

 

Организации с численностью менее 50 работников решают вопрос создания службы ОТ или введения должности специалиста по ОТ по своему усмотрению с учетом специфики их деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона).

Поэтому создание отдельной должности специалиста по ОТ и введение ее в штатное расписание организации – прямая обязанность работодателя.

 

А если руководитель не хочет принимать новое лицо на эту должность, можно ли возложить функцию по ОТ, например, на кадровика?

Прямого запрета на замещение таких должностей в порядке совмещения либо совместительства – нет. Функции специалиста по ОТ можно поручить действующему сотруднику с его согласия в порядке совмещения или совместительства.

И совместительство, и совмещение возможны при наличии в организации соответствующей вакансии. Важно также не забывать, что специалист по охране труда должен иметь специальную подготовку (ч. 1 ст. 12 Закона).

Работники организаций, на которых возложены функции службы по ОТ, не имеющие высшего или среднего специального профессионального образования в техническом направлении, в течение 6 месяцев должны пройти переподготовку по охране труда в объеме не менее 288 академических часов. Это можно сделать как с полным, так и с частичным отрывом от работы (пп. 12, 16 Положения, прил. N 3 к ПКМ N 246 от 27.04.2017 г.).

Переподготовкой и повышением квалификации в сфере ОТ занимаются:

  • профессиональные участники рынка услуг в области ОТ, включенные в Единый реестр профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда по виду услуги «Переподготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда»;
  • Республиканский научный центр занятости и охраны труда Министерства занятости и трудовых отношений.

По итогам обучения выдается диплом установленного образца (пп. 13, 17 Положения N 246).

 

Обеспечить прохождение курсов переподготовки обязан работодатель. И именно он выделяет на это необходимые средства. Работники не несут этих расходов. Более того, за ними на период обучения сохраняется их средний заработок (п. 4 Положения N 246).

 

Как оформить совмещение или совместительство

Оформляйте совмещение, если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по ОТ наряду со своей основной работой в течение рабочего времени по основной профессии и должности
(абз. 1 п. 20 Положения, утв. ПКМ
N 297 от 18.10.2012 г.). Для этого заключите с ним допсоглашение к трудовому договору, а на основании него – издайте приказ о совмещении должностей. В допсоглашении пропишите:

  • объем и содержание поручаемой работы;
  • срок, в течение которого сотрудник будет ее выполнять;
  • размер доплаты. Он устанавливается по соглашению сторон, но в бюджетных организациях не может превышать 50 % должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии и должности, кроме случаев, установленных Кабинетом Министров (пп. 24, 25 Положения N 297).

Если хотите, чтобы сотрудник выполнял функции по ОТ в свободное от основной работы время, то оформляйте совместительство. Для этого заключите трудовой договор о работе по внутреннему совместительству (абз. 2 п. 5 Положения N 297). Укажите в нем:

  • должностные обязанности сотрудника (или сделайте отсылку на должностную инструкцию специалиста по ОТ);
  • режим рабочего времени.

Имейте в виду, что работа по совместительству не может превышать половину нормы рабочего времени, установленной для данной категории работников на работе по совместительству (п. 7 Положения N 297).

В свободные дни по основному месту работы сотрудник может работать по совместительству полный рабочий день. Учет рабочего времени ведите раздельно по основной работе и работе по совместительству.

Установите работнику размер оплаты труда в соответствии с требованиями раздела II Положения N 297.

На основании трудового договора издайте приказ о приеме на работу по совместительству и ознакомьте с ним сотрудника. Заведите личный листок формы Т-2 и внесите запись в трудовую книжку, если сотрудник подаст об этом письменное заявление (абз. 9 п. 2.12 Инструкции, рег. МЮ N 402 от 29.01.1998 г.).

Прочитано: 395 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика