Тепловики нашли новый способ борьбы с неплательщиками. Вместо того чтобы работать с потребителями по сокращению задолженности, как это предписывают ими же разработанные документы и правила, они пошли по пути угроз, самоуправства и беззакония. В столице становится нормой практика расклейки объявлений в жилых массивах с требованиями к неплательщикам погасить задолженность. В противном случае – угрозы отрезать горячую воду всему дому. Что, собственно говоря, и делается. Отключают от подачи воды если не весь дом, то отдельные стояки. Вместе с должниками под раздачу попадают регулярно оплачивающие коммунальные услуги соседи.
Монополист в который раз откровенно демонстрирует пренебрежение к законам, безнаказанность, выстраивая взаимоотношения с потребителями не по законам, а по понятиям. Подает пример, как можно нарушать и не соблюдать требования нормативно-правовых актов. Тогда что он хочет от потребителей?
Конечно, за коммунальные услуги надо платить. Но из-за того, что поставщик не может, да и не хочет работать с должниками, не должны страдать добросовестные плательщики.
В любом случае договор теплоснабжения заключается между поставщиком и отдельным потребителем. Этот договор не является многосторонним. К другим потребителям в доме не могут применяться меры, предусмотренные к отдельным потребителям, не исполнившим обязательства по оплате теплоснабжения. Поэтому поставщик не имеет права отключать весь дом от поставки услуги.
Договором и Правилами предусмотрено одностороннее отключение от подачи тепловой энергии в случае несвоевременной оплаты ее потребителем. Подобные действия по отношению к иным лицам являются нарушением договора, Правил, а также Закона «О защите прав потребителей» со стороны поставщика.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса, если потребитель оплатил услугу, то поставщик обязан выполнить обязательства. При авансовых платежах потребитель является кредитором, а поставщик – должником. Отключение его от горячей воды из-за задолженностей соседей недопустимо.
Согласно антимонопольному законодательству подобные действия поставщика являются злоупотреблением монопольным положением на рынке.
Кардинальное решение вопроса с неплатежами за тепловую энергию лежит скорее не в правовой, а в технической плоскости. Это оснащение жилфонда индивидуальными приборами учета тепловой энергии, фиксирующими параметры коммунального продукта, а также внедрение автоматизированной системы контроля и учета тепловой энергии. Это снимет многие проблемы во взаимоотношениях поставщика и потребителя.
Регламент, определяющий период, с какого момента поставщик может отключить должника, предусматривают Правила. Здесь роль играет, уведомил поставщик потребителя об этом или нет. При неуплате потребителем за теплоснабжение по истечении двух недель поставщик должен письменно уведомить его о задолженности и отключении через 7 дней по истечении срока уведомления (п. 100 Правил).
В случае невнесения потребителями платежей более трех месяцев оказание услуги теплоснабжения приостанавливается (п. 99 Правил).
Еще один момент. Пункт 100 Правил содержит механизм отключения потребителя при неуплате за теплоснабжение: «Подача возобновляется после погашения потребителем задолженности и оплаты дополнительного счета за работы по отключению и включению абонентского ввода согласно утвержденной поставщиком калькуляции». Получается, что индивидуальное отключение потребителя за неуплату предусмотрено законодательством. Но из-за того, что поставщик либо не хочет, либо не может обеспечить такую возможность, должны страдать добросовестные плательщики?