Norma.uz
Газета Норма / 2020 год / № 43 / Дом, в котором мы живем

Платим за отопление по-новому: плюсы и минусы

 

С началом отопительного сезона 2020–2021 годов в Узбекистане запущен новый порядок оплаты услуг централизованного теплоснабжения. Расчеты с потребителями переводятся на систему оплаты 1 кв. м отапливаемой площади на 1 день отопительного периода. Мы начинаем платить только за отапливаемый период, а не круглый год, как это было прежде. Это предусмотрено постановлением Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию системы теплоснабжения и финансовому оздоровлению предприятий теплоснабжения» (N ПП-4542 от 2.12.2019 г.). Чем вызван переход на новую систему оплаты и какие здесь могут быть плюсы и минусы?

 

Оплата теплоснабжения – самая «тяжелая» строка коммунальных платежей. Чтобы снизить нагрузку на потребителей, прежде она распределялась равномерно на весь год, хотя отопительный период продолжался в среднем 5 месяцев. Какой фактически объем теплоэнергии мы потребляем в период отопительного сезона, неизвестно. Многоквартирный жилфонд у нас не оснащен ни общедомовыми приборами учета тепловой энергии, ни поквартирными, которые позволяли бы абонентам контролировать фактическое потребление тепла в доме, фиксировать и платить за качество и реальные объемы ресурса, не переплачивая за него.

Поэтому мы не можем говорить о реальном потреблении. При расчетах за отопление у нас оперируют усредненными показателями. Это далеко не способствует доверию потребителей к поставщикам. При плавающем отопительном периоде, когда использовалась не реальная, а усредненная продолжительность, отсутствии прозрачности при формировании тарифа абонентам очень сложно добиться перерасчета при недопоставках тепла, разобраться в начислениях при услуге, не соответствующей установленным нормативам.

Что может изменить новая система оплаты тепла? Хочется надеяться, что при переходе на нее расчеты станут для граждан более понятными. Они смогут посчитать, в какой период отсутствовало отопление, подтвердить это актами, предъявить поставщику требование о снижении оплаты, проверить начисления и защитить свои права. Если потребитель не согласен с начисленной суммой, возможно, ему будет проще добиться справедливости, чем при круглогодичной схеме оплаты. Но при условии, что монополист, часто нарушающий права потребителей, будет их соблюдать. В противном случае все останется по-прежнему.

Оплата отопления остается почти в таких же пределах, как это было до ее введения. Сейчас поставщики говорят, что им часто задавали вопрос: «Почему отопительный сезон длится 5 месяцев, а за отопление платим круглый год, даже когда оно отключено?». Вроде потребители сами напросились. Мол, были недовольны – мы пошли навстречу. Это, конечно, не так. Наивно полагать, что при переходе на новую схему оплаты они озаботились интересами потребителей.

Конечно, прежде платеж за самую дорогую услугу был растянут на весь год и был не так заметен. Сейчас граждане волнуются: справятся ли с повышенной платежной нагрузкой, которая возрастает в 2 раза в период отопления? Не будет ли это слишком тяжелым бременем для них? Не вызовут ли непривычно высокие суммы в квитанциях недовольство потребителей? И насколько весомыми при этом станут аргументы, что остальные полгода у них будут нулевые начисления за отопление?

В новой системе оплаты отопления прежде всего заинтересованы поставщики. Это интересы экономики, отрасли, но реформы должны быть ориентированы на потребителя, иначе они теряют социальный смысл. Потребитель требует улучшения качества услуг, повышения уровня обслуживания. Поставщик не может ждать конца года, когда большая часть потребителей обычно производит окончательные расчеты за коммунальные услуги. Поставщику необходимо вкладывать средства в обновление системы теплоснабжения, модернизацию, капитальный ремонт, энергоэффективные технологии и т. д. весь год. Он заинтересован в наличии средств для предстоящих работ во внеотопительный сезон. Сможет ли новый порядок оплаты взбодрить потребителей в плане укрепления платежной дисциплины или, наоборот, окажется неподъемным и приведет к еще большему росту неплатежей за отопление, покажет время. Но теперь у поставщика меньше возможностей «химичить», пользуясь разницей между расчетным и фактическим периодами отопления. А это большой плюс для потребителей.

Прочитано: 286 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика