Norma.uz
Газета Норма / 2017 год / № 18 / Дом, в котором мы живем

Нет задолженности? Начислим!

 

Жалобы на газоснабжающие организации в Госкомитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (далее – Комитет), похоже, достигли своего апогея. За I квартал 2017 года они составили 70% (921) из всех обращений по вопросам ЖКХ (1 323) и превысили аналогичные показатели прошлых лет за этот период. Поставщики природного газа остаются абсолютными чемпионами по нарушениям прав потребителей в коммунальной сфере. Взаимоотношения сторон всегда были далеко небезоблачны. Для потребителей, пожалуй, это самое сложное ведомство ЖКХ. Призвать газовиков к букве закона сложно даже контролирующим органам, а о потребителях и говорить не приходится. Статистика первых 3 месяцев года зашкаливает и свидетельствует о серьезных проблемах в отношениях сторон.

 

Конечно, предприятия отрасли парализуют огромные неплатежи, не позволяющие эффективно развиваться. Для их погашения поставщики газа задействуют возможные и невозможные методы, часто перекладывая проблему на плечи добросовестных плательщиков, пренебрегая законодательством. При этом подход следующий: «Нет задолженности – найдем!». Надо отметить, что, из года в год изобретая новые замысловатые схемы начисления необоснованных задолженностей, они весьма преуспели. Подробнее об этом рассказывает начальник управления по контролю за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Комитета Дильшод Азимов.

– Если заглянуть в абонентскую базу, то сегодня задолженность перед районными газоснабжающими организациями (далее – райгаз) имеют практически 100% потребителей. Ситуация за гранью понимания, но это так. Если вы – добросовестный плательщик и вам понадобилась справка об отсутствии задолженности, будьте готовы к тому, что вам придется это долго доказывать. Например, вы получили справку, подтверждающую, что у вас нет долга. А через час-два или на следующий день, когда за компьютером будет другой оператор, вам сообщат, что у вас имеется задолженность. В базе данных – полная неразбериха с учетом, и мы не можем призвать газовиков навести в ней порядок.

Бьемся над этой проблемой долгое время. В чем тут дело? Несовершенная программа, некомпетентные операторы, уловки поставщика. Например, абонент платит по счетчику. В базе данных – информация о реальном потреблении по прибору учета и по норме потреб­ления исходя из числа проживающих, количеству газовых приборов. По сути, эта колонка введена для анализа потребления газа. Часто начисления производят не по показаниям счетчика, а по норме потребления. Или еще лучше: вначале по счетчику, а потом по нормативу. Хотелось бы верить, что это техническая ошибка, если бы не одно «но». Потребитель может обратиться в суд, доказать, что начисленная задолженность необоснованная, или в Комитет. Изучив факты и выявив нарушения законодательства, выдаем поставщику предписание, передаем материалы в прокуратуру. Но – увы, добиться перерасчета при необоснованной задолженнос­ти очень трудно.

В последнее время поставщики газа стали выставлять задолженности за 5–10 лет. Конечно, существует срок исковой давности (3 года). Согласно статье 149 Гражданского кодекса это срок, в пределах которого потребитель может защитить свое нарушенное право путем предъявления иска. Но мало кто из них решается судиться с газовиками. К сожалению, у наших потребителей нет культуры защиты своих интересов в суде. Да и доказать им что-либо сложно.

Что касается поверки счетчиков, острота вопроса в общем-то снята. Многие потребители знают о необходимости ее проведения. Поставщики напоминают им об истечении межповерочного интервала. Но по-прежнему остается проблема внесения данных о ее проведении в информационную базу. Если потребитель сам не проконтролирует этот процесс, ему обеспечены начисления за якобы непроведенную поверку. Причем их выставляют за несколько лет, не информируя об этом абонентов, а это тоже нарушение. К тому же передача информации в базу данных – это работа сотрудников райгаза. Пункт 27 Положения о порядке поверки приборов учета газа (рег. МЮ № 2604 от 30.07.2014г.) предусматривает, что перед установкой счетчика после поверки работник райгаза проверяет наличие сертификата. Потребитель должен представить его экземпляр газовику, чтобы тот передал для занесения информации в базу данных. Но представители поставщика когда делают это, когда – нет. И тогда все происходит с точностью до на­оборот. Когда работник райгаза забывает это сделать, то не несет никакой ответственности за свою оплошность. А потребитель, наоборот, должен тратить время, сидеть в очередях, собирать справки, доказывать, что он ничего не нарушил.

В последнее время работники газоснабжающих организаций стали практиковать начисления за просрочку установленных сроков оплаты потребления газа. Согласно статье 134 Жилищного кодекса оплата коммунальных услуг должна осуществляться ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим. В случае невнесения платежей за комуслуги в этот срок физические лица уплачивают пеню в размере 0,1% за каждый день просрочки, но не более 50% от суммы просроченного платежа. Все эти годы кому-то пеня начислялась, кому-то – нет. Сейчас райгазы проанализировали сроки оплаты потребления газа и стали выставлять пени зад­ним числом за несколько лет даже за просрочку 1–2 месяцев. Многие потребители доказать не могут, взимали с них пеню или нет, – так давно это было, что и квитанции не сохранились. Поставщикам это наруку. Такой же подход и в отношении авансовых платежей.

При оплате газа без счетчика необоснованная задолженность может формироваться за счет начислений на давно умершего члена семьи. При этом абонент в свое время представил поставщику копию свидетельства о смерти, а ее не оказалось в базе. И вот через 5–10 лет он получает уведомление о наличии задолженности на давно ушедшего из жизни члена семьи. Это либо халатность газовиков, которые своевременно не внесли изменения о составе семьи в абонентскую базу, либо умысел, когда все методы хороши, вдруг и здесь пройдет. У нас были обращения, когда газ потребителям неcколько лет вообще не подавался, а им приходили уведомления о наличии задолженности за этот период. Что тут скажешь, полный абсурд…

Или человек купил квартиру, оформил ее, заключил договор с поставщиком. Живет спокойно, платит за газ, а тут приходит уведомление о наличии огромного долга прежнего хозяина, который почему-то требуют заплатить нового собственника. С какой стати? Ведь при купле-продаже недвижимости нотариусу представляется справка об отсутствии задолженности, и новый хозяин не должен отвечать за долги прежнего владельца квартиры. Это значит, прежний имел задолженность, «договорился» с работником, выдающим справки. В результате задолженность всплыла. Отвечать за это должны прежний собственник и нерадивый работник райгаза. Вот с них и следует спрашивать. Для этого надо поднять справку, представленную нотариусу, посмотреть, кто выдавал ее, и предъявлять претензии ему, а не новому квартировладельцу. Против него же запускаются карательные меры. И пошло-поехало вопреки здравому смыслу, всем нормам и правилам.

Неразбериха с начислениями происходит из-за халатности и безответственности газовиков, которые свое­временно не производят осмотр счетчиков, не корректируют данные в информационной базе. Сколько раз обращались к ним, что необходимо разобраться с базой данных: наладить обоснованный расчет задолженнос­тей, выйти на реальные, а не на мнимые начисления. Они никак не идут на это.

Задолженности за коммунальные услуги в массовом порядке взыскиваются на основе судебных приказов, когда суды не разбираются в причинах неплатежей. Конечно, надо бороться с неплательщиками. Но ведь среди них есть потребители, имеющие мнимые долги.

Поставщики коммунальных услуг возвращают потребителям сумму необоснованно начисленной задолженности. В I квартале текущего года по результатам рассмотрения обращений Комитетом потребителям уже произведен перерасчет за комуслуги и возвращено около 800 млн сум.

 

Напряжение снижено

Что касается электроснабжения, то во взаимоотношениях потребителей и поставщиков нет такого напряжения. В первом квартале этого года жалобы на сферу электроснабжения составили 18,9% (250). Контролеры регулярно проводят осмотр электросчетчиков, сверяют показания. Но остается проблема срыва пломб проверяющими с приборов учета, о чем мы говорили в «Норме» № 8 от 25.02.2014 г. («Пломба, счетчик, чья вина?»). Поэтому некоторые потребители стали переносить их в квартиру, но поставщики требуют вернуть их в подъезд. Им так удобнее. Документа, четко регулирующего, где устанавливать счетчик, нет. В пункте 98 Правил пользования электрической энергией (прил. №1 к ПКМ №245 от 22.08.2009г., далее – Правила) сказано, что за сохранность и целостность электросчетчиков, установленных на лестничных площадках, ответственность несут ТЧСЖ, а также ведомства, в ведении которых находится жилой дом. Но электросчетчик – это частная собственность квартировладельцев, а не общее имущество членов ТЧСЖ. Почему за них должны отвечать товарищества?

Нерешенными остаются вопросы, связанные с перепадами напряжения. С поверкой в этой сфере проблем практически нет. Постепенно идет установка электронных счетчиков, подключение их к автоматизированной системе контроля и учета потребления электрической энергии (АСКУЭ). Граждан интересует, за чей счет должна производиться их замена? Пункт 103 Правил предусматривает, что установка новых счетчиков, подключаемых к АСКУЭ, взамен существующих происходит за счет предприятия территориальных электросетей. В пункте 2 постановления КМ №295 от 1.11.2013 г. тоже говорится, что замена и установка современных электронных электросчетчиков производятся за счет собственных и привлеченных средств ГАК «Узбекэнерго». Но замена идет по графику. При этом старый счетчик должен быть на месте и в исправном состоянии, иначе потребителю придется приобретать электронный за свой счет.

 

Обращений стало меньше

Обращений потребителей по услугам теплоснабжения в I квартале текущего года стало меньше. Они составили 3,7% (43) и касались отсутствия отопления в квартирах; отключения горячей воды во всем доме из-за нескольких должников, из-за чего страдали добросовестные плательщики; необоснованных начислений за непроживающих в квартире граждан (при отсутствии прибора учета горячей воды) и т.д.

Сегодня сфера теплоснабжения стоит на пороге грандиозных перемен. Недавно принято постановление КМ «О Программе развития системы теплоснабжения на период 2018–2022 годы» (№ПП-2912 от 20.04.2017г.). Документ определил магистральное направление отрасли на перспективу. Среди приоритетов – внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии. Развитие системы децентрализованного теплоснабжения путем строительства энергоэффективных локальных котельных, установки индивидуальных внутриквартирных систем теплоснабжения. Внедрение автоматизированной системы учета потребителей, начисления и оплаты услуг теплоснабжения и так далее. Это позволит повысить эффективность предприятий отрасли, улучшить качество предоставляемых услуг. Много лет мы выступали за установку внутри­квартирных систем теплоснабжения. Тогда отсутствовали нормативная база, финансово-технические возможности. Сейчас развитию отрасли открыт «зеленый» свет. Ждем перемен.

Большие проблемы с ТЧСЖ. Многие из них не выполняют своих обязанностей, работают спустя рукава, не обеспечивают прозрачности в расходовании средств жильцов. Это отражается на техническом состоянии многоквартирного фонда. Встречаются факты нецелевого использования льготных кредитов на капитальный ремонт домов. Например, он берется на капремонт, а выполняется текущий. Или заемные средства получены на ремонт подъездов. Два этажа ремонтируют, остальные нет. К сожалению, в таких ситуациях отсутствует должный контроль со стороны жильцов. Ведь это их дом. Кто, как не они, должен быть кровно заинтересован в эффективном расходовании их собственных средств. Многие жители имеют задолженность по обязательным взносам на содержание общего имущества. Это не позволяет ТЧСЖ нормально работать. Товарищества должны более активно взыскивать задолженность, требовать исполнения судебных решений.

Но есть надежда на лучшее. Недавно были приняты документы по дальнейшему совершенствованию управления сферы ЖКХ, системы содержания и эксплуатации многоквартирных домов на 2017–2021 годы. Они нацелены на кардинальное улучшение положения дел в отрасли.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

Прочитано: 3339 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика