Norma.uz
Газета Норма / 2016 год / № 30 / Дом, в котором мы живем

Откуда дровишки?

 

Потребители должны платить за дополнительно отапливаемую площадь

 

Два года назад многие потребители столкнулись с новой реальностью под названием «дополнительно отапливаемая площадь», а вместе с этим – необходимостью платы за нее. «За что платить? – спрашивают удивленные жители, получившие извещения о начислениях тепловиков. – Площадь у нас та же самая, как можно ее увеличить?»

Возможно, для кого-то станет открытием, что дополнительно отапливаемую площадь создают сами потребители. Своими собственными руками, полетом фантазии и заблуждением, что если мы хозяева квартиры, то вправе делать в ней все, что нам заблагорассудится. Речь идет о незаконной перепланировке и переоборудовании жилых помещений, когда в собственниках жилья просыпается дух строителя и архитектора в одном лице. И тогда, не задумываясь о последствиях, они начинают что-то ломать, с чем-то объединять, разъединять, переносить, демонтировать. Одним словом, улучшать свое жилье и одновременно создавать потенциальные проблемы для себя, реальные – для соседей

 

.

  

Законодательством определено, что можно, а что нельзя перестраивать в своих квартирах, когда требуются, а когда не нужны разрешительные документы. Однако должного контроля со стороны тепловиков за перестроечным процессом не было. Два года назад приняли документы, направленные на решение этой проб­лемы.

Чаще всего, сами того не ведая, жители увеличивают отапливаемую площадь за счет объединения комнат, со­оружения арок между комнатой и лоджией, переноса туда батарей, обустройства «теплого» пола, увеличения секций на батареях и т.п. В результате жилое помещение начинает потреблять больше тепловой энергии, нарушается тепловой баланс. Если исходить из того, что практически в каждой квартире жильцы что-то меняют, переносят, перестраивают, то для поставщиков это неучтенные потери коммунального продукта, а для соседей – сбой в работе внутридомовой системы теплоснабжения. Те, кто попали «под раздачу», – уже расплачиваются за свои архитектурно-строительные фантазии. Тем не менее у них тоже много вопросов. В том числе с какого момента платить за дополнительно отапливаемую площадь, точнее, за реальное потребление тепла. Те, кто еще не «засветились», интересуются, что делать: ждать, когда пробьет их час, или добровольно урегулировать ситуацию?

Вопросы наших читателей на эту тему звучали в унисон с обсуждением проблемы на Фейсбуке в группе «ТЧСЖ и как с ним жить» https://www.facebook.com/groups/TChSJ.Uz/permalink/882839051825548/. Модератор группы Максим Черников обратился к руководителям УП ПО «Таштеплоэнерго» за разъяснениями, ответил на вопросы участников группы. Обзор этого поста будет полезен и для читателей нашего тематического выпуска.

 

 

Пост сдал – пост принял

 

Прежде всего потребители должны быть в курсе, какими документами регулируются самострой, связанный с увеличением отапливаемой площади, и ответственность за него.

 

1. Правила оказания услуг теплоснабжения в многоквартирных домах (прил. №1 к ПКМ от 15.07.2014г. №194, далее – Правила №194).

Пункт 2 дает определение отапливаемой площади как суммы площадей жилых комнат. Площади лоджий, балконов, веранд и террас, в которых установлены отопительные приборы (обогревательные поверхности) или перепланированные с присоединением к помещениям, оборудованным отопительными приборами (обогревательными поверхностями), подключенными к внутридомовым системам теплоснабжения, увеличивают размер ­отапливаемой площади.

Пункт 15 запрещает:

отключение систем отопления с демонтажем отопительных приборов отдельных жилых и нежилых помещений многоквартирных домов от внутридомовой системы отопления и горячего водоснабжения во избежание теплового и гидравлического разрегулирования данной системы;

присоединение дополнительных секций к нагревательным приборам или уменьшение их количества, а также установление ниши для радиаторов отопления без соблюдения требований по переоборудованию и перестановке отопительных и санитарно-технических приборов.

Пункт 87 гласит, что потребитель несет ответственность в установленном законодательством порядке за нарушения внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения, влияющие на качество поставки услуг отопления и ГВС.

Пункт 88 запрещает потребителям в том числе:

самовольно присоединяться к внутридомовым тепловым сетям или присоединяться к ним в обход общедомовых или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые системы теплоснабжения без внесения в установленном порядке соответствующих изменений;

самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, указанных в техническом паспорте помещения, а также устанавливать дополнительную регулирующую и запорную аппаратуру;

отключать системы отопления с демонтажем отопительных приборов отдельных жилых и нежилых помещений многоквартирных домов от внутридомовой системы отопления и ГВС.

 

2. Комплекс мер по повышению эффективности работы и финансовому оздоровлению теплоснабжающих организаций республики (прил. №1 к ПКМ от 6.11.2013г. №300, далее – ПКМ №300).

Пункты 2, 3 раздела II предусматривают проведение инвентаризации потребителей (физических лиц) тепловой энергии по выявлению дополнительно отапливаемых площадей квартир с последующим начислением за фактически потребляемую тепловую энергию и обеспечение заключения договоров с вновь выявленными потребителями тепловой энергии. А также организацию проверок достоверности результатов проведения инвентаризации потребителей и базы данных по потребителям теплоснабжающих предприятий.

 

3. Программа «дорожная карта по финансовому оздоровлению УП ПО «Тошиссиккуввати» города Ташкента (прил. №18 к ПКМ от 17.07.2014г. №197, далее – ПКМ №197).

Пункт 2 раздела II устанавливает механизм проведения инвентаризации по выявлению дополнительно отапливаемых площадей квартир с последующим начислением за фактически потребляемую тепловую энергию.

 

4. ШНК 1.04.05-06 «Положение о порядке осуществления реконструкции, перепланировки и переоборудования помещений в многоквартирных домах, обеспечивающих безопасность устойчивости зданий» (утв. Госархитектстроем от 23.03.2006г. №20).

Пункт 5 устанавливает перечень работ по реконструкции, перепланировке и переоборудованию помещений, проведение которых разрешается в целях повышения удобств проживания.

Раздел II включает порядок оформления исходно-разрешительной документации для реконструкции.

Раздел III регламентирует ограничения на реконструкцию, перепланировку и переоборудование помещений.

Раздел VI предусматривает ответственность граждан, юридических и должностных лиц за нарушение требований Положения.

 

 

Тошиссиккуввати разъясняет

 

Один из ключевых вопросов: с какого момента теплоснабжающая организация должна производить начисления за дополнительно отапливаемую площадь? Судя по обращениям потребителей, работники районных структур Тошиссиккуввати трактуют это по-разному. Где-то производят начисления с момента выявления у потребителей приборов отопления, установленных на балконах, или перепланированных балконов с присоединением их к помещениям, оборудованным отопительными приборами. Либо считают с даты утверждения ПКМ №300 либо №194, либо №197. В каких-то районах начисляют за период исковой давности. В других (еще лучше) – с даты последнего переоформления квартиры. В общем, полная неразбериха, что, безусловно, требовало внесения ясности и однозначного толкования.

 

 

 

Максим Черников обратился с этими вопросами в УП ПО «Тошиссиккуввати». Заместитель генерального директора Тошиссиккуввати М.Нартикоева разъяснила ситуацию.

Исходя из еще одного письменного разъяснения заместителя генерального директора Тошиссиккуввати М.Нартикоевой (от 19.02.2016г. №91) в случае обнаружения представителем поставщика у потребителя приборов отопления, установленных на балконе, или перепланированных балконов с присоединением к помещениям, оборудованным отопительными приборами, штрафы потребителю не выставляются.

То есть требования Тошиссиккуввати следующие. Вынес батарею на балкон – плата за дополнительно отапливаемую площадь начисляется с момента ее выявления и составления акта. Если ТЧСЖ письменно подтвердит более ранний срок, начисления будут производиться с даты, указанной ТЧСЖ, но не ранее 1.08.2014 г., после ввода в действие ПКМ №194. То же самое относится к перепланировке балконов с присоединением к помещению, оборудованному отопительными приборами. Во всех указанных случаях штрафы не взимаются. Потребитель должен восстановить внутриквартирную систему отопления в соответствии с проектом, если своими действиями он нарушил работу внутридомовых систем.

 

 

Обсуждаем проблему

 

Демонтаж запрещен

А.П.: У моей сестры на балконе установлена батарея, а из кухни и зала их убрали. Должна ли она платить за отопление лоджии? Это же ее собственная квартира! Убрала-то она всего 2 батареи и по этим же трубам поставила 1 на лоджию. Если должна платить, то где же тут логика, в чем суть запрета? А когда меняют чугун на алюминий или подключают вместо шести десять–двенадцать секций, там тоже что-то нарушается?

Максим Черников (М.Ч.): Ваша сестра должна платить за батарею на балконе. Логика в том, что согласно Правилам №194 запрещается отключение систем отопления с демонтажем отопительных приборов отдельных жилых и нежилых помещений многоквартирных домов от внутридомовой системы отопления и горячего водоснабжения во избежание теплового и гидравлического разрегулирования данной системы (п.15). То же самое предусмотрено пунктом 88 Правил. Суть запрета – в изменении тепловой нагрузки на дом.

В соответствии с пунктом 15 ШНК 1.04.05-06 при переоборудовании помещений более прогрессивными газовыми, сантехническими и электрическими приборами без изменения схемы отопительных, газовых, водоканализационных и электрических сетей помещения в пределах существующего потребления разработка проектной документации и получение разрешения уполномоченного органа не требуются. Согласно пункту 15 Правил запрещается присоединение дополнительных секций к нагревательным приборам или уменьшение их количества.

 

Ждать или действовать?

В.С.: Во время ремонта мы провели перепланировку, установив арку между лоджией и комнатой с установкой батареи на лоджии. Моих знакомых в аналогичной ситуации заставили вернуть все в первоначальное состояние и стали производить им начисления за дополнительно отапливаемую площадь. К нам пока тепловики не приходили. Что делать в такой ситуации? Обратиться самим в теплоснабжающую организацию или ждать, когда к нам придут с инвентаризацией?

М.Ч.: Поскольку вы произвели незаконную перепланировку, рано или поздно придется все урегулировать в соответствии с требованиями законодательства. Чем раньше вы это сделаете, тем меньше придется платить. Максимальный срок, с которого вам могут производить начисления, – с 1.08.2014 г.

 

Арка в наследство

А.И.: Мы приобрели перепланированную квартиру с аркой между лоджией и залом. На лоджии установлена батарея. Тепловики возложили на нас ответственность за это, хотя перепланировка – дела давно минувших лет, и мы здесь ни при чем. Должны ли мы отвечать за прежних хозяев?

М.Ч.: Прежде всего при покупке квартиры следует обращать внимание на то, есть ли разрешение на перепланировку квартиры у прежних хозяев, иначе это может стать вашей проблемой. А вот платить за дополнительно отапливаемую площадь вам все равно придется. Ведь вы фактически потребляли тепловую энергию больше установленного нормативом объема. Вопрос: с какого момента придется платить? С момента приобретения квартиры, но не ранее чем с 1.08.2014 г.

 

Три в одном

И.Г.: Мы объединили кухню, комнату и лоджию. Как привести оплату за отопление в порядок и с чего начать?

М.Ч.: Примерный порядок действий должен быть следующим:

1. Потребитель должен вызвать инспектора теплоснабжающей организации для обследования квартиры на предмет выявления дополнительно отапливаемой площади. Лучше это сделать не по телефону, а письменно.

2. При обследовании квартиры инспектором вы должны указать дату перепланировки своей квартиры, а ТЧСЖ письменно подтвердить это. Если товарищество укажет более раннюю дату, то начисления будут производиться с этого момента, но не ранее чем с 1.08.2014 г.

3. Тепловики и ТЧСЖ составляют акт с указанием дополнительно отапливаемой площади. В нем дается предписание собственнику жилого помещения о необходимости восстановления внутриквартирных систем отопления в соответствии с проектом.

4. Начисление оплаты производится до исполнения предписания.

5. Штрафные санкции за дополнительно отапливаемую площадь не начисляются.

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спец. корр.

Прочитано: 7691 раз(а)

Комментарии к статье (1)

Ошибка: Xbb_Tags_Color не найден.Ошибка: Xbb_Tags_A не найден.
2017-12-20 21:57:03, Гость_Камила:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика