Norma.uz
Газета Норма / 2015 год / № 20 / Новое в законодательстве Узбекистана

Указ Президента Республики Узбекистан

«О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития»

 

В целях кардинального повышения роли и места частной собственности в экономике республики, ликвидации преград и ограничений на пути развития частной собственности и частного предпринимательства, сокращения государственного присутствия в экономике, последовательного роста доли частной собственности в валовом внутреннем продукте, в том числе с участием иностранного капитала:

1. Утвердить Программу мер по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития, согласно приложению, направленную на:

повышение ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, нарушение прав частных собственников;

усиление гарантий защиты частной собственности, продолжение процесса либерализации административного и уголовного законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;

дальнейшее упрощение всех видов регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур, а также процедур, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности;

создание необходимых условий и возможностей для ускоренного развития частной собственности и частного предпринимательства, расширения их доступа к материальным и кредитным ресурсам, улучшения бизнес-среды.

Возложить персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий, включенных в Программу мер, на руководителей соответствующих министерств, ведомств, судебных, правоохранительных и контролирующих органов – ответственных исполнителей, органов государственной власти на местах.

2. Установить с 1 июля 2015 года порядок, в соответствии с которым:

проведение всех проверок деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств осуществляется контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, других хозяйствующих субъектов – не чаще одного раза в три года, только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов Республики Узбекистан;

срок проведения плановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, составляет не более 10 календарных дней;

плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства охватывают только период, последующий за последней плановой проверкой;

проверки правоохранительными органами деятельности хозяйствующих субъектов в связи с возбужденными уголовными делами осуществляются с обязательным участием привлеченных хозяйствующими субъектами адвокатов (за исключением случаев отказа от данного права со стороны хозяйствующего субъекта);

не возбуждается уголовное дело и освобождается от ответственности лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 184 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей), если оно полностью возместило нанесенный государству ущерб, уплатило пени и другие виды финансовых санкций в течение 30 дней после обнаружения преступления.

3. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан:

усилить надзор за неукоснительным исполнением законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности и практическим внедрением принятых норм, обеспечив неотвратимость ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц контролирующих, правоохранительных и уполномоченных государственных органов за нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательства;

совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в срок до 1 июля 2015 года создать на базе действующего Единого центра обслуживания вызовов АК «Узбектелеком» и «телефона доверия» Генеральной прокуратуры систему круглосуточного приема обращений субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства по вопросам необоснованного вмешательства государственных, правоохранительных и контролирующих органов в их деятельность, воспрепятствования предпринимательской деятельности и нарушения прав собственников, с принятием предусмотренных законодательством мер воздействия в отношении лиц, виновных в нарушении законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности.

4. Определить, что:

хозяйственным судам предоставляется право приостанавливать исполнение решения контролирующего органа, обжалуемого со стороны субъекта предпринимательства, на период рассмотрения соответствующего иска;

изъятие имущества субъектов предпринимательства в связи с нарушением ими налогового и таможенного законодательства осуществляется исключительно по решению суда;

взыскание доначисленных таможенных платежей, по которым имеется возражение со стороны субъекта предпринимательства, производится по решению хозяйственного суда.

Высшему хозяйственному суду совместно с Минис­терством юстиции, Министерством финансов, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан предложения по дальнейшему повышению роли и эффективности деятельности судебных органов по обеспечению надежной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, ускорению сроков рассмотрения исков субъектов предпринимательства, в том числе путем широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий.

5. Предоставить с 1 июля 2015 года индивидуальным предпринимателям право нанимать от одного до трех работников в зависимости от вида деятельности с уплатой за каждого нанятого работника страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд в размере 50 процентов от минимальной заработной платы и фиксированного налога в размере 30 процентов от установленной ставки для индивидуальных предпринимателей-работодателей.

Освободить индивидуальных предпринимателей от уплаты фиксированного налога за нанятых работников – выпускников профессиональных колледжей, в течение двенадцати месяцев с даты окончания ими колледжа.

6. Принять предложение Министерства юстиции, Министерства экономики, Министерства финансов, Госархитектстроя, Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан о создании на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов) единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» (далее – центры «одно окно»).

Возложить на Министерство юстиции Республики Узбекистан функции по координации, контролю и оказанию методического содействия деятельности центров «одно окно» с сохранением существующей предельной численности работников органов юстиции.

7. Кабинету Министров совместно с Министерством юстиции, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством экономики, Министерством финансов Республики Узбекистан, Торгово-промышленной палатой, другими заинтересованными министерствами и ведомствами:

в срок до 1 июля 2015 года провести полную инвентаризацию государственных услуг, оказываемых службами «одно окно» при различных ведомствах, с их интеграцией в систему услуг центров «одно окно», разработкой типовых форм учредительных документов и документов, представляемых для получения государственных услуг, в том числе лицензий и разрешительных процедур;

обеспечить начало функционирования центров «одно окно» не позднее  1 января 2016 года с последующим запретом на принятие другими органами государственного и хозяйственного управления непосредственно от субъектов предпринимательства документов для оказания им государственных услуг, оказываемых центрами «одно окно».

8. Установить, что вся сумма государственной пошлины, поступающей за государственную регистрацию субъектов предпринимательства, зачисляется в доходы инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов), а с 1 января 2016 года – в доходы центров «одно окно», в качестве источника их финансирования, с направлением поступающих средств исключительно на цели укрепления их материально-технической базы и стимулирования сотрудников.

9. Министерству экономики, Министерству юстиции, Министерству финансов, Государственному комитету по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, Государственному налоговому комитету, Центральному банку Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.

Президент

Республики Узбекистан

И.КАРИМОВ.

г.Ташкент,

15 мая 2015 года

N УП-4725.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

К УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

«О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТЫ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, МАЛОГО БИЗНЕСА И ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СНЯТИЮ ПРЕГРАД ДЛЯ ИХ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ»

 

За годы независимости в Республике Узбекистан осуществляется системная работа по либерализации экономики, внедрению рыночных принципов и механизмов управления, формированию благоприятного делового климата, устранению излишних бюрократических барьеров и препон на пути развития частной собственности и частного предпринимательства.

Только за период 2012–2014 годы принято более 15 законов Республики Узбекистан, направленных на повышение роли частной собственности и ее защиту, дальнейшее улучшение состояния деловой среды и условий ведения бизнеса, в том числе «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности (новая редакция)», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «О конкуренции», «О семейном предпринимательстве» и другие.

В результате доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте возросла с 31 процента в 2000 году до 56 процентов в настоящее время, в этой сфере трудится более 77 процентов занятого населения.

Принятый Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» направлен на создание еще более благоприятных экономических и правовых условий и стимулов для кардинального повышения роли и места частной собственности в экономике, ликвидации имеющихся преград и ограничений в организации предпринимательской деятельности, последовательного роста доли частной собственности в валовом внутреннем продукте, в том числе с участием иностранного капитала.

Указом утверждена комплексная Программа мер, предусматривающая реализацию в основном в текущем году 33 конкретных мероприятий по четырем ключевым направлениям дальнейшего обеспечения надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятия преград для их ускоренного развития.

Особое внимание в Программе мер обращено на создание необходимых условий и возможностей для ускоренного развития частной собственности и частного предпринимательства, дальнейшее упрощение порядка их создания и организации деятельности, предоставление большей свободы для предпринимательства за счет либерализации административного и уголовного законодательства.

В частности, вводится порядок, в соответствии с которым уголовное дело не возбуждается и лицо освобождается от ответственности, если оно впервые совершило преступление, предусмотренное статьей 184 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей), и полностью возместило нанесенный государству ущерб, уплатило пени и другие виды финансовых санкций в течение 30 дней после обнаружения преступления.

Также намечено внести дополнения в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми не применяется наказание в виде лишения свободы при полном возмещении должностными лицами хозяйствующих субъектов нанесенного материального ущерба, предусмотренного за лжебанкротство и сокрытие банкротства.

Из уголовной юрисдикции в административную предусматривается перевести правонарушения, совершенные в сфере правил торговли, торговой и посреднической деятельности, за исключением правонарушений в особо крупном размере.

Определены меры по смягчению ответственности должностных лиц, осуществляющих административно-распределительные и административно-хозяйственные полномочия в предпринимательских структурах и других негосударственных организациях. Так, в Уголовный кодекс будут введены отдельные статьи, предусматривающие более мягкие меры наказания за незаконное получение материального вознаграждения (коммерческий подкуп), злоупотребление полномочием и другие правонарушения. При этом в случае полного возмещения причиненного материального ущерба в результате указанных правонарушений не применяется наказание в виде лишения свободы.

Программой мер предусматривается усиление роли судебных органов в защите интересов частных предпринимателей. Так, только по решению суда может осуществляться изъятие имущества субъектов предпринимательства в связи с нарушением ими налогового и таможенного законодательства, взыскание доначисленных таможенных платежей, по которым имеется возражение со стороны плательщика. Хозяйственным судам предоставляется право приостанавливать исполнение обжалуемого действия (решения) контролирующего органа, а срок вынесения хозяйственными судами определения о принятии искового заявления
к производству и подготовке дела к судебному разбирательству сокращен с 10 до 5 дней.

Вводится порядок, в соответствии с которым проверки правоохранительными органами деятельности хозяйствующих субъектов в связи с возбужденными уголовными делами осуществляются с участием привлеченных хозяйствующими субъектами адвокатов (за исключением случаев письменного отказа от данного права со стороны хозяйствующего субъекта).

Программой установлен широкий комплекс мер по упрощению всех видов регистрационных и разрешительных процедур, расширению доступа к получению различных видов государственных услуг. Так, для получения льгот и преференций, предусмотренных законом для субъектов предпринимательства, не нужно обращаться со всякого рода письменными заявлениями.

Упрощен порядок осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) первой необходимости у субъектов предпринимательства посредством электронных торгов через специальный информационный портал Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи.

Государственная регистрация и постановка на учет субъектов предпринимательства будет осуществляться круглосуточно через автоматизированную систему государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства в сети Интернет, интегрированную в Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

Для снятия бюрократических преград, обеспечения открытости и прозрачности при получении государственных услуг, исключения прямых контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение об их предоставлении, на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов) будут созданы Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» взамен существующих служб «одно окно» при различных ведомствах по оказанию отдельных видов государственных услуг.

Одновременно с этим намечается дальнейшее упрощение процедур, связанных с предоставлением земельных участков субъектам предпринимательства и выдачей разрешений на строительство за счет внедрения уведомительного порядка регистрации территориальными инспекциями государственного архитектурно-строительного надзора объектов строительства и выдачи разрешений на производство строительно-монтажных работ с представлением субъектами предпринимательства необходимых документов, оптимизации процедур и сроков подготовки, согласования и утверждения материалов по выбору и отводу земельного участка.

Исключительно важное значение в утвержденной Указом Программе мер придается дальнейшему упорядочению порядка проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов и повышению ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, нарушение прав частных собственников.

В частности, с 1 июля 2015 года устанавливаются единые порядок и периодичность проведения плановых проверок, при которых все проверки деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств осуществляются в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, других хозяйствующих субъектов – не чаще одного раза в три года, только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов Республики Узбекистан. При этом срок проведения плановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, сокращается с 30 до 10 календарных дней.

Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства должны охватывать период только после последней плановой проверки. Субъектам предпринимательства предоставляется возможность исправить в ходе проверок допущенные ошибки, предотвращая тем самым приостановление их деятельности и фактическую ликвидацию.

Большое внимание уделено вопросам повышения эффективности проводимой со стороны контролирующих органов профилактической работы, направленной на повышение правовой грамотности субъектов предпринимательства и предупреждение правонарушений до назначения комплексных проверок их деятельности. Именно по этому критерию будет оцениваться работа контролирующих органов.

Введение этих мер предусматривает принятие в новой редакции Закона Рес­публики Узбекистан «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства».

В Указе поручено Генеральной прокуратуре, Министерству юстиции, Верховному суду Республики Узбекистан совместно с заинтересованными структурами выработать и принять конкретные меры по усилению ответственности должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность.

Так, намечается усилить меры административной ответственности за нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, нарушение порядка оказания государственных услуг, незаконное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и(или) операций по их банковским счетам, необоснованное истребование информации о наличии денежных средств на счетах хозяйствующих субъектов, принудительное привлечение хозяйствующих субъектов к благотворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежных средств, и другие.

Предусматривается установить административную ответственность за снос зданий, иных строений, сооружений, принадлежащих субъектам предпринимательства, в случае неполного возмещения убытков по рыночной стоимости указанного имущества.

В отношении должностных лиц контролирующих, правоохранительных и иных государственных органов, неоднократно нарушающих законодательство в сфере защиты свободы предпринимательской деятельности, будут применяться меры уголовной ответственности.

Наряду с этим предусматривается внедрение механизма возмещения вреда в полном объеме, включая упущенную выгоду, причиненного субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан или действий (бездействия) их должностных лиц.

Все эти изменения и дополнения должны найти отражение в административном и уголовном законодательстве. Так, в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности предполагается ввести отдельную Главу XVI1, предусматривающую административную ответственность за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность и другие правонарушения, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов. Соответствующие дополнения будут внесены и в Уголовный кодекс Республики Узбекистан.

Реализация принятого Указа Президента Республики Узбекистан позволит создать еще более благоприятные условия для ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, улучшения бизнес-среды, широкого привлечения в экономику Узбекистана отечественных и иностранных инвестиций, создания новых рабочих мест, что в целом будет способствовать росту благосостояния населения.

Прочитано: 2800 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика