Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 6 / Актуальная тема

Национальная сертификация: от дискуссии к практике

 

Публикация «Обязательная сертификация бухгалтеров: «за» и «против» («НТВ» 40 (948) от 4.10.2012 г.) вызвала оживленную дискуссию на страницах нашей газеты и на сайте norma.uz. В электронном опросе по этому поводу приняли участие 438 человек. 82% их отметили нужность такой сертификации.

 

Начатое газетой обсуждение все эти годы продолжалось в кругах профессионального сообщества. Причем оно уже перешло в сферу практического проведения национальной сертификации бухгалтеров в Узбекистане. Обсуждается порядок организации независимого экзамена, контроля над выдачей сертификатов и другие аспекты внедрения этого института. Сегодня можно почти однозначно сказать: национальной сертификации бухгалтеров – быть! И, вполне вероятно, уже в течение этого года. На данный момент рассматривается проект положения, определяющего порядок проведения сертификации, обучения и сдачи экзаменов, а также срок действия выданных сертификатов. Согласно ему национальная система сертификации будет состоять из двух уровней: «Сертифицированный бухгалтер-практик» и «Сертифицированный профессиональный бухгалтер».

Первый уровень предполагает сдачу экзаменов по предметам «Бухгалтерский учет по национальному законодательству» и «Налогообложение». Для получения этого сертификата необходимо: иметь среднее или высшее образование, стаж практической работы после окончания образовательного учреждения (в том числе по совместительству) в сферах бухгалтерского учета, аудита, налогового консультирования, финансового или налогового контроля либо преподавания в этих сферах не менее одного года из последних пяти лет, быть членом одного из республиканских профессиональных общественных объединений бухгалтеров и аудиторов.

Для получения сертификата второго уровня «Сертифицированный профессиональный бухгалтер» нужно успешно сдать экзамены по предметам «Бухгалтерский учет по национальному законодательству», «Налогообложение», «Финансовый учет по МСФО», «Управленческий учет» и «Правовое регулирование предпринимательской деятельности».

Претендент также должен иметь высшее экономичес­кое или неэкономическое образование, стаж практической работы после окончания вуза (в том числе по совместительству) в соответствующих сферах: не менее двух лет из последних десяти лет – при наличии экономического образования и трех лет – неэкономического, ну и, конечно же, быть членом профессионального общественного объединения.

Предполагается, что эти сертификаты будут бессрочными. Их будут выдавать респуб­ликанские профессиональные общественные объединения бухгалтеров и аудиторов. Проект положения предусматривает необходимость ежегодного повышения квалификации сертифицированных специалистов.

Немаловажно и то, что для получения национальных сертификатов признаются свидетельства об успешной сдаче экзаменов по программе CIPA по предметам «Финансовый учет по МСФО», «Налого­обложение», «Управленческий учет», «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» или соответствующих предметов по другим международно признанным сертификационным программам (АСА, АССА, СРА, CGA, CIMA и др.) при условии, что после их сдачи прошло не более пяти лет. Претенденты, имеющие международный сертификат бухгалтера, чтобы получить национальный сертификат второй ступени, обязаны сдать экзамен по предмету «Бухгалтерский учет по национальному законодательству». А вот обладателям квалификационных сертификатов аудитора и налогового консультанта предполагается предоставить право на получение сертификата «Сертифицированный профессиональный бухгалтер» без экзаменов.

Для проведения национальной сертификации планируется создать независимую экзаменационную организацию. Она будет функционировать в начальной стадии только в столице с последующим охватом тех регионов, где будет возникать потребность в проведении сертификационных экзаменов. Ее деятельность будет регулироваться отдельным положением.

Обучение по экзаменационным предметам будет не обязательным. Но желающие смогут подготовиться к экзаменам в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих лицензию на обучение и повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов.

 

Ольга КИРЬЯКОВА,

наш корр.

 

Своим мнением о внедрении института национальной сертификации бухгалтеров делятся разработчики проекта положения.

 

Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА, д.э.н., САР, председатель Совета Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов Узбекистана:

 

– Необходимость национальной сертификации обсуждается давно. Такая система имеется во многих странах мира. В большинстве их она проводится добровольно. В некоторых обязательная сертификация предусмотрена для бухгалтеров, работающих в крупных листинговых компаниях.

Раньше в Узбекистане особой потребнос­ти в национальной сертификации не было. Хорошо функционировала система сертификации международной, и экзамен по трем дисциплинам («Финансовый учет», «Налоги», «Право») специалисты могли сдавать на государственном языке.

Но из-за возникновения в последнее время связанных с судебными разбирательствами корпоративных проблем в Евразийском совете сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (ЕССБА), курирующем проведение экзаменов по международной сертификации CAP/CIPA, внедрение национальной сертификации стало настоятельным требованием времени.

При разработке национальной системы во внимание принимались принципы международной сертификации, имеющей множество плюсов. Основной из них – объективность оценки и качество подготовки. В узбекской системе эти принципы будут сохранены. Но в отличие от международной она будет ориентирована на национальные стандарты бухучета.

Хотелось бы обратить внимание и на требования к квалификации участников национальной сертификации. Так, наличие практического опыта работы не позволит получить сертификат специалистам, имеющим недостаточное представление о деятельнос­ти. В то же время оно мотивирует сертифицироваться специалистов с большим стажем работы.

А обязательное ежегодное повышение квалификации сертифицированных бухгалтеров предполагает изучение национального законодательства, отслеживание вносимых в него изменений и нововведений. Все это в перспективе будет влиять на качество представляемых в госорганы отчетов.

Кроме того, внедрение национальной системы, думается, будет мотивировать поиск компаниями квалифицированных специалистов, имеющих сертификаты, сертифицировать, обучать и повышать квалификацию своих работников. Она будет служить повышению качества бухгалтерского учета и престижа профессии бухгалтера.

 

Нозир ИБРАГИМОВ, д.э.н., председатель правления Федерации бухгалтеров Узбекистана:

 

– Страны с развитой экономикой имеют многолетний опыт сертификации бухгалтеров. На территории СНГ национальная сертификация предусмотрена законами Казахстана, Беларуси, Таджикистана. Финансирование организации сертификации бухгалтеров в конце 90-х годов было начато проектом TACIS Евросоюза и продолжено проектами USAID. В результате этой работы был учрежден Международный совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, позднее переименованный в Евразийский совет. В настоящее время эта международная сертификация (CAP/CIPA) действует в 11 странах СНГ.

Планируемая добровольная сертификация бухгалтеров в Узбекистане предусматривает постоянную работу над собой, повышение профессиональных знаний и навыков, приобщение бухгалтеров к деятельности профессионального сообщества. Также сертификат станет для работодателей, рынка труда свидетельством уровня знаний и навыков.

В настоящее время назрела необходимость национальной сертификации бухгалтеров. Она обеспечит широкий доступ специалистов к программам по глубокому изучению национальных требований к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, предложит возможность обучаться и сдавать экзамены по всем предметам на русском и узбекском языках. Надеюсь, что уже в этом году национальная сертификация бухгалтеров станет реальностью.

 


 

Прочитано: 5599 раз(а)

Комментарии к статье (4)

Ошибка: Xbb_Tags_Simple не найден. Ошибка: Xbb_Tags_Quote не найден.
2015-02-13 09:20:42, Гость_А.А.МУХАМЕДБАЕВ:
Очень жаль, что обсуждаемый (где-то?!) проект положения о внедрении института национальной сертификации бухгалтеров не выложен на всеобщее обозрение, в частности и на этой уважаемой нами платформе объединенной редакции газет «НТВ» и «Норма».
Я один из тех, кто выступал и выступает противником обязательной сертификации бухгалтеров, как и любых представителей общераспространенных специальностей.
Но, как говориться, чему быть, того не миновать!
Обсуждая статью («НТВ» №6(1070) от 10.06.2015г) напрашивается мысль разделить проблему на две составляющие: идея и его реализация.
Само по себе, идея внедрения института национальной  сертификации бухгалтеров достойная быть и реализоваться. И этим, на мой взгляд, должны были заняться еще «в конце 90-х» те, кто в статье именуются «республиканским профессиональным общественным объединением бухгалтеров и аудиторов». Видимо, наряду с объективными обстоятельствами, этому препятствовало наличие достаточного объема финансирования и грантов на изучение и реализацию в стране международных систем сертификации.
Один из разработчиков проекта ведет речь о назревшей необходимости национальной сертификации бухгалтеров. Простите, о какой необходимости идет речь? Мы не наблюдаем ни одного факта публичного выступления работодателей, об их проблемах с учетом, с его качеством, и о том, каким они видят своего бухгалтера в будущем.
Кроме всех прикрас, идея создания института национальной сертификации привлекательна тем, что увеличивается возможность управлять «процессом»: оперативно корректировать деятельность, отслеживать изменения законодательства, самостоятельно устанавливать планки к уровню экзаменаторов и экзаменующихся…
Вызывает опасения возможные варианты реализации этой идеи.
Если ажиотаж вокруг предполагаемой обязательности сертификации бухгалтеров, в силу некоторых разъяснений разработчиков проекта,  несколько спал, то вызывают сомнения  обоснованность требования о ежегодном повышении квалификации сертифицированных бухгалтеров.  
Скорее всего, положение будет иметь нормы, определяющие порядок приостановления, отзыва, аннулирования выданного сертификата в связи с не прохождением такого «повышения».  Данное положение сводит на нет иллюзию о бессрочности выдаваемого сертификата.
Согласитесь, ежегодное повышение квалификации мероприятие затратное не только в финансовом плане, но и во временном, которого у бухгалтера нет никогда.
Излагая сугубо субъективное мнение, склоняюсь к мысли об очередной попытке реанимации  «республиканских профессиональных общественных объединений бухгалтеров и аудиторов» («Раньше в Узбекистане особой необходимости в национальной сертификации не было»).
Предполагаемое условие обязательности членства претендентов в таких организациях, обязательное ежегодное повышение квалификации сертифицированных бухгалтеров способствуют возникновению (с учетом распространенности этой профессии) огромных денежных потоков в известном направлении.
Несомненно, разработчиками национальной системы «во внимание принимались принципы международной сертификации, имеющей множество плюсов». Но согласитесь, именно основные из них – объективность и качество подготовки не могут быть сохранены всего лишь издаваемыми нормативными актами. На мой взгляд, эти показатели есть предмет признания этой системы как дееспособной, и требует испытания временем.
В целом, хотелось бы пожелать данному проекту обрести настоящую объективность, признания, соблюдения интересов широкого круга лиц, скорейшей реализации, а разработчикам более открытости в обсуждении новых проектов имеющих общественную значимость.
Директор  ННО «Центр изучения проблем бизнеса и инвестиций» Абдугани А. МУХАМЕДБАЕВ  
2015-02-13 11:48:51, Гость_:
Система сертификации должна быть исключительно добровольной. Тогда у учебных центров, которые находятся под патронажем общественных организаций будет стимул и мотивация действительно внедрять современные методы обучения и обеспечивать качество. Необходима реальная конкуренция между учебными центрами. Иначе вновь все будет а ля "хотели как лучше - получилось как обычно", то есть сбор средств с не ясным целевым использованием, да и еще обязательно членство в общественной организации зачем-то предусматривают, а оно тоже платное.  А изменения законодательства квалифицированные главные бухгалтеры и так отслеживают
   Не секрет, что сертификация CAP в подборе персонала особо не влияет на выбор работодателем специалистов, то есть "свидетельством уровня знаний и навыков" так и не стала. Активность общественных организаций понятна в данной ситуации- без курсов по CAP|CIPA они "просядут" совсем, а это свидетельствует, что полученные ресурсы так и не были вложены в развитие профорганизаций и диверсификацию деятельности, то есть стратегический управленческий выбор не верный был.  Проводили типовые курсы и было хорошо, а сейчас столкнулись с кризисом в связи с зависимостью от одного гарантированного источника, который исчезает. А где конференции, круглые столы,  практические тематические семинары и вебинары, разнообразные методологические разработки по учету, аудиту и праву,  консультационная поддержка бухгалтеров, аудиторов, консультантов по действительно важным и серьезным вопросам бизнеса и другое.
2015-02-15 01:47:34, Гость_Байрашев Андрей:
Спасибо компании НОРМА за возможность изложить свою точку зрения!
 
Соглашусь с предыдущими комментариями и добавлю следующее:
1. Добровольная система сертификации предполагает добровольное членство в профорганизации. Если говорить о международном опыте, то в настоящее время Международная федерация  (МФБ) вводит новое определение профессионального бухгалтера: Профессиональный бухгалтер - это физическое лицо, которое достигает, демонстрирует и поддерживает профессиональную компетентность в бухгалтерском учете и которое обязуется соблюдать кодекс этики" (A professional accountant is an individual who achieves, demonstrates, and maintains professional competence in accountancy and who is bound by a code of ethics). Старое определение было таким: Профессиональный бухгалтер - это физическое лицо, которое является членом профорганизации-члена МФБ (An individual who is a member of an IFAC member body). Разница, как говорится, налицо. Более того, попытка введения обязательного "вечного членства" может просто отпугнуть потенциальных кандидатов и будет губительным для всей системы ДОБРОВОЛЬНОЙ сертификации как в начале, так и в последующем. Таким образом, сертификаты по национальной системе сертификации бухгалтеров должны выдаваться Минфином, а не профорганизациями. Это обеспечит должный авторитет сертификатам и их универсальный статус, независимо от какой-то конкретной профорганизации (и тем самым, не будет разделения сертифицированных бухгалтеров на "своих" и "чужих", как это сейчас имеет место быть). А вот после получения сертификата его обладатель может добровольно выбрать понравившуюся ему профорганизацию, либо воздержаться от членства. Даже юридически статус общественного объединения (профорганизации) предполагает ДОБРОВОЛЬНОЕ членство, и никакой обязаловки (Закон «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан»).
2. Также необходимо отметить уже имеющийся в Узбекистане положительный опыт сертификации налоговых консультантов, для которых НЕ предусмотрено обязательное членство в профорганизации, но тем не менее успешно функционирует Палата налоговых консультантов, где члены действительно ДОБРОВОЛЬЦЫ.
3. Повышение квалификации профессионального бухгалтера - это ответственность самого профессионального бухгалтера, а не профорганизации, что прямо указывается Международными стандартами образования, разрабатываемыми той же МФБ. Ответственность профорганизаций - обеспечить помощь в повышении квалификации. Поэтому выглядит весьма сомнительной попытка "привязать" повышение квалификации к обязательности членства в профорганизации на века вечные (по сути, ради получения пожизненной ренты в виде членских взносов). А вот повысить осведомленность профессионального бухгалтера о повышении квалификации (а также о соблюдении этических требований) можно в том числе и тем, что прямо на лицевой стороне выдаваемого сертификата прописать внизу: "Обладатель данного сертификата обязуется повышать свою квалификацию и соблюдать Кодекс этики профессиональных бухгалтеров в соответствии с требованиями законодательства Республики Узбекистан". По поводу видов повышения квалификации международные стандарты образования дают широкий спектр возможных видов, и также НЕ наделяют эксклюзивными полномочиями профорганизации. В Узбекистане (по крайней мере, в Ташкенте) проводится очень много различных семинаров, курсов, тренингов и других мероприятий. Все это нужно обязательно прописать в Положении о повышении квалификации, чтобы всем все было ясно и понятно.
4. Предлагаемый список предметов для получения сертификата второго уровня «Сертифицированный профессиональный бухгалтер» является недостаточным для статуса "профессиональный бухгалтер" по международным стандартам образования. Должны быть предусмотрены, например следующие предметы: финансовый менеджмент, информационные технологии, корпоративное управление, аудит и другие. Нужно пересмотреть и хорошо продумать систему уровней национальной сертификации (например, ввести 3 или 4 уровня для постепенного усвоения программы от простого к сложному) и пересмотреть список предметов, учитывая международные требования. Вводить более высокие уровни сертификации можно постепенно, по мере успеха реализации программы. Но прописать это нужно сразу, потом что-то изменить будет сложнее. Таким образом откроются перспективные возможности для дальнейшего признания национальных сертификатов за рубежом, что повысит престиж национальной сертификации.
5. Независимая экзаменационная организация должна быть создана Минфином, а ее деятельность должна быть прописана в специальном Положении, где необходимо предусмотреть конфиденциальность деятельности, операционную и финансовую независимость. Думаю, всем известная ситуация с "параллельными экзаменами" по программе САР-СИПА и с ликвидацией ООО "СИПАЕН Уз", учредителями которого были 3 профорганизации, показательна сама по себе - внутренние распри между профорганизациями не приводят ни к чему хорошему, а только вредят общему делу. Поэтому, независимая экзаменационная организация по национальной сертификации не должна быть под контролем профорганизаций, а тем более не должна зависеть от иностранных физических и юридических лиц, а должна быть учреждена напрямую Минфином.
6. Необходимо хорошо продумать систему зачетов с сертификатами аудитора, налогового консультанта и внутреннего аудитора. Раздача сертификатов направо и налево "за просто так" снизит авторитет национальной программы сертификации.
7. Обсуждение Положения о национальной сертификации бухгалтеров должно быть действительно публичным (например через портал my.gov.uz), а не кулуарным. Система национальной сертификации бухгалтеров затрагивает интересы тысяч людей (если не десятков тысяч).
 
Андрей Байрашев, преподаватель и эксперт по МСФО, сертифицированный бухгалтер-практик (САР)
2015-02-16 14:02:33, Гость_А.Мухамедбаев:
Гость_Байрашев Андрей

7. Обсуждение Положения о национальной сертификации бухгалтеров должно быть действительно публичным (например через портал my.gov.uz), а не кулуарным. Система национальной сертификации бухгалтеров затрагивает интересы тысяч людей (если не десятков тысяч).
 
Андрей Байрашев, преподаватель и эксперт по МСФО, сертифицированный бухгалтер-практик (САР)

И ЭТО ПРАВИЛЬНО!
Директор  ННО «Центр изучения проблем бизнеса и инвестиций» Абдугани А. МУХАМЕДБАЕВ

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика