Выполняя требования указов Президента N УП-4453 от 16.07.2012 г. и N УП-4455 от 18.07.2012 г., Государственный таможенный комитет пересматривает ведомственные нормативно-правовые акты с целью оптимизации разрешительной системы, проводит инвентаризацию документов, предусматривающих разрешительные процедуры и нормы. За последние два месяца внесены соответствующие изменения и дополнения в целый ряд нормативных актов.
В прошлом номере наша газета рассказала о нововведениях в Положение о таможенном режиме «Временное хранение» (зарегистрировано МЮ 17.06.1998 г. N 447). Сегодня речь пойдет о Правилах доставки товаров под таможенным контролем на автомобильном транспорте (зарегистрированы МЮ 19.01.2000 г. N 875, далее – Правила). В соответствии с Законом «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» (от 20.12.2012 г. N ЗРУ-341) постановлением Государственного таможенного комитета (зарегистрировано МЮ 25.09.2013 г. N 875-3) в них внесены изменения и дополнения.
ДОСТАВКА ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫМ КОНТРОЛЕМ
Таможенному оформлению и помещению товаров под определенный таможенный режим предшествует их доставка под таможенным контролем. В соответствии со статьей 60 Таможенного кодекса ответственность за выполнение этой процедуры возлагается на перевозчика. Под доставкой товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем понимается перевозка на автомобильном транспорте товаров, транспортных средств и документов на них из таможенного органа отправления в таможенный орган назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики. Начинается эта процедура после приема таможенным органом уведомления о пересечении таможенной границы или о намерении вывоза товаров. Для контроля за доставкой товаров в таможенный орган назначения используется специальный документ – книжка контроля доставки грузов (ККДГ). Порядок ее заполнения и форма определяются ГТК.
Так, в Правилах изменены абзацы первый и второй пункта 2.1. Норма, определяющая место доставки товара, изложена в новой редакции. По-прежнему местом доставки называется таможенный орган назначения, в регионе деятельности которого находится получатель товара либо его структурное подразделение. Но теперь по согласованию с перевозчиком допускается доставка товаров в другой таможенный орган назначения. Также уточнено, что последний таможенный орган по пути следования товаров на таможенной территории Узбекистана является местом доставки товаров, не только вывозимых из республики, но и перевозимых транзитом через ее территорию.
Из документа исключен ряд положений, касающихся получения разрешений. Так, абзац пятый пункта 1.6 Правил определяет промежуточный таможенный орган как таможенный орган, в регионе деятельности которого производятся грузовые операции с доставляемыми товарами (исключено слово «разрешенные»). А в абзаце шестом этого же пункта «громоздкие товары» заменены на «крупногабаритные товары». Таким образом, вызывавшее разногласия в толковании понятие получило четкую и однозначную интерпретацию.
Утратил силу пункт 3.1 Правил, предусматривающий допущение доставки товаров только с разрешения таможенного органа отправления. Теперь достаточно соблюдения условий, определенных пунктом 3.2 Правил, редакция которых в целом сохранена. В частности, осталось требование об обязательном прохождении ветеринарного либо фитосанитарного контроля для товаров, подлежащих такому контролю, но отменено его проведение в месте назначения на основании представляемого разрешения органов ветеринарного или фитосанитарного контроля.
Утратил силу пункт 3.4 Правил, определявший, что разрешение на перевозку товаров перевозчикам, ранее нарушавшим правила доставки и транзита товаров под таможенным контролем, дается таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей или таможенного сопровождения.
В соответствии с изменениями в пункт 11.1 Правил должностному лицу таможенного органа отправления, уполномоченному контролировать доставку, не нужно принимать решения о доставке товаров под таможенным контролем. Теперь доставка товаров под таможенным контролем осуществляется при соблюдении условий, установленных в разделе 3 Правил, оформлении ККДГ и представлении документов, предусмотренных законодательством.
Согласно отредактированным абзацам третьему и седьмому пункта 11.2 Правил таможенный орган отправления проверяет наличие документов, предусмотренных законодательством (ранее эти документы были перечислены в пункте 4.3. Правил). После действий, перечисленных в пункте 11.2 Правил, в случае соблюдения условий, установленных настоящими Правилами, осуществляется перевозка товаров под таможенным контролем, в том числе таможенным перевозчиком или с таможенным сопровождением (ранее должно было приниматься решение о возможности перевозки товаров).
Следует обратить внимание на новые перечни документов, представляемых перевозчиками, которые утверждены Постановлением Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Узбекистан» (от 4.03.2013 г. N 63).
Согласно отредактированному пункту 3.3 Правил в случае непредставления этих документов или невыполнения требований таможенных органов, направленных на обеспечение соблюдения таможенного законодательства при доставке товаров (надлежащее оборудование транспортных средств, таможенное сопровождение, перевозка товаров таможенным перевозчиком или обеспечение уплаты таможенных платежей), ввоз товаров в Узбекистан не допускается. При этом таможенные органы не препятствуют перевозчикам в возврате за пределы республики товаров, по которым не выполнены условия доставки (прежде они могли быть помещены под режим выпуска для свободного обращения в первом таможенном органе по пути следования товаров на таможенной территории республики). Также отменена норма, ранее предусматривающая таможенное оформление товаров, ввозимых в соответствии с иными таможенными режимами.
В пункте 4.3 Правил, прежде определявшем перечень документов, представляемых перевозчиком, говорится о том, что товаросопроводительные документы на доставляемые товары должны следовать вместе с товарами и быть представлены в таможенный орган назначения. Сведения о товаросопроводительных документах указываются в ККДГ.
Доставка товаров под таможенными печатями и пломбами осуществляется только в случае, когда транспортное средство в установленном порядке допущено к таким перевозкам.
Следует обратить внимание на то, что утратил силу раздел 9 «Особенности доставки товаров, происходящих и ввозимых из государств – участников СНГ» Правил. А измененным разделом 10 «Доставка товаров в транспортных средствах, зарегистрированных в иностранных государствах» Правил, в частности, установлено, что доставка товаров осуществляется в соответствии с требованиями законодательства и международных договоров Республики Узбекистан в области автомобильных перевозок. Транспортные средства, зарегистрированные за иностранными владельцами, после доставки товаров до таможенного органа назначения подлежат возврату за границу. Использование их для внутренних перевозок товаров не допускается.
В заключение хотелось бы еще раз сакцентировать внимание на том, что все эти изменения и дополнения внесены в Правила в целях снижения административного бремени для участников ВЭД путем сокращения отдельных видов разрешений, которые являются излишними, а также сокращения и оптимизации контрольно-надзорных функций таможенных органов.
Материал подготовлен при содействии
Правового управления ГТК.