Законом «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» от 7.10.2013 г. N ЗРУ-355 внесены изменения в Налоговый, Таможенный и Трудовой кодексы.
В изменениях и дополнениях, вносимых Законом N ЗРУ-355, наблюдается общая тенденция, охватывающая все изменяемые акты. Ответственность за правонарушения персонифицируется, она возлагается на должностных лиц. При этом смягчаются санкции и порядок их применения по отношению к хозяйствующим субъектам.
Так, в Налоговый кодекс внесены изменения в порядок погашения доначисленных по результатам проверок сумм налогов. Теперь юридические лица, направив письменное уведомление в налоговый орган, вправе уплачивать доначисленные по результатам проверок налоги и другие обязательные платежи, а также финансовые санкции равными долями в течение 6 месяцев со дня принятия решения о взыскании (ранее такой порядок применялся только в отношении доначисленных платежей и финансовых санкций, превышающих в совокупности 20% от суммы текущих активов). Теперь рамки, ограничивающие для юридического лица возможность пользоваться этой нормой, сняты.
В Налоговый кодекс включена норма, определяющая периодичность проведения плановых налоговых проверок финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) частных банковских и иных частных финансовых институтов – не чаще одного раза в 5 лет. Таким образом Кодекс приводится в соответствие с ранее принятым нормативно-правовым актом. Напомним, что 17 декабря 2012 года Президент подписал Закон «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности» (N ЗРУ-339). Его статьей 20 установлено, что проверки деятельности частных банковских и финансовых институтов, проводимые контролирующими органами, могут осуществляться в плановом порядке не чаще 1 раза в 5 лет по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов в соответствии с законодательством. Закон действует с середины декабря 2012 года.
В Кодексе закреплен также ряд льгот, введенных ранее принятыми нормативными актами. В частности, в число налогоплательщиков, пользующихся льготами по уплате единого земельного налога, включены юридические лица, внедрившие систему капельного орошения. Они освобождаются от уплаты налога с капельно орошаемого земельного участка на 5 лет с начала месяца внедрения этой ирригационной системы.
Освобождаются от уплаты налога доходы физических лиц, привлекаемых на сельскохозяйственные работы по уборке хлопка-сырца, полученные за выполнение этих работ.
Документ содержит ряд других изменений в Налоговый кодекс.
* * *
Наиболее важными изменениями, внесенными в Таможенный кодекс, являются ограничение предельного срока таможенного контроля 3 годами и запрещение доначисления таможенных платежей по истечении 1 года с момента таможенной очистки товаров.
В случае доначисления таможенных платежей юридические лица, направив письменное уведомление в таможенный орган, вправе осуществлять уплату доначисленных по результатам проверок таможенных платежей и финансовых санкций равными долями в течение 6 месяцев со дня принятия решения об их взыскании.
Кроме того, из главы 15 Кодекса, регламентирующей ответственность юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за отдельные виды нарушений таможенного законодательства, исключены 15 статей. Зато усилены санкции за нарушение таможенного законодательства, предусмотренные Кодексом об административной ответственности.
* * *
Изменения, вносимые в Трудовой кодекс, усилили гарантии трудовой занятости и правовой защиты в отношениях с работодателем для ряда нуждающихся в этом категорий населения. Так, молодежь, окончившая средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, а также выпускники высших учебных заведений, обучавшиеся по государственным грантам, включены в число категорий населения, представители которых могут быть направлены органами по труду для трудоустройства в счет установленного количества рабочих мест. Работодатель и уполномоченные им лица, необоснованно отказавшие в приеме на работу, несут установленную законодательством ответственность.
Выпускникам средних специальных, профессиональных образовательных учреждений и высших учебных заведений, поступающим на работу впервые в течение 3 лет со дня окончания соответствующего образовательного учреждения, а также работникам, с которыми заключается трудовой договор на срок до 6 месяцев, не может быть установлено предварительное испытание при приеме. Как и ранее, предварительное испытание не устанавливается при приеме на работу беременных женщин; женщин, имеющих детей до 3 лет; лиц, направленных на работу в счет минимального количества рабочих мест, установленного для предприятия.
Согласно изменениям, внесенным в Кодекс об административной ответственности, необоснованный отказ в приеме на работу лиц, направленных на предприятия, в учреждения и организации местными органами по труду при наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), влечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 7 минимальных размеров заработной платы.
Закон N ЗРУ-355 вступил в силу со дня его официального опубликования – 8 октября 2013 года.
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист.