Иностранное предприятие ООО «Mega pask» более 10 лет выпускает продукцию как на внутренний рынок, так и на экспорт.
Для ее производства в конце декабря 2012 года в республику поступило сырье, таможенное оформление которого было произведено в январе 2013 года. Мы считаем, что оно должно производиться без учета вступивших в силу с 1 января 2013 года изменений, внесенных в законы «О таможенном тарифе» и «Об иностранных инвестициях». По нашему мнению, они приводят к ухудшению условий инвестирования.
Поэтому нам хотелось бы получить комментарий по вопросам применения принятых мер.
– С 1 января 2013 года в соответствии с изменениями, внесенными Законом от 25.12.2012 г. N ЗРУ-343 в статью 33 Закона «О таможенном тарифе» (от 29.08.1997 г. N 470-I) и статью 12 Закона «Об иностранных инвестициях» (от 30.04.1998 г. N 609-I), установлен единый для иностранных предприятий порядок обложения таможенными платежами ввозимого имущества. А именно льгота в виде освобождения от импортной таможенной пошлины за ввозимое для собственных производственных нужд имущество предоставляется предприятиям, имеющим долю иностранных инвестиций в уставном фонде не менее 33%, в течение 2 лет с момента их государственной регистрации. Ранее законодательство предоставляло ее всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями с долей инвестиций в уставном фонде не менее 33% без каких-либо временных ограничений.
Принятая мера позволила унифицировать условия налогообложения товаров, ввозимых для собственных производственных нужд всеми предприятиями – и с иностранными инвестициями, и без них, так как применение льгот по другим налогам и платежам не зависит от того, создан ли этот хозсубъект с иностранными инвестициями или без их участия.
Статьей 4 Таможенного кодекса предусмотрено, что в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации, то есть на момент помещения товаров под таможенный режим «Выпуск для свободного обращения (импорт)». А так как с момента госрегистрации вашего предприятия прошло более 2 лет, таможенное оформление товаров, импортируемых иностранным предприятием для собственных производственных нужд, должно производиться с учетом действующего законодательства, то есть с уплатой импортной таможенной пошлины.
При этом необходимо отметить, что законодательством предусмотрен ряд льгот, например:
предприятия, специализирующиеся на выпуске непродовольственных потребительских товаров, в соответствии с Постановлением Президента от 28.01.2009 г. N ПП-1050 до 1 января 2014 года освобождены от уплаты налогов, а также таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за импортируемые оборудование, комплектующие изделия, не производимые в республике сырье и материалы, используемые для производства непродовольственных потребительских товаров, в соответствии с перечнями, утвержденными Распоряжением Кабинета Министров от 4.09.2012 г. N 585-ф;
предприятия, включенные в Программу локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов на 2011-2013 годы, согласно Постановлению Президента от 29.07.2011 г. N ПП-1590 до 1 января 2014 года при ввозе технологического оборудования и запасных частей к нему, а также компонентов, не производимых в республике, используемых в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции, освобождены от уплаты таможенных платежей, к числу которых относится и таможенная пошлина.
Что касается вопроса об ухудшении условий инвестирования, то, согласно статье 3 Закона «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» (от 30.04.1998 г. N 611-I), ухудшением условий инвестирования считается внесение изменений и дополнений в законодательство, а также принятие новых актов законодательства Республики Узбекистан, предусматривающих:
увеличение размера (ставки) налога на прибыль по доходам, получаемым в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;
введение дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за пределы Республики Узбекистан;
введение количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятия с иностранными инвестициями;
введение ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах (уставных капиталах) предприятий;
введение дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов – физических лиц, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций.
Изменения в порядке применения льготы по таможенной пошлине не относятся ни к одному из перечисленных приводящих к ухудшению условий инвестирования.
Дильфуза ШУКУРОВА,
заместитель начальника отдела косвенных налогов
и таможенно-тарифного регулирования Управления налоговой
и таможенно-тарифной политики Министерства финансов.