Налоговый мониторинг – это взаимовыгодное сотрудничество между бизнесом и налоговыми органами, которое предполагает полную открытость в обмен на освобождение от налоговых проверок. При налоговом мониторинге вы по собственной инициативе добровольно предоставляете инспекторам постоянный доступ к бухгалтерским документам для проверки правильности и своевременности исчисления налогов и сборов.
В период мониторинга, то есть в течение календарного года – с 1 января по 31 декабря (ст. 169 НК):
• инспекторы контролируют, насколько правильно вы ведете операции налогового учета;
• по рекомендациям налоговой инспекции вы своевременно исправляете допущенные ошибки;
• оперативно согласовываете правильность вашей позиции по налогообложению.
Но датой окончания налогового мониторинга считается 1 июля следующего года (ч. 7 ст. 169 НК).
Данный вид налогового контроля происходит в режиме реального времени, без посещения проверяющими вашей организации. Дистанционное взаимодействие проходит одним из следующих способов (п. 11 прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.):
• вы предоставляете налоговой инспекции удаленный доступ к вашей системе ведения бухгалтерского и налогового учета;
• публикуете аналитическую витрину данных – специальное хранилище сведений вашего бухгалтерского и налогового учета. Налоговый орган сможет самостоятельно просматривать витрину, анализировать сведения и по необходимости запрашивать дополнительную информацию, в том числе сканированные копии первичных учетных документов;
• вы будете передавать все необходимые сведения через свой персональный кабинет.
При этом вне зависимости от способа весь процесс мониторинга инспекторами будет состоять из (п. 17 прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.):
• удаленного отслеживания ваших операций и документов в режиме реального времени;
• анализа порядка ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам;
• проверки документального подтверждения каждой операции;
• контроля за правильностью формирования налоговой базы;
• контроля за своевременностью, полнотой и правильностью отражения налоговых обязательств в отчетности, а также их исполнения;
• контроля обоснованности использования налоговых льгот.
Таким образом, если вы хотите выяснить правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, применения налоговых льгот и преференций в режиме реального времени, то налоговый мониторинг решит эти вопросы.
Проведение налогового мониторинга дает следующие преимущества:
• не начисляются пени на сумму задолженности по налогу, образовавшейся у налогоплательщика в результате выполнения мотивированного мнения (ч. 7 ст. 110 НК);
• в этот период не проводится камеральная проверка (ч. 19 ст. 138 НК);
• если во время мониторинга будет выявлено налоговое правонарушение, которое вы исправите, к вам не будут применяться санкции (ст. 215 НК);
• к участникам налогового мониторинга применяется ускоренный порядок возмещения суммы налога (п. 6 ч. 4 ст. 274 НК).
Как инициировать у себя налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг доступен не для всех желающих. Провести его могут только крупные компании с большим оборотом. Поэтому, если вы заинтересованы в новой форме отношений с налоговой службой, сначала нужно определить, соответствует ли ваш хозяйствующий субъект установленному критерию.
Вы вправе обратиться с заявлением о проведении мониторинга, если по итогам предыдущего года доход по данным вашей финансовой отчетности составил не менее 5 млрд сум. (ч. 5 ст. 169 НК).
Заявление на участие в налоговом мониторинге в следующем году подается не позднее 1 июля текущего года по месту вашего налогового учета (п. 4 прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.). Заявление можно подать как в письменной, так и в электронной форме, через свой персональный кабинет.
К заявлению нужно приложить (ч. 3 ст. 171 НК):
• регламент информационного взаимодействия по установленной форме (прил. N 1 к прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.);
• информацию о юридических и физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в вашем предприятии. Доля такого участия должна составлять более 25 %. В данном случае вам необходимо заполнить три формы – общие сведения об учредителях, сведения о юридических лицах – учредителях и сведения о физических лицах – учредителях;
Доли косвенного участия в юридическом лице устанавливаются по правилам статьи 38 Налогового кодекса.
• действующую у вас учетную политику налогообложения.
Налоговая инспекция по месту вашего учета в 3-дневный срок направляет заявление в налоговое управление Республики Каракалпакстан, области, г. Ташкента. Если вы являетесь крупным налогоплательщиком – в Межрегиональную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам (п. 5 прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.).
К крупным налогоплательщикам относятся (п. 4 Положения, рег. МЮ N 3172 от 12.07.2019 г.):
• предприятия, производящие подакцизные товары и оказывающие услуги, облагаемые акцизным налогом, за исключением предприятий, производящих алкогольную и пивную продукцию;
• коммерческие банки, страховые организации, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи;
• АО «Навоийский горно-металлургический комбинат», АО «Алмалыкский ГМК», АО «Узбекистон темир йуллари» и организации, учредителями которых они являются;
• организации, принимающие участие в выполнении работ по соглашениям о разделе продукции;
• юридические лица, постоянные учреждения (подразделения) иностранных юридических лиц в Узбекистане, чистая выручка которых от реализации продукции (товаров, работ и услуг) по итогам прошедшего календарного года составляет более 735 тыс. БРВ либо по итогам последовательного 12-месячного периода превышает указанный размер и среднегодовая численность сотрудников которых составляет не менее 10 человек, за исключением хлопково-текстильных кластеров, предприятий, производящих текстильную продукцию, а также предприятий, занимающихся оптовой торговлей алкогольной продукцией;
• юридические лица, добывающие, перерабатывающие, поставляющие и реализующие углеводородное сырье и минеральные ресурсы, а также производящие и поставляющие электроэнергию, и постоянные учреждения (подразделения) иностранных юридических лиц в Узбекистане, поставляющие им товары (работы и услуги), за исключением автозаправочных станций;
• пользователи воздушным пространством Республики Узбекистан в целях пассажирских перевозок, осуществляющие международные воздушные полеты, и входящие в их состав юридические лица;
• иностранные юридические лица, осуществляющие реализацию услуг в электронной форме, местом реализации которых является Узбекистан.
Перечень крупных налогоплательщиков ежегодно утверждается Налоговым комитетом и публикуется на официальном сайте. Чтобы узнать, относится ли предприятие к этой категории, можно воспользоваться автоматизированным поиском по перечню. Задавая поиск, удобно указать наименование или ИНН предприятия.
Решение по вашему заявлению должно быть принято до 1 ноября года, когда вы подали заявление (прил. N 5 к прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г., прил. N 6 к прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.).
Если до наступления этого срока вы по каким-то причинам передумали проводить налоговый мониторинг, можете отказаться от него. Для этого оформите отзыв вашего заявления письменно или через персональный кабинет (п. 7 прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.).
Если вам отказали в проведении мониторинга, вы можете данный отказ обжаловать (п. 13 прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.).
Какие мероприятия проводят налоговые органы перед началом мониторинга
В первую очередь налоговая инспекция изучит на предмет полноты все сведения, которые вы предоставили, включая информацию о лицах, прямо или косвенно участвующих в предприятии (п. 12 прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.).
На этапе подготовки к проведению налогового мониторинга инспекторы проведут с вами консультационную работу. Они разъяснят все требования и порядок проведения мониторинга (п. 14 прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.).
Для подготовки плана мониторинга налоговики изучат специфику структуры и деятельности вашего предприятия, а также ознакомятся с информационными системами, которыми вы пользуетесь для ведения налогового и бухгалтерского учета (п. 15 прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.). Кроме того, перед разработкой плана налоговая инспекция (п. 16 прил. N 1 к ПКМ N 736 от 20.11.2020 г.):
• проведет анализ статистики ранее выявленных налоговых нарушений;
• составит карту рисков вашей отрасли;
• определит направления для проведения налогового мониторинга.
Постановлением КМ N 548 от 18.10.2023 г. введено в действие Положение о порядке формирования налоговой отчетности налоговыми органами по выбору налогоплательщика.
Подготовка регламента взаимодействия при налоговом мониторинге
Главным документом, который определит ваши взаимоотношения с налоговыми органами, будет регламент информационного взаимодействия. За несоблюдение этого регламента у налоговой инспекции есть право прекратить мониторинг досрочно (ст. 172 НК).
Кто и когда готовит регламент взаимодействия
Итак, руководство приняло решение провести налоговый мониторинг, так как ваше предприятие соответствует всем предъявляемым требованиям.
Вы вправе обратиться в свою налоговую инспекцию с заявлением о проведении налогового мониторинга, если по итогам предыдущего года доход по данным финансовой отчетности составил не менее 5 млрд сум. (ч. 5 ст. 169 НК).
Перед тем как направить заявление о проведении мониторинга, подготовьте Регламент информационного взаимодействия. Основную часть регламента готовит бухгалтерская служба, так как само взаимодействие будет происходить с бухгалтерским, финансовым и экономическим отделами. Организационные же вопросы и вопросы привлечения к мониторингу других отделов согласуйте с руководством предприятия.
Регламент должен быть составлен в двух экземплярах на государственном языке с последовательной нумерацией страниц (п. 1 прил. N 2 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.).
Ситуация. Возможность составления регламента информационного взаимодействия не на государственном языке
В постановлении ГНК указано, что регламент взаимодействия необходимо составлять на государственном языке. Однако в нашей организации все делопроизводство ведется на русском языке. Специалиста, который смог бы перевести бухгалтерские термины, нет.
Можем ли мы подготовить регламент на русском языке?
– На предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях делопроизводство, учетно-статистическая и финансовая документация должны вестись на государственном языке. Но в коллективах, где большинство работающих не владеют узбекским языком, наряду с государственным языком документация может вестись и на других языках (ст. 10 ЗРУ N 3561-XI от 21.10.1989 г.).
По юридической силе Закон стоит выше нормативно-правового акта ГНК (ст. 18 N ЗРУ-682 от 20.04.2021 г.). Информационный регламент считается делопроизводством вашего предприятия, так как содержит информацию о вашей бухгалтерской деятельности и готовится вами. Поэтому вы можете составить регламент не только на государственном, но и на русском или каракалпакском языках. Такую возможность подтверждает и представитель ГНК.
Регламент должен утвердить руководитель предприятия. Копии документов, подтверждающих его полномочия, приложите к регламенту (п. 6 прил. N 2 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.). Подготовленный регламент передайте в налоговую инспекцию. Сделать это можно в электронной форме через персональный кабинет налогоплательщика (п. 2 прил. N 2 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.).
Что нужно указать в регламенте информационного взаимодействия
Регламент информационного взаимодействия включает в себя (п. 4 прил. N 2 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.):
• титульный лист;
• главу 1 «Порядок представления документов (информации) налоговому органу»;
• главу 2 «Порядок отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета информации о доходах, расходах, объектах налогообложения, регистрах бухгалтерского учета, информации об аналитических регистрах налогового учета»;
• главу 3 «Информация о системе внутреннего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов»;
• приложения.
Глава 3 «Информация о системе внутреннего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов» необязательна. Сведения о системе внутреннего контроля раскрываются только в том случае, если эта система есть на предприятии (п. 5 прил. N 2 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.). Как правило, она предусмотрена только на больших предприятиях, но и мониторинг предназначен только для тех, у кого большой годовой оборот.
Титульный лист
На титульном листе укажите (п. 7 прил. N 2 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.):
• должность, Ф. И. О. руководителя;
• дату утверждения регламента руководителем;
• наименование налогового органа, в который представляется регламент;
• наименование вашего предприятия;
• ИНН предприятия.
Глава 1. Порядок представления документов (информации) налоговому органу
В данной главе укажите (п. 8 прил. N 2 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.):
• наименование информационной системы, в которой у вас содержатся документы и информация, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов;
• порядок доступа к вашим информационным системам по ведению бухгалтерского и налогового учета, учета доходов, расходов, объектов налогообложения, а также к системам, осуществляющим функцию внутреннего контроля, предоставляющего возможность исправления ошибок, противоречий и неточностей при ведении учета (при наличии), к информационным системам хранения документов и информации, связанных с исчислением, уплатой налогов и сборов;
• порядок обновления и синхронизации имеющихся данных в информационных системах, в том числе раскрытия информации об обеспечении доступа к базе данных, обновления информации в режиме реального времени или в промежутке определенного времени;
• порядок и сроки представления сведений об изменениях в информационной системе, право доступа в которую вы предоставляете налоговому органу;
• порядок подключения (технические требования, критерии доступа в информационные системы, время входа);
• учетную запись (порядок создания, предоставления и изменения учетных записей и паролей пользователя для налогового органа; распределение полномочий пользователя и прав эксплуатации, предоставленных налоговому органу; порядок заполнения и изменения полномочий пользователя, предоставленных налоговому органу во время налогового мониторинга);
• структурные подразделения по техническому и информационному обеспечению, а также подразделения, ответственные за взаимодействие с налоговым органом;
• порядок и сроки обращения в службу технического и информационного обеспечения и ответа в случае возникновения технических проблем при работе налогового органа в удаленном доступе, а также порядок и сроки уведомления о технических неисправностях и сроки их устранения;
• подробный перечень (описание) функциональных возможностей информационной системы, открытой для налогового органа, и правила работы с ними;
• информацию с указанием должности и контактных данных лиц, ответственных за информационное взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом (независимо от выбранного порядка информационного взаимодействия);
• выбранный способ защиты передаваемой информации (электронная подпись, пароль, логин или иные способы защиты);
• порядок и условия ознакомления налогового органа с подлинниками документов;
• перечень документов, представляемых налоговому органу, и форму их представления (направление посредством входа в информационные системы налогоплательщика, через персональный кабинет налогоплательщика);
• сроки представления документов и информации по обеспечению информационного взаимодействия;
• порядок информационного взаимодействия налогоплательщика с налоговым органом во время представления или изменения документов и информации, в том числе порядок разрешения вопросов, связанных с доступом к представленным документам, их изменением и полным представлением;
• описание порядка составления предоставляемой информации (файлов) – размещенной системы каталога; принципов определения передаваемой информации одновременно с предоставлением информации. Если структура передаваемой информации не изменяется, повторное представление описания не требуется;
• форматы документов, представляемых налоговому органу;
• способ определения и утверждения целостности (объема) представленных и принятых документов.
Глава 2. Порядок отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета информации о доходах, расходах, объектах налогообложения, регистрах бухгалтерского учета, информации об аналитических регистрах налогового учета
В этой главе укажите (п. 9 прил. N 2 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.):
• информацию об организационных формах и методах бухгалтерского учета;
• структуру раскрытия показателей налоговых отчетов:
– сводный регистр налогового учета;
– аналитические регистры бухгалтерского учета;
– регистры бухгалтерского учета;
– документы первичного учета и перечень регистров операций;
– первичные бухгалтерские документы;
• порядок отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета информации о доходах, расходах, объектах налогообложения, бухгалтерских регистрах, аналитических регистрах налогового учета;
• порядок отражения в регистрах ведения бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов по налогу на прибыль:
– порядок учета доходов, расходов, информацию об аналитических регистрах налогового учета. Данная информация заполняется в виде следующей таблицы (прил. N 1 к прил. N 1 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.):
Налоговый (отчетный) период |
Порядковый номер листа налогового отчета/ расчета |
Порядковый номер раздела налогового отчета/ расчета |
Порядковый номер приложения листа налогового отчета/ расчета |
Код строки налогового отчета/ расчета |
Наименование строки налогового отчета/ расчета |
Наименование и (или) порядковый номер регистра бухгалтерского учета (разработанной таблицы, информации) или иных документов формирования строки налоговой декларации/расчета |
Наименование и (или) порядковый номер сводного аналитического регистра налогового учета (разработанной таблицы, информации) или иных документов формирования строки налоговой декларации/расчета |
Способ (формат) представления информации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– аналитические регистры налогового учета, на основании которых формируются сведения сводных аналитических регистров налогового учета, в виде следующей таблицы (прил. N 2 к прил. N 1 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.):
Наименование и (или) порядковый номер сводного аналитического регистра налогового учета |
Наименование и (или) порядковый номер аналитических регистров налогового учета формирования данных сводного аналитического регистра налогового учета, указанного в столбце 1 |
Порядок формирования сводного аналитического регистра, указанного в столбце 1 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
– информацию о регистрах налогового учета, составляемую на основании регистров бухгалтерского учета, в виде следующей таблицы (прил. N 3 к прил. N 1 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.):
Наименование и (или) порядковый номер аналитического регистра налогового учета |
Наименование и (или) порядковый номер регистра бухгалтерского учета |
Классификация исправлений |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
– информацию о регистрах бухгалтерского учета;
– информацию о порядке внесения исправлений в данные налогового учета;
• порядок отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета объектов налогообложения по другим налогам и сборам, а также порядок формирования соответствующих строк налоговой отчетности на основании указанных регистров и другой информации. Заполнение осуществляется в свободной форме, исходя из порядка отражения в учете и индивидуальных особенностей элементов налогообложения по каждому виду налога и сбора;
• информацию о бухгалтерском учете, регистрах бухгалтерского и налогового учета, сведения из других источников информации, излагаемые в свободной форме, на основании которых определяются объекты налогообложения по каждому конкретному налогу и сбору, а также начисляется сумма налога и сбора;
• порядок отражения иной информации, включающей в себя сведения о правильном исчислении, удержании, полной и своевременной уплате налогов и сборов.
Глава 3. Информация о системе внутреннего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов
В данной главе опишите ваши системы внутреннего контроля за фактами хозяйственной жизни, правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, в том числе (п. 10 прил. N 2 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.):
• цели, задачи, а также общие подходы к организации системы внутреннего контроля за правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов;
• функции основных информационных систем (расчетные системы, база данных), используемых для осуществления контроля за правильным исчислением налогов и сборов;
• структурные подразделения, занимающиеся исчислением налогов, подготовкой налоговой отчетности и вопросами методологии налогообложения (состав, количество сотрудников, структурное формирование, цели, задачи и полномочия);
• подходы (методы), применяемые при определении и оценке риска нарушения налогового учета, налоговой отчетности, несвоевременной или неполной уплаты налогов и сборов, в том числе:
– основной порядок (правила внутреннего контроля, направленные на устранение (снижение) риска нарушения налогового учета и налоговой отчетности, а также несвоевременной или неполной уплаты налогов и сборов);
– принятый порядок проведения каждой процедуры контроля (при наличии).
Укажите ссылки на документы, регулирующие действующие внутренние правила и процедуры контроля;
• порядок документирования и утверждения осуществления процедуры внутреннего контроля с указанием перечня документов, подтверждающих выполнение соответствующих процедур внутреннего контроля (внутренние документы и отчеты, регламенты, протоколы, приказы, справки, инструкции и другие документы);
• порядок и сроки получения (формирования) результатов внутреннего контроля.
При наличии к регламенту приложите результаты проверки работы системы внутреннего контроля за последний период, проведенной другими организациями (п. 11 прил. N 2 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.).
В регламенте укажите порядок внесения в него изменений и дополнений по предложениям сторон, в том числе при изменениях в законодательстве Узбекистана. При этом укажите форму направления таких изменений и дополнений в регламент (п. 12 прил. N 2 к пост. ГНК, рег. МЮ N 3307 от 31.05.2021 г.).
Разрабатывая регламент взаимодействия, постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы, которые могут возникнуть при тесном контакте с налоговым органом.
Предусмотрите простую систему внесения изменений в регламент. На практике могут возникнуть ситуации, которые заранее предвидеть невозможно. Документ должен быть гибким, удобным в работе.
Принимая решение о необходимости налогового мониторинга, важно определиться, нужна ли предприятию «постоянная налоговая проверка» или, наоборот, специфика вашей деятельности предусматривает возникновение спорных ситуаций, требующих оперативного взаимодействия с налоговым органом.
Элеонора Мазурова, адвокат, эксперт «Нормы»,
Альберт Сафин, эксперт «Нормы».