Norma.uz
Газета Норма / 2024 год / № 52 / Дом, в котором мы живем

Я узнал, что у меня есть огромная «семья»

 

Проблема с несуществующими «родственниками» до сих пор остается актуальной для многих жителей столицы. Речь идет о ситуации, когда граждане вдруг выясняют, что по их месту жительства зарегистрированы (или прописаны) чужие люди. С появлением многочисленной «родни» возникает необоснованная задолженность за мусор, коммунальные услуги (при отсутствии счетчиков), которой нет на самом деле. Но это надо упорно доказывать, прилагать усилия для выписки чужих людей. Граждане с возмущением пишут об этом в социальных сетях. Спрашивают, каким образом недостоверная информация попадает в электронные базы данных поставщиков услуг, налоговых, кадастровых органов, на портал госуслуг my.gov.uz и т. д. Откуда берутся мнимые мамы-папы, дедушки-бабушки, жены-мужья, братья-сестры-дети? Что с ними делать, куда обращаться и как положить конец этой неразберихе?

 

Недоработка онлайн-систем, безответственность исполнителей

Этот вопрос более года назад мы поднимали в тематическом выпуске «Нормы». Речь шла тогда о портале госуслуг, когда в разделе «Моя семья» у многих появилась толпа не имеющих к ним отношения «родственников». Тогда даже шутили: мол, теперь понятно, почему прирост населения в Узбекистане происходит такими темпами. Получается, вопрос не решен по сей день.

Причина всей этой путаницы явно в человеческом факторе: в  некомпетентности и безнаказанности тех, кто работает с электронными базами. Совершенно очевидно, что интерактивные услуги, электронный документооборот не работают должным образом и выдают недостоверную информацию. Возмущение граждан вполне понятно. Почему они должны исправлять ошибки других? Тратить на это время, средства, нервничать, обивать пороги различных структур, восстанавливать свои данные. А те, кто допускают это, ни за что не отвечают.

«Если столько времени продолжается эта неразбериха, – пишут граждане в соцсетях – значит причина в недоработке онлайн-систем, безответственности сотрудников, их неумении работать с электронными ресурсами. Получается, что они не могут привести в порядок простейшие данные. И это называется цифровизация?!».

«Завтра любого из нас могут объявить непроживающим по месту прописки, и никто за это не будет отвечать. За исправление своих же ошибок чиновники с нас еще и деньги берут. Это полнейший беспредел».

 

Однофамильцы становятся «родственниками»

«Я заглянула в «состав семьи» на портале госуслуг и ахнула. Из членов нашей семьи прописаны только я и мой муж, а мама, дочь и брат отсутствуют. Зато есть несуществующие «отец», и, судя по всему, его четверо детей: три «брата» и «сестра». Откуда берется этот бред и как это убрать? Несуществующий «папа» и, вероятно, все его «дети» с моей фамилией. Получается в «родственники» записывают всех однофамильцев?».

«У меня появилась «бабуля».

 «А у меня «сестра», которая в дочери годится».

 «У нас – полный интернационал. Прописаны люди и с русскими, и с восточными фамилиями. Не успеешь выписать – появляются новые».

«У меня «брат», которого никогда не было. Отправила заявку на его удаление, теперь он висит с пометкой «умер».

«А у нас ситуация наоборот. Мы оказались прописаны по другому адресу. Тоже ничего хорошего». 

«Я обнаружила задолженность по налогам на сайте soliq.uz за незаконно вписанных ко мне однофамильцев –
«родителей». Проверила свои персональные данные в базе my.gov.uz, обнаружила «отца» старше меня на шесть лет, «мать» старше на два года, четверых «сестер». Все мы, получается, родились и проживаем в Ангрене. На самом деле я из Ташкента, единственный ребенок, родителей давно нет в живых. Пошла в ЗАГС по месту прописки. Там выяснилось, что меня добавили в ангренскую семью однофамильцев. Позвонили в ЗАГС Ангрена, попросили исправить данные. Чужую семью удалили, я же так и осталась жительницей Ангрена. А долг по налогам за несуществующих «родителей» продолжает висеть на мне в базе soliq.uz».

 

Живее всех живых

«Среди приписанной «родни» есть необычайно «живучие». У меня «висят» они аж с 2010 года. Квартиру купила в 2014 году. В течение какого-то времени все было чисто. Когда появились «родственники», выписывать их ходила как на работу – раз в 3 месяца.
В конце концов написала заявление, что буду решать вопрос в судебном порядке.

Но даже официальная выписка в паспортном столе (с заявлением и справкой формы N17) не позволяет от них избавиться».

«Хорошо если человек владеет Интернетом, знает, где, что посмотреть и проверить. А сколько пожилых людей, которые представления не имеют, кто у них прописан, откуда они взялись, почему появилась задолженность и куда обращаться.

Нерадивые, полуграмотные, ни за что не отвечающие работники создают людям нервотрепку. Вот ходи потом и доказывай, что не знаешь почему по твоему адресу прописали целую ораву неизвестных людей. И никто за это не отвечает, никто не наказан».

 

Как решают эту проблему?

«Передавала показания счетчика холодной воды, поинтересовалась, сколько у меня человек прописано. Реально нас было пятеро, а мне ответили – восемь. Поехала в паспортный стол с формой N 17, потом в Водоканал. Убрали лишних людей. Надолго ли?.  

Но это трата нервов, времени, денег на такси. И чтобы еще в Водоканале попались грамотные люди. А в основном, некомпетентные, наглые и грубые. И почему их ошибки мы должны исправлять за свой счет».

«Если на портале госуслуг обнаружили, что по вашему месту жительства зарегистрированы чужие люди, можно отправить электронное заявление об их исключении. Для этого надо кликнуть вкладку «Подача запроса на исправление сведений о зарегистрированных лицах по ПМЖ.  Если удастся распечатать лист регистрации этих граждан, там будут указаны Ф. И. О. сотрудника, который включил их в базу, и дата, когда это сделано. Но как показывает практика, исключить из базы недостоверные данные самостоятельно практически не получается – система не принимает изменения. Поэтому лучше решать вопрос в паспортном столе, захватив с собой кадастровые документы».

«Не надо никуда ехать, нервничать, уговаривать, просить тех, кто создает нам такие проблемы. Надо написать заявление в прокуратуру на халатность должностного лица, который ввел неправильные данные в базу. Сами прибегут и все исправят. Я делаю именно так».

 

Проблема явно затянулась, вышла за рамки частных случаев и обрела системный характер. Ясно, что решать ее должны не пострадавшие граждане, а те, кто ее создает. Пора принимать конструктивные шаги: обратиться в прокуратуру, заставить виновных отвечать за то, что творится в электронных базах. Граждане вправе направить заявление в Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей, Общество по защите прав потребителей.

Прочитано: 74 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2025 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика