Вступая в Новый 2025 год, вспоминаем год уходящий. Каким он был для сферы управления многоквартирным жилфондом? Как бы там ни было, мы прожили его и хочется с надеждой смотреть в будущее. Уходящий год был непростым. Продолжался поиск оптимальных путей управления МКД. Мы отражали этот процесс
на страницах тематического выпуска «Нормы»: разъясняли суть новых документов, выявляли проблемы
и их причины, предлагали пути решения в соответствии с действующим законодательством, отвечали
на вопросы читателей. Давайте вспомним некоторые публикации, определившие тенденцию года в сфере управления МКД.
Узбекистан предпринимает очередную попытку раздельного сбора мусора
В 2024–2026 годах в пунктах сбора мусора на территории многоэтажных домов в Ташкенте, Ангрене, Андижане, Бухаре, Термезе и в Ташкентском районе будет реализован проект поэтапной организации системы сортировки твердых бытовых отходов. Это предусмотрено УП «О мерах по совершенствованию системы управления отходами и снижению их негативного воздействия на экологическую ситуацию» («Норма»
N 5 от 30 января 2024 г.).
Граждане не смогут заплатить за свет, купить квартиру или авто при наличии долга за мусор
В Узбекистане временно ограничат прием платежей за электроэнергию у абонентов, имеющих задолженность за вывоз мусора.
Это было установлено УП «О мерах по совершенствованию системы управления отходами и снижению их негативного воздействия на экологическую ситуацию» («Норма» N 5 от 30 января 2024 г.).
Определены приоритеты в сфере ЖКХ
Приоритеты развития сфер ЖКХ, строительства, транспорта и экологии были озвучены на видеоселекторном совещании под председательством Президента страны 29 января 2024 года. Среди них:
• усиление контроля за самовольными и незаконными постройками;
• доступное жилье;
• дифференцированный подход к выбору системы теплоснабжения;
• привлечение к водоснабжению пяти городов республики в качестве эксперимента частных партнеров;
• разработка нового порядка сдачи подвалов МКД в аренду;
• принятие мер по оздоровлению управляющих компаний;
• cоздание единого биллингового счета за коммунальные услуги, другие («Норма» N 9 от 27 февраля 2024 г.).
Попытка N 2. Утверждены минимальные размеры взносов и платежей
на содержание общедомового имущества
Приказом Минстройжилкомхоза утверждены минимальные размеры взносов и платежей на содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества, а также благоустройство земельного участка, прилегающего к МКД. При расчете опирались на разработанный Министерством Порядок определения их размеров. Нововведение нацелено на улучшение состояния жилфонда. Предполагается, что мини-взносы будут корректироваться раз в два года («Норма» N 18 от 30 апреля 2024 г.).
Приказ выше Закона? Минюст должен
дать правовую оценку
Жители многоквартирных домов недовольны введением мини-тарифов на содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества, а также благоустройство земельного участка, прилегающего к МКД из-за правовой неурегулированности документов. Приказ о их введении – это ведомственный акт, противоречащий Жилищному кодексу, Закону «Об управлении многоквартирными домами», Закону «О нормативно-правовых актах». Он носит общеобязательный характер, но не прошел регистрацию в Министерстве юстиции («Норма»
N 22 от 28 мая 2024 г.).
Минстройжилкомхоз разъясняет введение мини-тарифов. Чиновники нарушают законы и призывают к этому граждан
Минстройжилкомхоз в различных форматах разъясняет вопросы, связанные с применением минимальных размеров взносов и платежей за содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества, а также благоустройство земельного участка, прилегающего к МКД. Но вместе с тем не дает ответа на ряд серьезных вопросов («Норма» N 22 от 28 мая 2024 г.).
Минимум для дома
Перечень минимальных работ и услуг, необходимых для обеспечения содержания многоквартирных домов на необходимом уровне, предусмотрен Положением о порядке определения минимального размера обязательных взносов или платежей на содержание, пользование и ремонт общего имущества в многоквартирных домах и на благоустройство земельного участка, прилегающего к МКД («Норма» N 26 от 25 июня 2024 г.).
Вернем задолженность – установите камеры
В столице чиновники предложили органам управления помощь в погашении задолженности собственников помещений МКД по обязательным взносам и платежам на содержание общедомового имущества. Но с одним условием: на полученные от неплательщиков средства УК или ТСЖ должны приобрести и установить в своих домах камеры видеонаблюдения с целью профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности.
Но ни в одном НПА не говорится, что жители должны вносить вклад в борьбу с преступностью и правонарушениями. Это является незаконным вмешательством в деятельность органов управления («Норма» N 26 от 25 июня 2024 г.).
В махаллях появятся сервисные компании
В массивах индивидуальной жилой застройки появятся махаллинские сервисные компании. Они будут содержать и благоустраивать территорию за счет госсредств. В то же время УК и ТСЖ содержат прилегающую к домам территорию за счет взносов и платежей жителей. При этом земельные участки в обоих случаях не переданы жителям в пользование. Это ставит в неравное имущественно-правовое положение собственников помещений, проживающих в МКД и в индивидуальной жилой застройке.
Нововведение предусмотрено ПП «О дополнительных мерах по благоустройству, озеленению и кардинальному улучшению облика махаллей» («Норма» N 31 от 30 июля 2024 г.).
Обещать – не значит жениться
Правовой статус домкомов (уйбоши) и старших по улице (кучабоши) определяет ПКМ «Об утверждении нормативно-правовых актов по регулированию деятельности махаллей».
Документом установлены ответственность активистов, порядок их избрания, взаимодействия с другими органами. Старших по улице и дому наделили широкими полномочиями, подавляющая часть которых подменяет работу других органов: махалли, ОВД, органов социальной защиты населения и прочих («Норма» N 31 от 30 июля 2024 г.).
Петицию отменили, не приступив
к рассмотрению
Введение социальной нормы потребления электроэнергии многие граждане расценили как ограничение в доступе к базовым ресурсам жизнеобеспечения. Общественный деятель и блогер Ислам Капарзо от имени недовольных нововведением граждан разместил на портале общественных инициатив «Mening fikrim» («Мое мнение») петицию о необходимости пересмотра расчета лимита электропотребления с 200 до 500 кВт/ч. Но петицию не приняли к рассмотрению из-за отсутствия указания государственного органа, которому адресовано послание, а также четкого механизма реализации предложения («Норма» N 31 от 30 июля 2024 г.).
Права на самовольно захваченные земельные участки и строения на них
будут признаны Законом
Президент Шавкат Мирзиёев подписал Закон «О признании прав на самовольно захваченные земельные участки и построенные на них здания и сооружения». Определены основания и порядок признания прав в отношении таких участков. Закон будет действовать до 1 января 2028 года («Норма» N 35 от 27 августа 2024 г.).
Вначале Закон – потом реновация
Во время общественного обсуждения проекта закона «О градостроительной реновации» на портале СОВАЗ хоким Ташкента принял Решение о реализации проектов реновации в шести районах столицы. Оно предусматривает проведение масштабных строительных работ. Это вызвало неоднозначную реакцию общественности. Подавляющая часть граждан придерживается мнения, что осуществление реновации без принятия закона, формирования правовых основ, регулирующих этот процесс, недопустимо («Норма» N 35 от 27 августа 2024 г.).
Хокимият – «за»,
министерство – «против»
Хокимияты стали принуждать УК к списанию дебиторской задолженности собственников по обязательным платежам на содержание общедомового имущества. Законных оснований, предусматривающих такие действия, нет.
Это ущемление прав добросовестных плательщиков, а также вмешательство в дела органов управления. Такие меры могут привести к дальнейшему росту дебиторской задолженности, отсутствию средств у управляющих на ремонты и обслуживание домов.
Возможно, инициаторы кампании тем самым намеревались «улучшить показатели» деятельности УК и отчитаться перед высоким руководством («Норма» N 35 от 27 августа 2024 г.).
Осеннее обострение: в управлении МКД опять перемены
В столице в принудительном порядке началось укрупнение УК. Правового обоснования этому процессу нет. Жилищное законодательство предусматривает свободный выбор собственниками одного из трех способов управления («Норма» N 39 от 24 сентября 2024 г.).
В УК перемена мест слагаемых. Изменится ли результат?
Очередной передел сферы управления многоквартирным жилфондом, проходящий в столице, для многих жителей обернулся негативным сценарием.
Под раздачу новаций попали также жители 11 квартала Учтепинского района.
Это далеко не частный случай, а один из эпизодов преобразований, когда многие устоявшиеся структуры по управлению домами сломали вопреки здравому смыслу и законам («Норма» N 44 от 29 октября 2024 г.).