Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 49 / В помощь бухгалтеру

Готовимся к ежегодной инвентаризации

 

Ежегодная инвентаризация обычно отнимает много времени и сил. Чтобы быть во всеоружии к моменту ее проведения, воспользуйтесь нашим планом.

 

Весь процесс инвентаризации регламентирует НСБУ N 19 «Организация и проведение инвентаризации» (рег. МЮ N 833 от 2.11.1999 г.).

1. Руководитель предприятия должен издать приказ о проведении инвентаризации, которым одновременно назначить инвентаризационную комиссию и утвердить план инвентаризации. Но чтоб утвердить какой бы то ни было план, его кто-то должен составить...

Поэтому предварительно нужно определить членов инвентаризационной комиссии. Они совместно подготовят план проведения инвентаризации, в котором укажут:

• зоны инвентаризации;

• сотрудников, которые будут проводить пересчеты в этих зонах (счетные комиссии);

• временные рамки пересчета в каждой указанной зоне.

А потом уже руководитель предприятия издаст приказ, которым утвердит и состав комиссии, и составленный ею план проведения инвентаризации.

Спланируйте сроки проведения инвентаризации заранее (см. таблицу), чтобы потом не переделывать приказ:

• определите сколько понадобится времени – 10 дней или более;

• если у вас крупное предприятие и, к примеру, много складов по регионам, то состав комиссии определите для каждого региона в отдельности;

• с учетом установленных НСБУ сроков проведения инвентаризации проводить ее удобнее в те периоды, когда у вас остается минимальное количество ТМЗ. К примеру, если предприятие запланировало до 15 декабря закончить всю реализацию ТМЗ, соответственно, инвентаризацию лучше провести после этой даты.

 

Объект инвентаризации

N счета

Периодичность инвентаризации

НПА

Основные средства

0100 «Счета учета
основных средств»

Не реже 1 раза
в 2 года

НСБУ N 5 «Основные средства» (рег. МЮ N 1299
от 20.01.2004 г.)

из них: библиотечные фонды

0190 «Прочие
основные средства»

1 раз в 5 лет


Оборудование
к установке и капитальные вложения (незавершенное строительство, приобретение ОС, НМА)

0700 «Счета учета оборудования к установке»,
0800 «Счета учета
капитальных вложений»

Перед составлением годовой финансовой отчетности

НСБУ N 19

Нематериальные активы

0400 «Счета учета нематериальных активов»

Не реже 1 раза
в 2 года

НСБУ N 7 «Нематериальные активы» (рег. МЮ
N 1485
от 27.06.2005 г.)

Финансовые вложения (ценные бумаги
и уставные капиталы других организаций и пр.)

0600 «Счета учета долгосрочных инвестиций»,
5800 «Счета учета краткосрочных инвестиций»

Перед составлением годовой финансовой отчетности

НСБУ N 19

Товарно-материальные запасы

1000 «Счета учета материалов», 2000 «Счета учета
основного производства»,
2800 «Счета учета
готовой продукции»,
2900 «Счета учета товаров»,
014 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности вэксплуатации»

Не реже 1 раза в год

НСБУ N 4 «Товарно-материальные запасы» (рег. МЮ N3259
от 30.06.2020 г.)

из них:

горюче-смазочные материалы

1030 «Топливо»

Ежеквартально










НСБУ N 19











продукты питания

1010 «Сырье и материалы»

Ежеквартально

драгоценные металлы

1000 «Счета учета материалов», 2800 «Счета учета
готовой продукции»,
2900 «Счета учета товаров»

В соответствии с отраслевыми инструкциями

Расходы будущих периодов

3100 «Счета учета расходов будущих периодов»

Перед составлением годовой финансовой отчетности

Наличные денежные средства в сумах

5010 «Денежные средства
в национальной валюте»

Не реже 1 раза
в квартал

Наличные денежные средства в иностранной валюте

5020 «Денежные средства
в иностранной валюте»

Не реже 1 раза
в квартал

Денежные средства

5100 «Счета учета денежных средств на расчетном счете», 5200 «Счета учета денежных средств в иностранной валюте», 5500 «Счета учета
денежных средств
на специальных счетах в банке»,
5600 «Счета учета
денежных эквивалентов»,
5700 «Счета учета денежных средств (переводов) в пути»

Перед составлением годовой финансовой отчетности

Денежные документы, ценности и бланки строгой отчетности

5510 «Аккредитивы»,
5520 «Чековые книжки»,
006 «Бланки
строгой отчетности»

1 раз в месяц.

Если они хранятся в кассе, то в сроки ревизии кассы












НСБУ N 19













Расчеты

4000–4900 «Счета к получению»,
6000–6900 «Текущие обязательства»
и 7000–7900 «Долгосрочные обязательства»,
008 «Обеспечения обязательств и платежей – полученные»,
009 «Обеспечения обязательств и платежей – выданные»

Перед составлением годовой финансовой отчетности

Имущество,
не принадлежащее предприятию,
но числящееся в бухучете (находящееся
на ответственном хранении, арендованное, полученное для переработки)

001 «Основные средства, полученные
по оперативной аренде»,
002 «Товарно-материальные ценности, принятые
на ответственное хранение»,
003 «Материалы,
принятые в переработку»,
004 «Товары,
принятые на комиссию»,
010 «Основные средства, сданные по договору финансовой аренды»,
011 «Имущество, полученное
по договору ссуды»

Перед составлением годовой финансовой отчетности

 

2. Инвентаризационная комиссия готовит инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей.

3. Председатель комиссии получает у материально ответственных лиц расписки о том, что к началу инвентаризации:

• все расходные и приходные документы на товар сданы в бухгалтерию или переданы комиссии;

• все ТМЦ, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход.

4. Инвентаризационная комиссия инструктирует сотрудников, назначенных приказом в рабочие (счетные) комиссии по проведению пересчетов и заполнению инвентаризационных описей ТМЦ.

5. До начала инвентаризации:

• сформируйте в электронном виде максимально полный номенклатурный справочник-таблицу со столбцами – артикул/штрих-код/наименование. Этот перечень должен включать все ТМЦ, которые находятся на складе;

• за 1 день до начала инвентаризации подготовьте ТМЦ:

a) проверьте, все ли ТМЦ имеют хорошо читаемые коды и артикулы производителя, необходимые для его идентификации;

б) маркируйте товары без маркировки или с плохо читаемыми штрих-кодами;

в) освободите проходы между стеллажами для проезда погрузчика, установки лестниц и т. п.;

г) обеспечьте соответствие штрих-кода на ярлыке фактическому артикулу ТМЦ;

д) ТМЦ на время пересчета желательно разместить в свободных местах складского помещения или собрать в коробки;

• обеспечьте доступ задействованных в инвентаризации сотрудников и их автотранспорта на объекты, оформите пропуска;

• обеспечьте присутствие к началу и во время инвентаризации задействованных в работе сотрудников склада, распределите обязанности персонала;

• сотрудники склада обязаны консультировать членов инвентаризационной комиссии по артикулам ТМЦ, подлежащих инвентаризации, оперативно представлять информацию по вопросам, возникающим в ходе инвентаризации;

• обеспечьте на дату начала пересчета наличие на объекте стремянок, пустых коробок и прочего вспомогательного технического инвентаря, а также спецтехники для обеспечения доступа к товару.

6. После пересчета комиссия проверяет правильность заполнения инвентаризационных описей ТМЦ.

Если замечаний нет, то данные вносятся в программу обработки инвентаризации.

Если обнаружены недочеты, то члены счетной и инвентаризационной комиссий совместно повторно пересчитывают ТМЦ.

7. Инвентаризационная комиссия передает все документы по инвентаризации в бухгалтерию предприятия для дальнейшей обработки.

8. Если обнаружатся расхождения между результатами инвентаризации и данными бухучета, то сотрудники бухгалтерии могут инициировать контрольную проверку результатов инвентаризации.

 

Не затягивайте с проведением инвентаризации, так как ее итоги могут привести к налоговым корректировкам. Кроме того, итоговые данные инвентаризации понадобятся вам для внесения корректных данных в систему «E-aktiv».

Излишки и недостача,
выявленные в ходе инвентаризации

Если в ходе инвентаризации и при других проверках выявились расхождения между фактическим наличием материальных ценностей и данными бухгалтерского учета:

• ОС, ТМЗ, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, приходуйте и зачисляйте как доход хозсубъекта. Установите причины появления неучтенных ценностей и виновных в этом лиц;

• убыль ценностей в пределах установленных норм списывайте по распоряжению руководителя на себестоимость или расходы периода.

Если недостачи нет, то не применяйте нормы убыли при инвентаризации.

Имейте в виду: если в организации нет утвержденных норм убыли, то любая убыль рассматривается как недостача сверх норм (п. 5.70 НСБУ N 19).

Недостача ценностей сверх норм убыли, потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц. Если конкретные виновники не установлены, то убытки можно списать на себестоимость или расходы периода. Укажите в документах, представляемых для оформления списания недостачи сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей, какие меры организация приняла, чтобы предотвратить подобные недостачу и потери в дальнейшем.

Порядок бухучета недостачи и излишков имущества, обнаруженных при инвентаризации, утвержден Положением (рег. МЮ N 1334 от 6.04.2004 г.).

Излишки оцениваются по рыночной стоимости аналогичных ценностей и приходуются на баланс предприятия:

а) на дату проведения инвентаризации;

б) на счета учета имущества – 1000 «Материалы», 0100 «Основные средства», 2900 «Товары» и т. п. в коррес­понденции со счетом 9390 «Прочие операционные доходы».

Сумма включается в совокупный доход предприятия (п. 11 ч. 3 ст. 297 НК) и облагается налогами:

• на прибыль;

• с оборота по ставке вида деятельности, доля доходов по которому в общем совокупном доходе преобладает по итогам отчетного (налогового) периода (ч. 1 ст. 463, ч. 3 ст. 468 НК).

Если виновники недостачи не установлены или нет возможности взыскать с них ущерб, то спишите недостающие ценности по балансовой стоимости на счет 9430 «Прочие операционные расходы» в том отчетном периоде, в котором принято решение об их списании (по приказу руководителя). Такие убытки не вычитаются при расчете налога на прибыль
(ст. 305, п. 10 ст. 317 НК) и не учитываются при определении налоговой базы по налогу с оборота.

Если виновники недостачи установлены, то сумму возмещения определяйте по рыночной стоимости недостающих ценностей. Взыскание в размере, не превышающем среднюю месячную зарплату, производится по распоряжению работодателя. Если ущерб (недостача) превышает средний заработок или со дня обнаружения уже прошел 1 месяц, то придется взыскивать его в судебном порядке. При этом работодатель вправе с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника (п. 5 ч. 2 ст. 164, ст. 200 ТК; п. 2 Положения N 1334).

 

Сумма прощенного долга по возмещению ущерба – это доход работника в виде матвыгоды (п. 5 ст. 376 НК).

 

Если подлежащая взысканию с виновных лиц рыночная стоимость недостающих материалов выше их себестоимости (балансовой стоимости), то полученный доход облагается налогами:

• на прибыль (п. 6 ч. 3 ст. 297 НК);

• с оборота по ставке вида деятельности, доля доходов по которому
в общем совокупном доходе преобладает по итогам отчетного (налогового) периода (ч. 1 ст. 463, ч. 3
ст. 468 НК).

Если сумма взыскания ниже балансовой стоимости недостающих ТМЦ или виновники недостачи не установлены, то убыток от недостачи не вычитается при расчете налога на прибыль (п. 10 ст. 317 НК).

НДС, ранее отнесенный в зачет по недостающим материалам, корректируется (исключается из зачета):

• в том налоговом периоде, в котором обнаружена недостача (ст. 269 НК);

• только по материалам, приобретенным в течение последних 12 месяцев, предшествующих дате корректировки (ч. 3 ст. 269 НК).

НДС не корректируется, если потери материалов не превышают утвержденные нормы естественной убыли.

ПРИМЕР. Обнаружение при инвентаризации
излишков и недостачи ТМЦ

Предприятие – плательщик общеустановленных налогов. Инвентаризационная комиссия выявила:

• излишек шпатлевки рыночной стоимостью 210 тыс. сум.;

• неисправный сервер (восстановительная стоимость – 16 000 тыс. сум., начисленный износ – 4 600 тыс. сум). Рыночная стоимость аналогичного принтера – 14 000 тыс. сум.

Принято решение взыскать с виновного работника 5 000 тыс. сум., а оставшуюся сумму долга списать.

Убыток от порчи принтера в размере 6 400 тыс. сум. (16 000 – 4 600–
5 000) не вычитается при расчете налога на прибыль.

Стоимость неучтенной шпатлевки– 210 тыс. сум. – включается в налоговую базу как прочий доход.

С работника должна быть удержана рыночная стоимость принтера в размере 14 000 тыс. сум., но предприятие удержит только 5 000 тыс. сум. Сумма прощенного долга в размере 9 000 тыс. сум. – доход работника в виде матвыгоды и подлежит обложению НДФЛ, но не облагается соцналогом (п. 5 ст. 376, ст. ст. 403, 404 НК).

 

Содержание
хозяйственной операции

Сумма
(тыс. сум.)

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Принята на учет шпатлевка, выявленная в результате инвентаризации

210

1050 «Строительные материалы»

9390 «Прочие операционные доходы»

Списана восстановительная стоимость принтера

16 000

9210 «Выбытие
прочих активов»

0150 «Компьютерное оборудование
и вычислительная техника»

Списан начисленный износ

4 600

0250 «Износ
компьютерного оборудования и вычислительной техники»

9210 «Выбытие
прочих активов»

Отражен ущерб

11 400

5910 «Недостачи и потери
от порчи ценностей»

9210 «Выбытие
прочих активов»

Взыскан ущерб

5 000

4790 «Прочая задолженность персонала»

5910 «Недостачи и потери
от порчи ценностей»

Отражен убыток
от выбытия принтера

6 400

9430 «Прочие
операционные расходы»

5910 «Недостачи и потери
от порчи ценностей»

 

Ответственность
за непроведение инвентаризации

Руководитель предприятия несет ответственность за правильное и свое­временное проведение инвентаризации (п. 2.20 НСБУ N 19).

Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан контролировать соблюдение установленных правил проведения инвентаризации.

Напомним, что статья 175-1 КоАО с учетом изменений, внесенных в нее пунктом 4 статьи 4 Закона N ЗРУ-726 от 29.10.2021 г., с 1 января 2022 года будет называться «Нарушение законодательства о бухгалтерском учете». Согласно внесенным в нее поправкам неисполнение руководителем субъекта бухгалтерского учета и (или) службы бухучета обязанностей, установленных законодательством о бухгалтерском учете, в том числе непроведение инвентаризации активов и обязательств, повлечет наложение штрафа на должностных лиц от 3 до 7 БРВ. За то же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, – от 7 до 10 БРВ (п. 7 ст.1 ЗРУ-734 от 30.11.2021 г.).

 

Своевременное и качественное проведение инвентаризации позволит предотвратить налоговое нарушение и штрафы по статье 223 НК.

 

Сокрытием (занижением) налоговой базы признаются:

• неотражение в регистрах учета суммы доходов от реализации товаров (услуг);

• отсутствие на складе или в месте реализации товаров, числящихся в учете как нереализованные;

• хранение, использование и реализация неоформленных (неоприходованных) товаров;

• подмена, подделка или уничтожение документов, свидетельствующих о факте реализации товаров (услуг);

• использование фальшивых первичных бухгалтерских документов;

• включение в отчетность производства неиспользованных материальных затрат как использованных;

• перенос выручки от реализации товаров (услуг) на следующий за отчетным период (умышленное занижение объема реализации и дохода (прибыли);

• искусственное завышение (лимитов) расходования материальных, топливно-энергетических ресурсов и нормы амортизации (износа) или неправильное применение нормативов;

• отражение стоимости реализованных товаров в учетных документах по заниженным ценам, чем их фактическая стоимость реализации.

Сокрытие (занижение) налоговой базы влечет наложение штрафа в размере 20 % от суммы сокрытой (заниженной) налоговой базы.

С суммы сокрытой (заниженной) налоговой базы также начисляются налоги в соответствии с НК.

Сумма сокрытой налоговой базы определяется за последние 12 месяцев, предшествующих дате начала проведения налоговой проверки (ст. 223 НК).

Татьяна ЛЫМАРЕВА,

эксперт ООО «Norma».

Прочитано: 78 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика