Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 35 / Таможня

На страже экономических интересов страны

 

Таможенная служба Узбекистана – один из атрибутов государственности и независимости нашей страны, подтверждение ее политического и экономического суверенитета. Являясь многофункциональной, технически оснащенной, органично интегрированной в экономическую, социальную и внешнеэкономическую систему государства, она оказывает мультипликативный эффект на экономику, что благоприятно отражается на общих макроэкономических показателях. Этому способствуют проводимые по инициативе Президента комплексные реформы, направленные на повышение эффективности таможни, упрощение процедур для осуществления ВЭД, создание благоприятной деловой среды с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

 

Экономика страны после проблем, вызванных пандемией коронавируса, возрождается. Это видно в том числе по показателям внешнеторгового оборота, который в I полугодии составил 14,3 млрд долл. США.
Это на 2,5млрд долл. США больше, чем за аналогичный период прошлого года. А общий объем экспорта составил 4 млрд долл. США, что на 36,8 %, или 1,1млрд долл. США, больше прошлогоднего показателя.
К слову, в этом году наблюдалось увеличение экспорта хлопковой нити, меди и изделий из нее, проволоки и автомобилей.

Активно расширяется география экспорта товаров под маркой «Сделано в Узбекистане». В 2019 году
оте­че­ственная продукция экспортировалась в 92 страны, ав этом году – уже в 97 стран, включая Албанию, Чили, Венесуэлу, Парагвай, Кению, Суринам, Доминиканскую Республику и Йемен.

По инициативе лидера нашей страны конструктивное и взаимовыгодное региональное сотрудничество вышло на новый уровень. В частности, открытие ряда таможенных постов на границе с Таджикистаном и Кыргызстаном стало действенным импульсом для расширения торговых отношений Узбекистана с соседними странами. ВIполугодии 2021 года внешнеторговый оборот с ними составил 2,828 млрд долл.США, что на 27,5 %, или 610 млн долл. США, больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем экспорта товаров из Узбекистана в сопредельные государства вырос на 185 млн долл. США, или на 17,8 %, составив 1,219 млрд долл. США.

 

Модернизация таможенного приграничья

От четкой работы таможни во многом зависит бесперебойная деятельность множества предприятий страны и ее внешнеэкономических связей. Для этого требуются дальнейшее улучшение пропускной способности приграничных таможенных объектов, модернизация их инфраструктуры. В этих целях за последний год приграничные таможенные посты «Айритом», «Алат», «Яллама», «Фергана», «Гишткуприк» реконструированы и оснащены по последнему слову техники, отвечают всем требованиям, характеризующим международный пункт пропуска.

В частности, обрел новый облик единственный пункт пропуска с соседним Афганистаном «Айритом», который был заново реконструирован, полностью изменена его инфраструктура. Роль этого таможенного объекта в динамичном развитии торгово-экономических отношений между Узбекистаном и Афганистаном, и Южной Азией в целом, невозможно переоценить.

На выезде из Узбекистана и въезде в Афганистан построены современные залы паспортного контроля и таможенного досмотра. На посту установлен инспекционный досмотровый комплекс «Z-Portal» – современный крупногабаритный сканер для проверки автотранспортных средств. Его основу составляет рентгеновская установка, позволяющая досматривать грузы и багаж в 3 плоскостях, с высокой точностью определяя содержимое без вскрытия. При этом из-за минимального количества излучения, отсутствия вреда для человеческого организма водитель может находиться в машине. За счет этого увеличена пропускная способность таможенного объекта – до 200 автомашин в час. Технические возможности «Айритома» также позволяют обслуживать до 2тысяч пассажиров в сутки. Особенность этого поста заключается в том, что здесь осуществляется 3-линейный таможенный контроль – ж/д и автотранспорта, а также в отношении граждан, пересекающих границу пешим способом. Поэтому с целью увеличения пропускной способности и создания удобств был введен принцип «единого окна». А для обеспечения безопасности установлено современное досмотровое оборудование – интроскопы «Adani» и «Rapiscan», а также система видеонаблюдения.

Таможенная служба продолжает активно обустраивать свои таможенные объекты, оказывает содействие в развитие околотаможенной инфраструктуры. Так, накануне Дня независимости было сдано в эксплуатацию новое административное здание УГТК по Ташкентской области в Нуравшане. Оно оснащено современной техникой, позволяющей эффективно выполнять задачи, поставленные перед таможней. Неподалеку от него Государственным таможенным комитетом построен дом, в последней декаде августа состоялась праздничная церемония вручения семьям сотрудников таможенных органов ключей от служебных квартир.

Цифровая трансформация

Учитывая важную роль информационных систем в упрощении процедур, связанных с таможенным оформлением, процессы полностью автоматизированы. На сегодняшний день внедрены 66 автоматизированных информационных систем (АИС)
и 30 интерактивных услуг и современных технологий таможенного контроля, посредством которых предоставлена поддержка более 2,5 миллиона предпринимателям по поступившим от них обращениям. Возможность совершения с их помощью таможенных операций позволяет существенно упростить процедуры для участников ВЭД и экономить их время. А это один из важнейших показателей эффективной работы таможенных органов.

Например, для того чтобы предприниматели могли в режиме реального времени получать информацию о ставках таможенных пошлин на каждый товар, а также другую информацию, необходимую для осуществления ВЭД, на официальном веб-сайте ГТК запущена интерактивная услуга «Интегрированный тариф». Внедрена онлайн-уплата таможенных платежей через услугу «Мобильный банкинг». Запущена платформа, позволяющая обмениваться через Интернет документами и информацией в электронном виде между таможенными органами и участниками ВЭД. С21 госучреждением налажен электронный обмен информацией.

Внедрен механизм автоматического таможенного оформления, что позволило увеличить экспортный потенциал республики, значительно упростить процесс оформления национальной продукции. При помощи этой системы без вмешательства человеческого фактора было оформлено более 2000ГТД. В среднем на это затрачивается 3–5 минут.

Большое внимание уделяется ускорению имплементации в национальное законодательство общепринятых международных норм и стандартов в сфере таможенного дела. Яркое подтверждение этому – присоединение Узбекистана в 2020 году к 2 важным международным документам – Стамбульской конвенции о временном ввозе (26.06.1990г., ПП-4694 от 24.04.2020 г.) и Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (18.05.1973 г., ЗРУ-654 от 21.12.2020 г.). Последняя, к слову, рассматривает электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям представления документов на бумажном носителе.

Благодаря внедрению современных ИКТ и функции «форматно-логического контроля» таможенное администрирование стало более эффективным, внедрены методы обработки и анализа больших массивов данных. Это позволяет использовать действенные методы борьбы с контрабандой, перемещением контрафактных товаров, коррупцией, незаконными валютными операциями и уклонением от уплаты таможенных платежей.

Работа по созданию цифровой таможни была оценена по достоинству. В этом году в конкурсе, проведенном между министерствами и ведомствами республики, Государственный таможенный комитет победил в номинации «Организация с лучшим IT-подразделением».

 

Интеллектуальный инструмент таможенного контроля

Открытие Ситуационного центра – особого подразделения Главного управления по борьбе сконтрабандой и таможенного аудита стало очередным шагом на пути к полной цифровизации таможенных органов.

Здесь в круглосуточном режиме с применением современных информационных технологий ивозможностей, а также методов анализа на основе передового мирового опыта ведутся централизованный сбор, обобщение, обработка различных массивов данных, позволяющих эффективно в оперативном порядке предупреждать потенциальные риски и угрозы, принимать превентивные меры.

В Центре контролируется и координируется деятельность приграничных таможенных постов, втом числе в международных аэропортах. Посредством специального оборудования аналитик этого подразделения может отследить содержимое автомашины без ее вскрытия на самом дальнем приграничном посту, а также наблюдать за происходящими там процессами.

Благодаря современнейшему оборудованию сотрудники Ситуационного центра имеют возможность контролировать и «фильтровать» граждан, товары и транспортные средства, движущиеся по системе двойного коридора – «зеленого» и «красного». Также они могут в режиме онлайн отслеживать движение самолетов, находящихся на подлете к международному столичному аэропорту.

В силу высокой сложности система управления Центра требует постоянного присутствия персонала, поэтому службу здесь несут 24 часа в сутки.

Ожидается, что в будущем Центр выведет правоохранительное направление таможенных органов на новый уровень с использованием цифровых технологий и станет эффективным барьером для сдерживания трансграничной преступности, особенно контрабанды наркотиков.

Кстати, за 6 месяцев 2021 года таможенными органами предотвращен незаконный оборот 130,6кг наркотических средств и 2 004 единиц психотропных веществ.

 

СУР – эффективный компонент таможенного администрирования

Указом Президента «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» (N УП-5414 от 12.04.2018 г.)
к важнейшим направлениям реформирования таможенных органов отнесен переход от «тотального» таможенного контроля к системе управления рисками. В этом контексте знаковым нововведением последних лет стало внедрение в деятельность таможенных органов автоматизированной
информационной системы «Управление рисками», позволяющей на основе всестороннего
анализа определять объекты таможенного контроля.

Учитывая увеличивающиеся объемы внешнеторгового оборота и ограниченные ресурсы таможенных органов, развитие системы управления рисками (СУР) направлено на повышение эффективности ее применения посредством сосредоточения усилий на наиболее рисковых операциях и поставках – с повышенным налогообложением,
с устойчивым характером нарушений таможенных правил, подрывающих интересы отечественных товаропроизводителей или создающих угрозу другим государственным интересам. Для этого в структуре ГТК было создано управление по мониторингу и оценке рисков.

Применение СУР позволило снизить административные барьеры для участников ВЭД, не допустить неоправданных издержек экспортеров-импортеров, а также сэкономить время и ускорить таможенную очистку товаров. Благодаря классификации участников ВЭД по уровню риска количество таможенных проверок сократилось в1,4 раза, а эффективность повысилась в1,5раза. Время, затрачиваемое на таможенное оформление, сократилось в 3 раза по экспорту ив2,1 раза по импорту.

В результате эффективного использования АИС «Управления рисками» и принятия мер по их минимизации за прошедший период таможенные органы дополнительно взыскали в госбюджет таможенные платежи на 229,4 млрд сум. (22,1 млн долл. США).

Если прежде товары и транспортные средства подвергались общему таможенному контролю на таможне, то теперь эта процедура отменена и установлен принцип выборочного досмотра с помощью СУР. Внедрены «зеленый», «желтый», «красный» и «синий» коридоры. Когда при перемещении грузов товаропотоки дифференцируются в соответствии со степенью риска, определяемого системой управления рисками автоматически без участия должностного лица. СУР осуществляет целевой отбор для таможенного контроля товаров на основе профилей, критериев рисков, модулей категорирования участников ВЭД. В случае выявления потенциального риска система направляет ГТД в «красный» коридор для проведения процедур таможенного контроля в полном объеме. Таким образом, полный таможенный контроль производится лишь в отношении товаров и транспортных средств, имеющих высокий показатель уровня риска или определенных случайным выбором.

Надо отметить, что за прошедший период направление грузов в «красный» коридор сократилось в 1,7 раза, поскольку эффективность досмотров возросла в 4 раза за счет внедрения «синего» коридора. При этом при экспорте 94 % деклараций выпущено в упрощенном порядке, при импорте – 62 %.

 

Одним из главных направлений работы таможенных органов является так называемый фискальный, или бюджетообразующий, вектор деятельности. Решая задачу пополнения государственного бюджета, таможенная служба за 6 месяцев 2021 года взыскала таможенных платежей в размере 15 трлн сум.

 

«Единое окно» – механизм упрощения

Важным шагом в либерализации внешнеэкономической деятельности, улучшении делового климата в Узбекистане стала таможенная информационная система (ТИС) «Единое окно»
(http://singlewindow.uz)
. Это механизм, позволяющий сторонам представлять, получать стандартизированную информацию и документы, используя единый пропускной канал в целях выполнения разрешительных требований, касающихся импорта и экспорта.

С ее вводом 1 января 2020 года все участники ВЭД получили возможность через Интернет в режиме онлайн подавать заявки на получение разрешений и сертификатов, необходимых для осуществления экспортно-импортных операций. Что особенно важно, участники ВЭД подают через ТИС информацию, требуемую контролирующими госорганами для выдачи соответствующего документа разрешительного характера, только 1раз в единой форме.

В настоящее время через «Единое окно» в режиме онлайн можно получить 23 вида документов разрешительного характера 7 органов и учреждений – ГТК, Минздрава, Госкомэкологии, Агентства «Узстандарт» (65 организаций), Гос­комветеринарии, Инспекции «Узгоскарантин» и АО «Узбекэкспертиза». До конца года будет налажена выдача более 30 видов разрешений.
 К ТИС планируется присоединить 8 уполномоченных органов и организаций – МВД, Минтранс, Мининфоком, МИВТ, Минкульт, Центробанк, а также логистические организации (более 100) и таможенные склады (более 300).

Сегодня в системе «Единое окно» зарегистрировано более 38,6 тыс. участников внешнеэкономической деятельности, через ТИС им было выдано порядка 869 тыс. документов разрешительного характера, включая сертификаты соответствия, экологические сертификаты, ветеринарные свидетельства и другие.

 

Подготовлено при содействии
пресс-службы ГТК РУз.

Прочитано: 399 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика