Norma.uz
Газета Норма / 2021 год / № 35 / Дом, в котором мы живем

Часть многоэтажек отремонтируют с помощью государства

 

В Узбекистане в 2022–2025 годах будет запущена схема финансирования ремонта многоквартирных домов с помощью государства. В нее войдут МКД, нуждающиеся в ремонте. Часть жилфонда
в республике отремонтирована за счет привлечения кредитных средств коммерческих банков.
 Но еще достаточно многоэтажек, которые жители не могут полностью привести в порядок
из-за задолженностей по кредитам.

 

Система поддержки частных собственников жилья для таких МКД основана на софинансировании ремонта государством и собственниками. Его источниками определены обязательные взносы или платежи на содержание общего имущества и средства республиканского и местных бюджетов в равных долях. Вклад собственников составит 30 %, государства – 70 % сметной стоимости ремонта. Это предусмотрено постановлением Президента «О дальнейшем совершенствовании системы управления многоквартирными домами» (N ПП-5152 от 19.06.2021 г.). В приложении N 2 к нему приводятся Плановые показатели капитального и текущего ремонта многоквартирных домов в 2022–2025 годах в разрезе регионов. Всего за этот период в республике намечено капитально отремонтировать 6 085 МКД. Планируется проведение ремонта кровли, подъездов, электрораспределительных щитов, инженерных коммуникаций в подъездах, внутриквартирных инженерных сетей, фасадов, установка металлических дверей с кодовыми замками. Чтобы узнать, есть ли у вашего дома шанс попасть в перечень домов, подлежащих ремонту с помощью государства, орган управления должен обратиться в хокимият района.

 

Каждому дому – отдельный субсчет в банке

Как будет работать схема софинансирования ремонта таких домов? Пункт 4 постановления N ПП-5152 устанавливает, что 30 % средств собственников каждого дома будут аккумулированы на специальном счете Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства при МинЖКО для ремонта МКД. Жители сомневаются: «Почему наши деньги должны храниться на спец­счете чужой организации?» Потому что к накоплениям собственников будут привлекаться также государственные средства. То есть так будет сохраннее, считают разработчики документа. «Будет ли обеспечен должный контроль за расходованием накоплений, если у собственников ограничен доступ к ним?» Согласно пункту 16 Программы мер по совершенствованию системы управления многоквартирными домами (прил. N5 к ПП-5152) предусматривается создание возможности отслеживания расходования этих средств для собственников и Жилфондинспекции. Будет ли это работать реально – очень сомнительно.

 

Смогут ли жители распоряжаться своими накоплениями?

Пока нет четкого регламента накопления средств на ремонт домов по схеме 30/70. Нет и конкретного перечня домов, которые попадут под нее. Жители не информированы о критериях отбора таких домов. Без этого эффективность использования средств может быть поставлена под сомнение.

Ряд банков, обслуживающих органы управления МКД, направили товариществам письма об открытии отдельных субсчетов для каждого дома и организации накопления на них средств для ремонта в размере не менее 30 % от обязательных взносов (платежей). Они ссылаются на пункт 4 постановления N ПП-5152, устанавливающий, что начиная с 1 июля 2021 года товарищества собственников жилья, управляющие организации и управляющие, а также домсоветы при непосредственном управлении обязаны вести отдельный учет обязательных взносов или платежей по каждому МКД.

С этих субсчетов средства будут перечисляться на спецсчет МинЖКО для ремонта. Но количество домов, подлежащих ремонту, постановлением N ПП-5152 ограничено, а накопительные счета должны открываться на каждый дом. То есть в республике вводится обязательная накопительная система средств на ремонт?

Возникает вопрос: будут ли накопления собственников домов, не попавших в перечень финансируемых по схеме 30/70, также направляться на спецсчет МинЖКО? Если это так, то смогут ли жители распоряжаться своими средствами? Ряд жилищников расценивают это как вмешательство в дела органа управления, возможность создания почвы для злоупотреблений. Часть домов у нас полностью приведены в порядок. Они готовы накапливать средства на будущее, но при условии, что будут распоряжаться своими накоплениями самостоятельно.

 

Забытое старое на новой почве

Указанные выше инструменты для эффективного использования средств собственников на ремонт не новы. Часть из них – хорошо забытое старое. В частности, государство в свое время оказывало помощь в проведении капремонта собственникам домов, построенных до 1991 года. Эта программа также включала софинансирование в 70 % стоимости ремонта из госбюджета. Но тогда из-за недостаточного контроля за выполнением работ качество ремонта оставило желать лучшего, и часть средств «ушла в песок».

Прежним Законом «О товариществах частных собственников жилья» было также предусмотрено ведение учета по каждому дому, но это не выполнялось. Накопления собственников на ремонт практикуются и сейчас. Но депозитные счета открыты не у всех ТСЖ. Там, где они есть, на них практически нет ни копейки– идет погашение кредитов. Тогда о каких 30-процентных накоплениях каждого дома может идти речь в данный момент? Постановлением N ПП-5152 на 3 года замораживается погашение кредитов лишь для тех домов, способ управления которыми перешел от ТСЖ к управляющим организациям. Некоторые товарищества не могут распоряжаться накоплениями на депозите при возникновении проблем в доме. Чтобы снять свои деньги, в ряде районов столицы требуется разрешение хокимията, что совершенно противоправно. Жилищники считают, что деньги не должны лежать мертвым грузом, а должны работать, потому что из-за высокой инфляции они обесцениваются.

Еще один вопрос. Кто будет заниматься 30-процентными отчислениями на субсчет каждого дома? Конечно же, не банкиры. Предположим, в товариществе 15–20 домов, в управляющей компании – 100–150
и даже больше. Если ежемесячно снимать 30 % от об­щих поступлений, равномерно распределять их
на 20 субсчетов (по числу входящих в ТСЖ домов), это будет уравниловка. Ведь начисления в каждом доме разные. Если добросовестно рассчитывать их для каждого дома, направлять в банк 20 поручений о переводе на субсчета, то органы управления схватятся за голову.
МинЖКО не разъясняет все эти нюансы. Потому имеем то, что имеем.

Прочитано: 136 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика