Административные расходы – это обязательные расходы, возникающие в связи с управлением компанией либо при решении каких-то общих задач. Наиболее распространенным видом административных расходов являются коммунальные услуги (отопление, работа кондиционеров, вентиляция, электроэнергия), услуги связи и Интернет. Оплата труда и соцналог – это тоже административные расходы. На подобные расходы компании идут сознательно, так как они дают ей определенные преимущества перед конкурентами.
Административные расходы отразите в строке 040 приложения N 2 «Расходы» к Расчету налога на прибыль (прил. N 3, рег. МЮ N 3221 от 24.02.2020 г.).
Учитывайте их по дебету счета 9420 «Административные расходы».
Все расходы подтверждайте первичными документами (ст. 305 НК).
СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАСХОДОВ
В состав административных включите следующие расходы:
• на оплату труда управленческого персонала и социальный налог;
• на содержание и аренду служебного автотранспорта;
• затраты по организации и управлению предприятием;
• на содержание технических средств управления, не связанных с производством;
• на оплату услуг связи – телефонной, сотовой, Интернета;
• на аренду административных зданий;
• на содержание, ремонт и амортизацию ОС административного назначения;
• отчисления на содержание вышестоящей организации;
• на страхование работников
и имущества административного назначения;
• на командировки управленческого персонала;
• представительские;
• на бесплатное предоставление помещений предприятиям общепита;
• на содержание основных средств природоохранного назначения, не относящихся к производству;
• на оплату стоимости услуг и премиальных доверительным управляющим инвестиционными активами, государственным поверенным и доверительным управляющим;
• материальные затраты административного назначения (разд. 2.2 Положения, утв. ПКМ N 54 от 5.02.1999г.).
Расходы на оплату труда административного персонала и социальный налог
Определите их аналогично расходам на оплату труда и соцналога
по производственному персоналу.
В административные расходы включите только оплату труда административного персонала: руководителя, бухгалтерской, кадровой службы
и т. п., а также сумму соцналога,
начисленного на их ФОТ.
Если работник совмещает административную работу, к примеру,
с производственной, то определите размеры оплаты по каждому виду работы в договоре с ним. Отнесите оплату по каждому виду работы
к соответствующим видам затрат.
Расходы на аренду, содержание и ремонт основных средств административного назначения
Определите их аналогично таким же расходам по производственным ОС.
К административным отнесите только расходы, связанные с ОС административного назначения. Если объект ОС одновременно используется в административных и других целях, то распределите затраты. Например, если часть здания отведена под производство, а часть – под офис, то распределите общие затраты по зданию пропорционально площади, используемой в производственных
и административных целях. То же касается и затрат на амортизацию.
Страхование работников и имущества административного назначения
Страхование может быть обязательным и добровольным.
Вы должны страховать гражданскую ответственность:
• работодателя;
• владельцев транспортных средств при их наличии.
Работодатель обязан страховать свою гражданскую ответственность по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью работника
в связи с трудовым увечьем, профзаболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей. Заключите договор страхования
в течение 15 рабочих дней со дня госрегистрации вашего предприятия. За неисполнение этой обязанности на должностных лиц налагается штраф в размере от 10 до 15 БРВ (ст. 49-2 КоАО; З-н «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя»).
Если у вас есть служебный автотранспорт, то нужно застраховать гражданскую ответственность владельца транспортного средства. Оформите страховку в течение 10 дней
со дня возникновения права владения автотранспортом (З-н «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Вы также можете добровольно застраховать своих работников и активы административного назначения. Для этого оформите договор со страховой компанией, выбрав возможные страховые риски. По договору страхования вы уплачиваете страховую премию и получаете страховой
полис на определенный срок.
Стоимость страховки списывайте на административные расходы равными долями в течение срока действия страхового полиса.
ПРИМЕР. Учет расходов на страхование
Предприятие застраховало гражданскую ответственность работодателя на 12 000 тыс. сум. на 1 год. Оно ежемесячно включает в административные расходы 1/12 стоимости страховки – 1 000 тыс. сум.
Бухгалтерский учет:
Содержание хозяйственной операции |
Сумма, тыс. сум. |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
||
Уплачена страховая премия |
12 000 |
6510 «Платежи по страхованию» |
5110 «Расчетный счет» |
Оформлена страховка (страховой полис) |
12 000 |
3190 «Прочие расходы будущих периодов» |
6510 «Платежи по страхованию» |
Отражено |
1 000 |
9420 «Административные расходы» |
3190 «Прочие расходы будущих периодов» |
Расходы на обязательное страхование являются вычитаемыми, так как обусловлены требованиями законодательства (ч. 4 ст. 305 НК).
Расходы на добровольное страхование в пользу других лиц невычитаемые (п. 25 ст. 317 НК).
Добровольное страхование в пользу предприятия может быть вычитаемым расходом, если экономически обосновано (ст. 305 НК).
Для обоснования необходимости в добровольных видах страхования отразите в учетной политике цель и перечень страховых случаев, а также объекты страхования.
Добровольное страхование работников является невычитаемым расходом (пп. 3, 25 ст. 317 НК).
Затраты на командировки управленческого персонала
Эти затраты также отнесите к административным расходам. К ним относится:
• оплата проезда к месту командировки и обратно, включая бронирование билетов;
• оплата жилья, включая расходы на бронирование;
• выплата суточных за время нахождения в командировке;
• оплата других необходимых расходов работника, подтвержденных документально.
Для расчета командировочных расходов воспользуйтесь:
• Инструкцией о служебных командировках в пределах Республики Узбекистан (рег. МЮ N 1268 от 29.08.2003 г.);
• Положением о порядке выдачи средств на командировочные расходы при командировках работников министерств, ведомств, предприятий и организаций за пределы Республики Узбекистан (рег. МЮ N 2730 от 19.11.2015 г.).
Работник должен представить вам авансовый отчет в течение 3дней после окончания командировки.
Включайте командировочные расходы в административные расходы на дату представления авансового отчета по командировке,
ане надату выдачи аванса на эти цели.
Представительские расходы
К ним отнесите расходы по приему и обслуживанию:
• лиц, с которыми устанавливаете или поддерживаете взаимное сотрудничество;
• участников, прибывающих на заседания органов управления и контроля предприятия.
Это расходы на:
• проведение официального приема;
• транспортное обеспечение;
• питание и проживание указанных лиц;
• оплату услуг внештатного переводчика.
Представительские расходы вычитаются при расчете налога на прибыль, если являются экономически оправданными, то есть связаны
с получением дохода или направлены на сохранение или развитие бизнеса (ч. 4 ст. 305 НК).
В новой редакции НК отсутствует определение представительских расходов. Поэтому для их экономической обоснованности определите в учетной политике цели и перечень таких расходов.
ПРИМЕР. Вручение лицу, в сотрудничестве с которым вы заинтересованы, ценного подарка
В этом случае его стоимость может рассматриваться как доход
в виде материальной выгоды для физлица и как невычитаемый расход для предприятия (п. 3 ст. 317, ст. 376 НК).
ПРИМЕР. Вручение лицу, в сотрудничестве с которым вы заинтересованы, образца продукции
Эти затраты не относятся к представительским расходам. Отнесите стоимость образца продукции на расходы по рекламе, обоснуйте передачу образца приказом и актом списания (ст. 305 НК).
Расходы по бесплатному предоставлению помещений предприятиям общепита
Эти расходы возможны, если таким образом вы решаете вопрос организации питания своих работников.
Они могут включать затраты на:
• содержание и ремонт предоставляемых помещений;
• оплату труда работников, ответственных за их уборку и охрану;
• соцналог от ФОТ этих работников;
• оплату коммунальных услуг и электроэнергии;
• другие расходы.
Учитывайте их по дебету счета 9420 «Административные расходы».
Расходы по бесплатному предоставлению помещений предприятиям общепита, оплата стоимости коммунальных услуг за эти предприятия – это невычитаемые расходы (п. 2 ст. 317 НК).
Материальные затраты
административного назначения
Не путайте их с производственными материальными затратами, а также связанными с реализацией. Хотя порядок учета материальных затрат тот же, что и в производстве.
К материалам, используемым в административных целях, отнесите:
• горюче-смазочные материалы для служебного автотранспорта;
• любое имущество, не относящееся к ОС, используемое административным персоналом (канцтовары, бумага, расходные материалы для офисной техники и т. п.).
Дильшод СУЛТАНОВ,
заместитель
министра финансов,
Наталья МЕМЕТОВА,
эксперт ООО «Norma».