Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 20 / Таможня

Таможенный аудит новый инструмент таможенного контроля

 

Согласно стандарту 6.2 главы 6 Генерального приложения к Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных про-цедур (Киото, 18.05.1973 г.), к которой Узбекистан недавно присоединился (ЗРУ-654 от 21.12.2020 г.), таможенный контроль ограничивается тем, что необходимо для обеспечения соответствия таможенному законодательству. Однако нельзя забывать об обеспечении эффективности инструментов государственного регулирования ВЭД и качества таможенного контроля. Одним из таких инструментов ускорения и упрощения таможенных процедур и одновременного обеспечения эффективности инструментов госрегулирования ВЭД является таможенный аудит. Положение о порядке проведения таможенного аудита утверждено постановлением Кабинета Министров N 101 от 25.02.2021 г. С 1 мая 2021 года оно вступило в силу.

На вопросы, касающиеся механизма проведения этой процедуры, нашему спецкору ответил старший инспектор Главного управления по борьбе с контрабандой и таможенного аудита ГТК Павел ДМИТРИЕВ:

 

– Прежде всего должен отметить, что Положение о порядке проведения таможенного аудита разработано в рамках Указа Президента
«О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» (N УП-6005 от 5.06.2020 г.) для реализации следующих задач:

  • развития внешней торговли и ускорения таможенного оформления товаров;
  • изучения соответствия участника ВЭД таможенному законодательству;
  • повышения эффективности таможенных органов в области управления рисками;
  • поощрения участников внешне-экономической деятельности.

 

– Какова процедура отбора участника ВЭД на проведение таможенного аудита? И каковы его критерии?

– Лица, подлежащие таможенному аудиту, отбираются через автоматизированную информационную систему «Bojxona Auditi» Государственного таможенного комитета.

Должностные лица таможенных органов, назначенные для проведения таможенного аудита, автоматически распределяются через эту систему. Таможенный аудит может проводится в камеральной и (или) выездной форме.

Основанием для проведения камерального таможенного аудита в системе «Bojxona Auditi» являются:

  • уровни риска, выявленные для проведения камерального таможенного аудита в результате анализа данных информационных программ таможенных органов;
  • несоответствие информации, полученной от соответствующих органов иностранных государств, информации таможенных органов;
  • нарушения таможенного законодательства в результате применения форм таможенного контроля, предусмотренных статьей 188 ТамК;
  • несоответствие информации, полученной в результате направленных запросов в компетентные министерства и ведомства, информации таможенных органов.

А для принятия решения о выездном таможенном аудите основанием в системе являются:

  • уровни риска, выявленные для проведения выездного таможенного аудита в результате анализа данных информационных программ таможенных органов;
  • результаты камерального таможенного аудита, указывающие на возможное нарушение таможенного законодательства РУз;
  • необходимость уточнения вопросов по обращению уполномоченного лица по составленному акту о результатах камерального таможенного аудита;
  • необходимость выезда к местам хранения товаров и транспортных средств для изучения и проверки законности совершенных с ними операций с целью выяснения возможного нарушения таможенного законодательства в результате применения форм таможенного контроля, предусмотренных статьей 188 ТамК.

 

– Какие права при проведении таможенного аудита предусмотрены законодательством для участника ВЭД и сотрудника таможенного органа?

– При проведении таможенного
аудита участник ВЭД имеет право:

  • ознакомиться с решением таможенного органа о проведении выездного таможенного аудита, получить копию решения, требовать предоставления должностными органами служебного удостоверения;
  • обжаловать результаты таможенного аудита в установленном законодательством порядке;
  • при получении акта о проведенном таможенном аудите ознакомиться с материалами таможенного аудита, в которые не включены сведения, составляющие государственную тайну, а также иные (конфиденциальные) тайны третьих лиц;
  • вносить письменное возражение в таможенный орган по акту;
  • до начала проведения таможенного аудита самостоятельно проводить внутреннюю бухгалтерскую или аудиторскую проверку.

Участник ВЭД может иметь и другие права, предусмотренные законодательством.

При проведении таможенного аудита должностные лица имеют право:

  • осуществлять выездной таможенный аудит товаров и транспортных средств в места их хранения, а также на место нахождения и (или) осуществления участником ВЭД своей деятельности;
  • требовать договоры, документы и информацию о покупке товаров от лиц, приобретающих их

после выпуска;

  • направлять запросы, связанные с проведением таможенного аудита, в государственные и иные органы (организации) зарубежных стран;
  • изымать пробы и образцы с товаров, а также других предметов и назначать по ним экспертизу;
  • при необходимости проводить осмотр, инвентаризацию, сравнение товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем или разрешенных к выпуску, а также фото- и видеосъемку на территории, производстве, складе, в торговых помещениях участника ВЭД;
  • привлекать экспертов, переводчиков, понятых и получать от них соответствующие заключения, переводы и показания.

 

– Какие условия должен соблюсти участник ВЭД, чтобы не оказаться под таможенным аудитом?

– Как уже было ранее упомянуто, лица, подлежащие таможенному аудиту, отбираются автоматически через систему «Bojxona Auditi» на основании вышеперечисленных критериев для отбора камерального или выездного таможенного аудита.

Дополнительно можно сказать, главное условие – это соблюдение таможенного законодательства Рес­публики Узбекистан.

 

– Какие меры будут приняты в отношении участника ВЭД при обнаружении нарушений  по итогам таможенного аудита?

– В случае если по результатам таможенного аудита в акте имеются неточности и (или) ошибки, которые приводят к возникновению задолженности по уплате таможенных платежей, участнику ВЭД направляется требование об устранении выявленных недостатков.

Выявленные расхождения и (или) несоответствия, в том числе доначисленные или пересчитанные таможенные платежи, должны быть устранены участником ВЭД в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления таможенного органа путем подачи формы корректировки таможенной декларации. За исключением случаев, когда была разрешена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей.

В случае неустранения несоответствий и (или) ошибок в установленный срок таможенные платежи взимаются на основании судебного решения о взыскании задолженности по таможенным платежам.

При выявлении в ходе таможенного аудита случаев подготовки или фальсификации официальных документов, предоставляющих участнику ВЭД определенные права или освобождающих его от определенных обязанностей, принимаются меры в установленном законом порядке.

– Может ли участник ВЭД обжаловать итоги таможенного аудита? Какова процедура обжалования?

– В случае несогласия участника ВЭД с результатами таможенного аудита в течение 30 дней со дня получения акта и (или) заявления он может подать письменное возражение на все или некоторые положения акта в вышестоящий таможенный орган или суд.

Постановлением Президента
«О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов альтернативного разрешения споров»
(N ПП-4754 от 17.06.2020 г.) опреде-
лен порядок организации деятель-ности Апелляционного совета по досудебному урегулированию споров между физическими и юридическими лицами и госорганами.

 

В завершении нашего разговора хочу отметить, что внедрение процедуры таможенного аудита соответствует требованиям международных стандартов и норм (стандарт 6.6 Генерального приложения к Киотской конвенции, статья 7.5 Соглашения ВТО
об упрощении процедур торговли, прил. к Протоколу от 27.11.2014 г.)
. При-
менение таможенного аудита позволит:

  • сократить время и затраты на таможенный контроль товаров за счет эффективного применения упрощенных таможенных процедур в отношении субъектов ВЭД;
  • уточнить и конкретизировать критерии предоставления дополнительных льгот и преференций с
  • целью дальнейшего поощрения субъектов внешней торговли;
  • эффективно упреждать правона-рушения, самостоятельно выявляя ошибки, допущенные участниками ВЭД.

Наша справка

В Соглашении ВТО (прил. к Протоколу о внесении изменений в Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации, Марракеш, 15.04.1994 г.) содержится следующее предписание:

«С целью ускорения выпуска товаров каждый член должен создать или применять аудит после таможенной очистки для обеспечения соблюдения своих таможенных и других связанных законов и иных нормативных правовых актов» (п. 5.1 ст. 7).

Другими словами, каждый член ВТО обязан иметь систему постаудита (то есть систему контроля после выпуска товаров). Но, что важно, система постаудита должна применяться с целью ускорения выпуска товаров. Фактически речь идет о переносе контроля с этапа принятия решения о выпуске на этап после выпуска.

Прочитано: 1456 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика