Постановлением Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан» (N 283 от 14.05.2020 г.) установлен порядок, в соответствии с которым хозяйствующие субъекты посредством ЕПИГУ вносят в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО) сведения о внешнеторговых контрактах и инвойсах в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи. Постановлением утверждено Положение о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций.
На часто задаваемые вопросы (FAQ) участников ВЭД по работе с системой ЕЭИСВО подготовили ответы для нашей газеты специалисты компании «SBS-Infosoft» – разработчика программного обеспечения, бизнес-партнера Ассоциации таможенных брокеров.
При каких изменениях в контракте требуется подтверждение таможенных органов?
– Полный перечень изменяемых сведений в контрактах, при которых требуется согласование (подтверждение) таможенных органов:
●
номер и дата контракта;
●
наименование иностранного партнера;
●
страна иностранного партнера;
●
пункт назначения;
●
форма расчетов (все графы);
●
условия экспорта (все графы, в том числе «Срок экспорта» и т. д.).
Телефоны всех территориальных управлений ГТК размещены на сайте Государственного таможенного комитета https://www.customs.uz/ru/lists/view/132. По ним следует обращаться при необходимости подтверждения таможенными органами корректировок или дополнительных соглашений к контракту.
***
Обязательно ли заключать дополнительное соглашение при исправлении ошибочных данных в контракте?
– Дополнительное соглашение к контракту – это согласованное с контрагентом изменение контрактных условий. Для исправления ошибок ввода в ЕЭИСВО допсоглашение не требуется. Но в любом случае все данные в Системе должны быть документально подтверждены.
Например, если вы по ошибке ввели в систему форму оплаты – предоплата вместо оплаты по факту, то корректировка делается без допсоглашения. Если же ошибка не имела места быть, но ее нужно изменить на оплату по факту в силу каких-то обстоятельств, то здесь, как правило, заключается соответствующее допсоглашение к контракту.
***
Как осуществить передачу полномочий (уступку прав) по контракту другому хозяйствующему субъекту?
– Необходимо воспользоваться соответствующей функцией «Переход прав и обязательств по контракту» в программном обеспечении («ВЭД-Контракт», «Е-Контракт»), подписать документ ЭЦП и отправить в ЕЭИСВО через персональный кабинет на ЕПИГУ.
***
Как передать права на контракт другому хозяйствующему субъекту при ликвидации (реструктуризации) хозсубъекта?
– При слиянии или реструктуризации предприятия в ЕЭИСВО должен быть зарегистрирован правопреемник ликвидированного (реструктурированного) предприятия. Только после этого можно будет осуществить передачу полномочий по контракту на правопреемника, подписав этот документ ЭЦП правопреемника.
Для этого необходимо:
●
обратиться в Министерство инвестиций и внешней торговли (привести ИНН всех предприятий, описать ситуацию), приложить подтверждающие документы от районного отделения ГНК о том, что указанное предприятие действительно является правопреемником ликвидированных (реструктурированных);
●
после проверки сведений и согласования с МИВТ правопреемник будет зарегистрирован
в ЕЭИСВО;
●
сформировать документ «Передача прав и обязательств по контракту» на правопреемника, подписав документ ЭЦП правопреемника, и отправить в ЕЭИСВО через персональный кабинет на ЕПИГУ.
***
Что делать, когда Система отклоняет завершение операций по контракту из-за наличия кредиторской (дебиторской) задолженности?
– При наличии задолженности более 10 долл. США завершение операций по контракту невозможно. Для их завершения необходимо погасить все задолженности.
Чтобы проверить наличие задолженностей по контракту, в программах «ВЭД-Контракт» и «Е-Контракт» есть функция «Проверить состояние контракта» (соответствующий запрос должен быть подписан ЭЦП). В ответ на запрос ЕЭИСВО отправляет всю информацию по контракту: оплата, отгрузки, акты и т. д., в том числе и дебиторская (кредиторская) задолженность.
***
Какова общая процедура решения вопроса о задолженности по контрактам, которые остались в старой версии ЕЭИСВО?
1. Изложите суть вопроса в свободной форме, укажите идентификационный номер (ИДН) (старый и новый), приложите все документы, которые у вас есть в наличии (ГТД, акты выполненных работ, даты и суммы оплаты).
2. Официально отправьте в МИВТ соответствующий запрос.
3. После проверки всех сведений и согласования будут внесены изменения в начальное сальдо по вашему контракту.
***
Фирма, которая будет работать по импортным контрактам, никогда прежде не работала с импортом. Как и где нужно регистрировать импортный контракт и что для этого нужно?
– Необходимо установить программное обеспечение («ВЭД-Контракт», «E-Контракт»), занести сведе-
ния о контракте, сформировать
электронную копию контракта, подписать ее своим ЭЦП и отпра-
витьв ЕЭИСВО через персо-
нальный кабинет на ЕПИГУ
(https://my.gov.uz/ru/service/96).
После регистрации в ЕЭИСВО контракту будет присвоен ИДН, который можно будет получить в персональном кабинете.
***
Что делать, если Система выдает ошибку типа «Ошибка-105 = Изменение к контракту невозможно, т. к. в контракте имеются документ(ы), требующий(ие) подтверждения таможни, обратитесь в отдел валютного контроля территориального управления таможенных органов»?
– Это означает, что ранее в ЕЭИСВО было отправлено допсоглашение или корректировка контракта, которое требует подтверждения таможенного органа. Пока подтверждение не получено, контракт будет находиться в заблокированном состоянии. Для решения этого вопроса необходимо обратиться в территориальное управление ГТК по вашему региону.
***
Как быть, если в контракте сумма валюты указана в евро, а в форме расчета – в долларах США? Груз по инвойсу пришел в долларах США, при этом в банке отражена задолженность по евро.
– Необходимо добавить в контракт вторую валюту контракта – доллар США, а также прикрепить спецификацию к контракту в долларах. Затем нужно обратиться в обслуживающий банк за корректировкой платежа в ЕЭИСВО.
***
Что делать, если появляется ошибка типа «Ошибка-251 = Ошибка ЭЦП, истек срок действия ключа»?
– Необходимо проверить, действительно ли срок действия ключа закончился. Для этого нужно обратиться в отделение ГНК, в котором была получена ЭЦП, и если срок действия истек, то надо заменить ключ.
Если же срок действия еще не истек, то нужно попытаться еще раз сформировать электронный документ и повторить отправку, возможно, произошел сетевой сбой.
***
На каких основаниях можно осуществлять передачу прав и полномочий по контракту другому хозсубъекту? Что входит в уступку? Имеет ли право хозсубъект на свое усмотрение передавать контракт, даже если фирма не закрывается и продолжает деятельность?
– Наиболее часто используемым основанием для передачи прав и обязательств по контракту в ЕЭИСВО является договор переуступки требований (цессия).
Передачу прав и полномочий по контракту можно оформить и в форме допсоглашения. В этом случае передача прав фиксируется в Системе в составе допсоглашения. Собственно, сам договор цессии вносить в
ЕЭИСВО не надо.
***
На данный момент ИНН 300896680 не существует, действующий ИНН правопреемника – 300850834. Что делать в этом случае?
– В ЕЭИСВО владелец контракта другой, ваша ЭЦП не соответствует ИНН контрактодержателя. Нужно обратиться в МИВТ, дать пояснения, по какой причине права по контрактам одного хозсубъекта передаются другому. Прикрепить подтверждающие документы о том, что хозсубъект действительно является правопреемником контрактодержателя.
После рассмотрения заявления МИВТ зарегистрирует правопреемника в ЕЭИСВО, потом уже можно будет производить передачу прав и полномочий по контракту от имени правопреемника (используя ЭЦП правопреемника).
***
Как можно получить подтверждение от таможни, что договор закрыт?
– Таможенные органы подтверждения такого рода не предоставляют. Эта информация вам доступна – в персональном кабинете на ЕПИГУ всегда можно узнать, в активном состоянии ли ваш контракт.
***
У нас появляется ошибка, когда добавляем дополнительное соглашение, по которому меняется наименование покупателя и уменьшается сумма контракта. Как быть?
– У вас, например, уже фактически уплачено 976 000 долл. США, при этом вы хотите сумму контракта уменьшить до 410 000 долл. США.
В этом случае сначала нужно обеспечить возврат средств, чтобы фактическая оплата не превышала новую сумму контракта.
Об этом в сообщении и поступает информация.
***
Хотели сегодня «слить», ГТД, но не получилось, якобы не существует контракта. Хотя вчера по этому контракту «слили» одну спецификацию. Что делать и каким должно быть решение этой проблемы?
– Причин может быть две:
1) в графе С ГТД неправильно указан ИДН контракта;
2) в графе 44 ГТД неправильно или неточно указан номер контракта.
Проверьте эти данные в ГТД.
***
Как правильно зарегистрировать в ЕЭИСВО покупку франшизы?
– Как импортный контракт на услугу.
***
Регистрируем спецификацию и акт задним числом, так как висит дебиторка. Портал my.gov.uz по контракту на услуги ошибок не выдает, но банк не видит акт. Как быть?
– Проверьте состояние контракта из программы, если ваш акт придет в ответном сообщении, то банку надо только обновить контракт у себя в системе. Имейте в виду, что баланс по контракту будет изменен в течение часа.
Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спецкор.
Посоветуйте что делать?