Деятельность нашего предприятия – оптовая и розничная торговля импортными семенами, агрохимикатами и удобрениями. Но часто наши менеджеры продают одни и те же товары по разным ценам (по очень гибким ценам). Аудиторы говорят, что предприятие должно иметь четкую ценовую политику, в которой указаны цены, скидки, стандарты, которые должны соблюдать продавцы.
1. Обязательно ли предприятию иметь ценовую политику?
2. Кто на предприятии отвечает за установление цены? Могут ли менеджеры по продажам сами ее устанавливать?
3. Если один и тот же товар продается по разным ценам, то какие налоговые и административные последствия возникают?
– В действующем Налоговом кодексе установлено обязательное наличие только учетной политики в целях налогообложения (ст. 77 НК).
Понятие ценовой политики как функции сторон сделки в целях анализа сопоставимости условий сделки вводится с 1 января 2022 года для налогового контроля при трансфертном ценообразовании (ст. 6 ЗРУ-599 от 30.12.2019 г.). Например, указано, что к основным функциям сторон сделки, учитываемых при анализе сопоставимости условий сделок, относится, в частности, определение ценовой политики (п. 14 ч. 5 ст. 184 НК).
Однако в действующих разделах НК есть отсылки к ценовой политике предприятия. В частности, корректировка налоговой базы по НДС производится в случаях предоставления скидки продавцом товаров, если условия предоставления скидки предусмотрены условиями договора или ценовой (тарифной) политикой налогоплательщика (п. 4
ч. 1 ст. 257 НК).
Напомним также, что для целей расчета НДС налоговым органам дано право скорректировать налоговую базу, если цена сделки ниже либо выше рыночной стоимости товаров. Налогоплательщик вправе оспорить такое решение, представив обоснование того, что цена сделки соответствует рыночным ценам и не направлена на уклонение от налогообложения (ч. 4 ст. 248 НК).
При оспаривании решения налогового органа по вопросу цены сделки ценовая политика предприятия может стать весомым аргументом. Ценовая политика должна быть утверждена руководителем предприятия. В ней приводятся цены на конкретные товары, условия и размер предоставления скидок либо, наоборот, условия увеличения отпускной цены.
Информирование покупателей о ценах на товары предусмотрено также Правилами розничной торговли в Республике Узбекистан (прил. N 1 к ПКМ N 75 от 13.02.2003 г., пп. 14, 19, 20).
Исходя из вышесказанного отвечу на вопросы:
1 Налоговый кодекс не устанавливает обязательного наличия ценовой политики предприятия. Но в некоторых случаях она является условием применения выгодных для налогоплательщика положений НК. Установление конкретных цен является обязательным правилом розничной торговли. |
2 За деятельность предприятия в целом отвечает руководитель. За правильность расчета и уплаты налогов отвечают должностные лица: руководитель и главный бухгалтер. Руководитель может делегировать часть своих прав работникам определенных должностей. В частности, приказом по предприятию можно дать менеджерам по продажам право устанавливать цены в определенном интервале (не ниже и не выше установленной на предприятии цены). |
3 Независимо от применяемой предприятием цены сделки, начисление НДС должно быть произведено исходя из рыночной цены товара. |
Ольга БУСАРОВА,
эксперт ООО «Norma».