Что делать, если онлайн-ККМ поддерживает прием платежей только одной платежной системы? Например, только Uzcard. Как поступить, чтобы не потерять клиентов и не было проблем при автоотражении данных онлайн-ККМ в расчетах по налогам? На вопросы ответил инспектор управления выездных налоговых проверок департамента налогового контроля ГНК Неъматжон РАХМАНОВ:
– Продавец, как и положено, во всех случаях приема платежей от покупателей наличными или при помощи платежного терминала должен выдавать чеки онлайн-ККМ (п. 5 УП-5813 от 6.09.2019 г.; п. 6 Положения, прил. N 1 к ПКМ N 943 от 23.11.2019 г.).
При расчетах банковской картой продавец должен выдать покупателю 2 чека – чек терминала и чек онлайн-ККМ или виртуальной кассы. Исключение – когда торговая точка оснащена онлайн-ККМ, поддерживающей функции приема платежей по терминалу. В этом случае может быть выдан один чек, содержащий все реквизиты чека терминала и чека онлайн-ККМ.
Однако следует учесть, что пока все модели таких «гибридных» онлайн-ККМ поддерживают прием платежей только одной из платежных систем: либо Uzcard, либо Humo. Следовательно, чтобы принимать платежи системы, которую не поддерживает ваша онлайн-ККМ, нужно установить либо еще одну онлайн-ККМ, поддерживающую работу с картами этой системы, либо терминал такой платежной системы. Например, вторую онлайн-ККМ, поддерживающую прием платежей с карт Humo, или терминал Humo.
Если платежи с карт Humo будут приниматься при помощи терминала, то вместе с чеком терминала выдайте также чек онлайн-ККМ, выбитый при помощи вашей «гибридной» онлайн-ККМ. В этом случае действовать нужно так, как бы вы поступили, если бы ваша онлайн-ККМ вообще не поддерживала прием платежей по пластиковым картам. То есть сначала принимаете оплату при помощи терминала, а потом при помощи «гибридной» онлайн-ККМ выбиваете только чек онлайн-ККМ.
Как провести такую операцию при помощи конкретной модели онлайн-ККМ, вам подскажут в Центре по оказанию технических услуг (ЦОТУ), с которым у вас заключен договор на обслуживание. В большинстве случаев для этого потребуется дополнительно нажать одну кнопку.
А вот как работать с онлайн-ККМ, чтобы у налоговиков не возникало к вам претензий, читайте в нашей рекомендации.
КАК РАБОТАТЬ С ОНЛАЙН-ККМ И ВИРТУАЛЬНОЙ КАССОЙ
Онлайн-ККТ (контрольно-кассовая техника: онлайн-ККМ и (или) виртуальная касса) в обязательном порядке должна работать в той точке, на которую она зарегистрирована. Неслучайно владелец онлайн-ККТ при ее регистрации в налоговых органах обязан представить географические координаты стационарной точки, где будет использоваться онлайн-ККТ
(п. 16 Положения).
Если адрес стационарной точки, на которую зарегистрирована онлайн-ККТ, меняется, то представьте в течение
3 рабочих дней в ЦОТУ, с которым у вас заключен договор на техобслуживание онлайн-ККТ, заявление об этом. Заявление можно представить в явочном порядке или в электронном виде. Приложите к нему копии документов, подтверждающих новый адрес торговой точки. На их основании работники Центра внесут необходимые изменения в регистрационные данные онлайн-ККТ (п. 25 Положения).
Исключение составляют онлайн-ККТ субъектов выездной торговли.
Для выездной торговли онлайн-ККТ:
●
регистрируется по месту регистрации субъекта предпринимательства;
●
используется по месту осуществления торговли (п. 16 Положения).
На объектах выездной торговли можно использовать онлайн-ККТ, зарегистрированную на стационарные пункты, деятельность которых приостановлена. В этом случае важно, чтобы объект выездной торговли и стационарная точка, приостановившая деятельность, принадлежали одному субъекту предпринимательства.
Обязательно уведомите налоговую инспекцию по месту регистрации онлайн-ККТ о смене места ее применения (п. 16 Положения).
Как подготовить онлайн-ККТ к работе
Работник субъекта предпринимательства, ответственный за работу онлайн-ККТ, ежедневно до начала работы обязан проверить:
●
техническое состояние онлайн-ККМ или виртуальной кассы;
●
их исправность;
●
точность указания даты и времени (п. 29 Положения).
Чек онлайн-ККТ должен содержать информацию о наименовании товаров (п. 7 Положения). Чтобы «пробивка» товаров не доставляла больших хлопот, введите в память онлайн-ККТ информацию обо всех товарах (услугах) в ассортименте торговой точки.
Следите за номенклатурой товаров, введенных в онлайн-ККТ. Она должна соответствовать перечню товаров в ассортименте. В частности, имейте в виду, что один и тот же напиток, но расфасованный в разные емкости, например, 0,5 л и 1 л, будет рассматриваться как 2 номенклатурные единицы.
В чеке недостаточно указать группу товаров. Например, «Продовольственные товары», «Хозяйственные товары», «Молочные продукты», «Мясо» и т. д. Правила требуют указывать конкретное наименование товара, чтобы его можно было легко идентифицировать среди других товаров, представленных в ассортименте. Например, «Молоко «Коровка», 3 %, 1 л, тетрапак».
Если в продажу поступил новый товар, которого ранее не было в ассортименте магазина, то информацию о нем до начала продажи нужно ввести в онлайн-ККТ.
Удалять ранее введенные и отсутствующие в продаже позиции можно, только если память онлайн-ККТ не позволяет пополнять список.
Ведите на предприятии единый перечень реализуемых товаров и используйте его как в программах бухгалтерского учета, так и в онлайн-ККТ. Это поможет вам избежать путаницы в учете.
При вводе в память онлайн-ККТ каждой номенклатурной единицы (наименования товара) обязательно указывайте:
●
идентификационный код продукции и услуг (ИКПУ). Определять его надо по Единому электронному классификатору товаров и услуг Республики Узбекистан на сайте https://tasnif.soliq.uz/classifier/;
●
штрих-код (если имеется);
●
подлежит товар обязательной цифровой маркировке или нет.
Это требует определенных навыков и знаний. Также у используемой вами модели онлайн-ККТ может быть своя специфика. Поэтому, чтобы каждый раз при появлении в ассортименте новых позиций или изменении требований к ИКПУ, штрих-кодированию и цифровой маркировке товаров не обращаться за помощью в ЦОТУ, обучите одного из сотрудников, ответственных за работу с онлайн-ККТ, выполнять эту операцию. Помочь в обучении могут специалисты Центра.
Что делать, если нет Интернета
Если в процессе расчетов с покупателями произошел сбой в подключении к Интернету или возникли другие технические проблемы, не позволяющие отправлять сведения оператору фискальных данных, то продолжайте работать в режиме офлайн и выдавать покупателям чеки.
Все модели онлайн-ККТ поддерживают возможность работы в автономном режиме в течение 24 часов.
В такой ситуации вы обязаны обеспечить передачу оператору первого чека, сформированного в режиме офлайн, в течение ближайших 24 часов (п. 31 Положения).
Как это можно сделать, проконсультируйтесь со специалистом вашего ЦОТУ, так как многое зависит от технических характеристик конкретной онлайн-ККТ.
Что делать, если обнаружена неисправность
При неисправности онлайн-ККТ звоните оператору колл-центра ЦОТУ. Сообщить специалистам Центра о проблемах также можно, приехав к ним или любым другим удобным способом.
ЦОТУ в течение часа со времени поступления информации о поломке через специальную информационную сеть уведомит об этом налоговый орган по месту расположения стационарного пункта торговли (оказания услуг) (п. 32 Положения).
На период ремонта в течение 1 дня Центр установит вам резервную онлайн-ККТ. До этого момента субъект предпринимательства рассчитывается с покупателями с помощью книжки квитанций, зарегистрированной в ГНИ (пп. 11, 33 Положения).
После того как работа онлайн-ККТ будет налажена, введите в нее данные обо всех продажах с выдачей квитанций (п. 33 Положения).
Заранее позаботьтесь о наличии бланков квитанций в достаточном количестве. По вопросам их приобретения проконсультируйтесь в налоговой инспекции по месту регистрации онлайн-ККТ.
На практике не всегда дело доходит до установки резервной онлайн-ККТ и применения квитанций. Большинство неполадок устраняются на месте и довольно быстро. В ряде случаев это можно сделать даже дистанционно в ходе консультации по телефону с работником ЦОТУ. Главное – не медлить с обращением в Центр.
Когда выдавать чек онлайн-ККТ
Выдавайте чек онлайн-ККТ при расчетах с каждым покупателем, в том числе при расчетах по пластиковым картам (п. 5 УП-5813; п. 6 Положения). Покупатель, оплативший пластиковой картой, получает 2 чека: чек терминала и чек онлайн-ККТ.
Исключение! Субъект предпринимательства может выдать только один чек, если он использует онлайн-ККТ с возможностью приема платежей посредством пластиковых карточек
(п. 6 Положения). Такой чек должен содержать все реквизиты, обязательные для чека онлайн-ККТ.
Повторим, что онлайн-ККТ, поддерживающая возможность приема платежей посредством пластиковых карт, имеет особенность. Пока она может принимать платежи либо с карт Uzcard, либо с карт Humo.
Если ваша онлайн-ККТ поддерживает прием платежей с карт Uzcard, то, чтобы принимать платежи с карт Humo, нужно либо приобрести еще одну онлайн-ККМ для карт Humo, либо терминал Humo.
Если вы принимаете оплату через терминал Humo, то вам нужно будет пробить чек онлайн-ККТ. Как это сделать при помощи вашей «гибридной» онлайн-ККТ, проконсультируйтесь со специалистами ЦОТУ.
Обязательно указывайте в чеке тип оплаты – наличными или пластиковой картой – при помощи специальной кнопки онлайн-ККТ. Это необходимо, чтобы не возникало расхождений между данными онлайн-ККТ и терминала.
Нужно ли выдавать чек онлайн-ККТ при продаже с авансовыми платежами или в рассрочку? Специалисты ГНК по этому поводу на своем сайте soliq.uz разъяснили, что чек нужно выдавать при получении от покупателя каждого платежа.
При этом если вы принимаете платеж по товару, проданному в рассрочку (или с авансовым платежом), то в чеке нужно делать соответствующие пометки:
●
в названии товара указать, что это аванс или взнос;
●
перед суммой платежа дать его расшифровку: часть платежа (в процентах) х стоимость товара.
Научиться делать такие пометки вашим специалистам помогут в ЦОТУ, с которым у вас заключен договор на техническое обслуживание.
Какую информацию должен содержать чек онлайн-ККТ
На чеках онлайн-ККМ и виртуальной кассы должны быть указаны:
●
порядковый номер чека;
●
заводской номер онлайн-ККМ или серийный номер виртуальной кассы;
●
наименование субъекта предпринимательства;
●
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
●
адрес осуществления денежных расчетов (в случае оказания покупателю услуги доставки – юридический адрес субъекта предпринимательства, осуществляющего доставку);
●
наименование товара (услуги);
●
код маркировки маркируемых товаров;
●
количество, цена (стоимость) товара (услуги);
●
ставка и сумма НДС товара (услуги);
●
форма платежа: наличные, пластиковая карта или смешанная;
●
общая сумма платежа;
●
общая сумма НДС за покупку;
●
дата и время платежа;
●
уникальный номер фискального модуля;
●
фискальная отметка;
●
QR-код размером не менее 30 х 30 мм для проверки подлинности кассового чека (п. 7 Положения).
Коды товаров и услуг (при их наличии) в чеке, направляемом оператору, должны соответствовать кодам международной системы GS1 или других глобальных систем.
На чеке дополнительно могут указываться и другие реквизиты.
Если субъект предпринимательства не является плательщиком НДС, то в чеке не указываются ставка и сумма НДС
(п. 5 УП-5813).
Как исправить ошибку в чеке онлайн-ККТ
На практике в чеках встречаются самые разные ошибки как по вине субъекта предпринимательства (в наименовании товара, его стоимости, способе оплаты: наличные или терминал), так и по вине ЦОТУ (при настройке плательщику налога с оборота установлена функция расчета и отражения НДС).
Ошибки нужно исправлять, иначе возникнут нестыковки в данных и, как следствие, вопросы со стороны контролирующих органов.
Если ошибка возникла по вине Центра:
1) обратитесь в ЦОТУ с просьбой устранить недочеты в настройках онлайн-ККТ;
2) откорректируйте чеки по алгоритму, описанному ниже.
Ошибки исправляются при помощи специального функционала персонального кабинета налогоплательщика. Как это сделать, разъяснили специалисты ГНК на сайте soliq.uz.
Если в чеке допущена ошибка, то продавец должен подать в налоговый орган по месту регистрации онлайн-ККТ заявление об этом с просьбой принять меры для внесения изменений в данные онлайн-ККТ.
Составьте заявление в произвольной форме. В нем объясните причины ошибки (объяснительная) и приложите документы, подтверждающие необходимость корректировки данных.
Сотрудник налогового органа по результатам изучения заявления должен выдать обоснованную справку о том, что в чеке действительно была допущена ошибка. После того как справка будет у вас на руках, можно приступить к исправлению ошибки при помощи функционала персонального кабинета.
Пошаговая инструкция
1. Войдите в персональный кабинет налогоплательщика – владельца онлайн-ККМ (виртуальной кассы), чек которой был выдан с ошибкой.
2. Выберите услугу «Информация об онлайн-ККМ и виртуальных кассах ЮЛ».
3. В открывшемся меню выберите «Корректировка чека».
4. В соответствующих полях укажите наименование торговой точки, ID фискального модуля и номер чека, в который нужно внести исправления. Нажмите «Поиск». На экране откроются данные искомого чека.
5. Исправьте ошибку. Для этого в соответствующей строке вместо ошибочных укажите правильные данные.
6. Прикрепите документы (в формате zip или rar):
●
если плательщик НДС не указал в чеке НДС – свидетельство о регистрации в качестве плательщика НДС;
●
если плательщик налога с оборота указал в чеке
НДС – справку налоговых органов о том, что субъект является плательщиком налога с оборота;
●
в других ситуациях – ответное письмо по факту обращения (заявления) в налоговые органы об исправлении ошибки и другие документы, подтверждающие факт ошибки.
Нажмите кнопку «Рассчитать».
Фискальные данные чека изменятся, если налоговый орган примет положительное решение по вашему заявлению. В противном случае в корректировке будет отказано.
7. После изменения данных чека в той же интерактивной услуге персонального кабинета налогоплательщика «Информация об онлайн-ККМ и виртуальных кассах ЮЛ» проделайте следующие операции:
●
в меню выберите «Отчет по поступлениям»;
●
нажмите кнопку «Обновить»;
●
укажите ID фискального модуля и период, за который должны были быть обновлены данные;
●
нажмите кнопку «Обновить».
Вы увидите обновленные отчетные данные.
Чек онлайн-ККТ продавец и покупатель должны проверять сразу же после покупки. И, если будет выявлена ошибка, продавец должен незамедлительно принять меры по ее исправлению.
Как оформить возврат сумм, внесенных в онлайн-ККТ
Возврат товара оформляйте в следующем порядке:
●
для приема от покупателя возвращенного товара оформите накладную в 2 экземплярах. Один подшивается к товарному отчету, второй – передается покупателю;
●
на возвращаемую сумму оформите акт о возврате денежных средств в одном экземпляре. Его подписывают ответственные лица и утверждает руководитель предприятия;
●
кассовые чеки, представленные покупателем, приклейте на лист бумаги и вместе с актом сдайте в бухгалтерию;
●
верните денежные средства покупателю в течение банковского дня на основании письменного заявления покупателя, в котором указаны его Ф. И. О.;
●
для возврата денег из кассы составьте расходный кассовый ордер, в котором укажите Ф. И. О. покупателя;
●
выдайте покупателю чек онлайн-ККМ на возврат;
●
откорректируйте доход от реализации на возвращенную покупателю денежную сумму. Корректировку производите в том налоговом периоде, в котором вернули денежные средства
(гл. 6 Положения).
Как бухгалтеру работать с данными онлайн-ККТ
При использовании ККМ с фискальной памятью обязательно ведется контрольно-кассовая книга и в конце рабочего дня снимается ежедневный Z-отчет по каждому контрольно-кассовому аппарату. При работе с онлайн-ККТ этого делать не надо (п. 3 УП-5813).
С марта 2021 года данные онлайн-ККТ автоматически «садятся» в расчеты по налогам.
Более подробную информацию об отражении данных ККМ в налоговых отчетах можно найти в официальных инструкциях по заполнению расчетов, подготовленных департаментом обслуживания налогоплательщиков ГНК. Свежие выпуски инструкций содержатся непосредственно в форме Расчета в персональном кабинете налогоплательщика на my.soliq.uz. Чтобы перейти к ним, воспользуйтесь специальной кнопкой «Инструкция».
Что делать, если «потерялся» чек
По техническим и иным причинам сумма, отраженная в автоматическом режиме, может оказаться меньше реальной выручки, зафиксированной онлайн-ККТ. Поэтому регулярно следите за корректностью отраженных данных.
Как минимум раз в неделю сверяйте данные на сервере оператора фискальных данных с данными, хранящимися в памяти онлайн-ККТ.
Данные оператора фискальных данных доступны в персональном кабинете налогоплательщика. Чтобы получить к ним доступ, воспользуйтесь интерактивной услугой «Информация об онлайн-ККМ и виртуальных кассах».
Данный функционал предоставляет аналитику по разным параметрам. Для контроля достоверности отражаемых данных наиболее удобен «Отчет по поступлениям», позволяющий получать информацию по поступлениям в разрезе каждого дня за выбранный отчетный период и итогам отчетного периода.
Это работает так:
1) зайдите в персональный кабинет налогоплательщика;
2) выберите услугу «Информация об онлайн-ККМ и виртуальных кассах ЮЛ»;
3) в открывшемся меню выберите услугу «Отчет по поступлениям»;
4) в фильтре на открывшейся странице заполните условия поиска:
●
укажите серийный номер фискального модуля, по которому хотите получить информацию. Не нужно вводить номер вруч-ную – достаточно выбрать его из выпадающего списка серийных номеров фискальных модулей (токенов), зарегистрированных на вашу организацию;
●
укажите период, по которому нужна информация. Например, с 1 по 30 апреля 2021 года;
5) нажмите кнопку «Поиск». В нижней части экрана появится искомая информация, которую можно скачать в формате Excel.
Также удобно контролировать данные при помощи функционала Z-отчета. В системе онлайн-ККТ понятие Z-отчета скорректировано, сегодня это могут быть фискальные данные за любой удобный для вас период времени, который вы укажете при настройке своей онлайн-ККТ (п. 2 Положения).
Сравнивайте данные Z-отчета, снятого непосредственно с онлайн-ККТ, с данными Z-отчета интерактивной услуги «Информация об онлайн-ККМ и виртуальных кассах ЮЛ» персонального кабинета налогоплательщика. Если данные сходятся, то, значит, все нормально.
В случае расхождения между данными в онлайн-ККТ и полученными через персональный кабинет налогоплательщика обратитесь в ЦОТУ.
При необходимости для устранения расхождений Центр свяжется с оператором фискальных данных (НИЦ «Янги технологиялар»).
Как комиссионеру отключить автоматическое отражение
данных онлайн-ККТ в расчетах по налогам
Посредники (комиссионеры) не должны указывать в налоговой отчетности суммы реализации через онлайн-ККТ. Однако у них, как и у других налогоплательщиков, эти данные «садятся» в расчеты по умолчанию автоматически.
Чтобы посредники (комиссионеры) могли исключать эти данные из отчета, внедрен механизм автоматической отмены данных по чекам онлайн-ККТ в отчетности. Это работает так:
1) в персональном кабинете налогоплательщика выберите интерактивную услугу «Информация об онлайн-ККМ и виртуальных кассах ЮЛ»;
2) в меню выберите «Отчет по поступлениям»;
3) в фильтре найдите строчку «Отразить в налоговых отчетах данные чека» и «снимите» галочку, стоящую перед строкой.
Примерно через час в поле отчета, предназначенном для данных онлайн-ККТ, цифры обнулятся.
Если субъект предпринимательства при помощи онлайн-ККТ продает товары (услуги) не только в качестве комиссионера, то данные по ним нужно будет вводить, выставляя односторонний ЭСФ. Правила его выставления установлены в пункте 59 Положения о формах счетов-фактур и порядке их заполнения, представления и приема (прил. N 2 к ПКМ N 489 от 14.08.2020 г.).
Особенности инкассации в работе с наличными поступлениями
при работе с онлайн-ККТ
Субъект предпринимательства, использующий онлайн-ККТ, вправе, независимо от объема средней дневной наличной выручки, сдавать ее в кассы банков в определенные им самим периоды через службы инкассации или привозить в кассу банка самостоятельно (п. 3 УП-5813).
Неъматжон РАХМАНОВ,
инспектор управления
департамента налогового контроля ГНК,
Олег ГАЕВОЙ,
эксперт ООО «Norma».