Norma.uz
Газета НТВ / 2021 год / № 18 / Разъясняет специалист

НДС в бухгалтерском учете и в налоговой отчетности

 

Реализация товаров и услуг в 2020 году оформлялась по электронным и бумажным счетам-фактурам. Понятно, что в бухгалтерском учете (1С) отражается фактический оборот по реализации, а налоговый отчет формируется только по данным ЭСФ. И в итоге входной и начисленный НДС в налоговых отчетах могут не совпадать с фактическими данными бухучета. Как решить проблему, рассказала учредитель консалтинговой компании «Arkad Audit» Наталья ТУРАЛИНОВА:

 

– Налоговые органы дают возможность 29–30 апреля выставить «забытые» ЭСФ – те, которые по каким-то причинам не были своевременно оформлены. А также перевыставить в электронном виде бумажные счета-фактуры, которые не удалось внести в систему ЭСФ своевременно. Если вы на это решитесь, то придется пересдавать все налоговые отчеты по НДС за последние 12 месяцев. При этом каких-то ваших контрагентов может не быть в системе. Например, тех, кого налоговые органы посчитали «обнальщиками». Если у вас с этими поставщиками прошла реальная сделка, по которой уплаченный входной НДС принят к зачету, то при пересдаче отчетности вы его потеряете – этих контрагентов просто не будет в системе.

Если вы учли этот момент и все-таки решились привести в соответствие НДС, отраженный в бухучете, с данными налоговой отчетности, то воспользуйтесь следующим алгоритмом:

1) сравните данные по входящим и исходящим счетам-фактурам, отраженные по факту в 1С и по данным ЭСФ в налоговых отчетах.

Например:

Данные

 

Апрель 2020 года

 

Май 2020 года

 

входной НДС

 

исходящий НДС

 

входной НДС

 

исходящий НДС

 

1С

 

10 000 000

 

18 000 000

 

15 000 000

 

22 000 000

 

ЭСФ (налоговая отчетность)

 

6 000 000

 

11 000 000

 

10 000 000

 

18 000 000

 

Отклонение

 

4 000 000

 

7 000 000

 

5 000 000

 

4 000 000

 

2) восстановите зачет НДС в налоговой отчетности.

По нашему примеру входной НДС в 1С больше, чем отраженный в ЭСФ. По сумме отклонений составьте список поставщиков, от которых были приняты бумажные счета-фактуры. Свяжитесь с ними и попросите выставить вам эти же счета-фактуры, только в электронном виде. Понятно, что полностью ваш зачет не восстановится – кто-то откажется перевыставлять, поскольку отрегулировал свою реализацию односторонними ЭСФ, кто-то уже закрыл предприятие. В этом случае входной НДС по бумажным счетам-фактурам, которые не отражены в системе ЭСФ, фактически является расходом предприятия;

3) восстановите начисление НДС в налоговой отчетности.

Конечно, главный риск (ст. ст. 110, 223, 224 НК) по данным нашего примера заключается в том, что фактическая реализация предприятия больше отраженной в налоговой отчетности. Опять-таки, опираясь на сумму отклонения, составьте список покупателей, которым нужно выставить «забытые» ЭСФ или перевыставить в электронном виде счета-фактуры, ранее оформленные на бумаге.

В call-центре ГНК подтвердили, что выставить ЭСФ можно даже тем предприятиям, которые на сегодняшний день уже ликвидированы. При этом нет никакой необходимости в обязательном подтверждении покупателем таких ЭСФ. Нужно понимать, что вряд ли покупатель будет отказываться принять ЭСФ по фактическим покупкам, ведь у него возникает право на зачет. При этом не отклоненный покупателем ЭСФ в 10-дневный срок будет считаться подтвержденным (п. 63 Положения, прил. N 2 к ПКМ N 489 от 14.08.2020 г.);

4) проверьте, правильно ли отражена в налоговой отчетности реализация по односторонним счетам-фактурам, включая реализацию по платежным системам (Click, Payme и др.);

5) проверьте, оформлены ли ЭСФ на корректировку налоговой базы по НДС при возвратах и скидках;

6) проверьте, внесены ли в систему ЭСФ по прочим оборотам по реализации. Например, по реализации ОС, выплате дивидендов товаром и т. п.;

7) внимательно проверьте конечные данные налогового отчета и данные 1С. Разрыв между ними должен сократиться.

 

Как сделать проще

По проектам восстановления бух­учета мы понимали, что часть зачета по бумажным счетам-фактурам, принятым после I квартала 2020 года, предприятие потеряло. Скорректировать налоговую отчетность правильно – на основании восстановления ЭСФ задним числом – технически было невозможно. Мы обратили внимание, что в течение 2020 года покупатели не требовали замены бумажных счетов-фактур на ЭСФ, то есть они тоже «простились» с какой-то частью зачета. Это, как правило, были неплательщики НДС – индивидуальные предприниматели и юридические лица. При этом главным риском мы считали заниженную реализацию самого предприятия. Поэтому приняли решение доначислить НДС по фактической реализации односторонним счетом-фактурой.

Сегодня у бухгалтеров есть возможность отразить в налоговой отчетности верную информацию через восстановление данных в системе ЭСФ.

Прочитано: 1182 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2026 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика