В 1998 году мы с семьей переехали в Узбекистан из соседнего государства. Мои родители являются иностранными гражданами. Я училась в сельской школе, по достижении 16 лет нам в школе в торжественной обстановке вручили паспорта. После чего я несколько раз паспорт меняла.
В начале марта меня вызвали в отдел миграции и оформления гражданства и сказали, что мне неправильно выдали паспорт гражданина Рес-публики Узбекистан в период паспортизации населения.
Почему сейчас он признан недействительным? Правомерны ли действия сотрудников отдела миграции?
– Принадлежность к гражданству Республики Узбекистан определяется по заявлению лица (ст. 43 Закона).
В случаях, вызвавших сомнение, ОВД также определяет принадлежность лица к гражданству РУз.
При определении принадлежности к гражданству РУз применяются положения законодательства Узбекистана и международных договоров Республики Узбекистан, действовавших на начало наступления ситуации, связываемой с принадлежностью к гражданству РУз.
Вместе с заявлением об определении принадлежности к гражданству РУз в ОВД по месту постоянного проживания представляются:
●
автобиография;
●
документ, удостоверяющий личность;
●
свидетельство о заключении или расторжении брака (при наличии);
●
справка об изменении фамилии, имени и отчества (при наличии изменений).
В случае отсутствия у заявителя документов, подтверждающих его принадлежность к гражданству РУз, а также возникновения сомнений в его принадлежности к гражданству РУз ОВД по указанному вопросу проводит проверку в отношении лица.
Для решения вопроса о принадлежности лица к гражданству РУз ОВД может изучать архивные документы, материалы, базы данных, содержащие сведения о лице, а также получать значимую информацию о других фактах и обстоятельствах путем направления запросов.
ОВД, проводящий проверку принадлежности к гражданству РУз, имеет право направлять в установленном порядке в компетентные органы иностранных государств запросы о представлении необходимой информации и отвечать на их запросы, а также осуществлять иное сотрудничество по этому вопросу.
По итогам проверки заявителю выдается ID-карта, биометрический паспорт гражданина Республики Узбекистан для выезда за границу или иной документ, подтверждающий наличие гражданства РУз.
В случае установления факта получения паспорта (ID-карты) без соблюдения требований, указанных в статьях 5, 6, 13–16 и 32–36 Закона, на основании рапорта ответственного сотрудника проводится работа по проверке законности оснований выдачи паспорта (ID-карты).
По итогам проверки подготавливается заключение о законности или незаконности получения гражданства РУз, принадлежности или непринадлежности к гражданству РУз, утверждаемое министром внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальниками ГУВД города Ташкента и Ташкентской области, начальниками УВД областей.
В вынесенном заключении указываются сведения, представленные заявителем и выявленные по итогам проведенной проверки о нем самом, принадлежности или непринадлежности его к гражданству РУз, а также основаниях получения им гражданства.
В случае установления фактов оформления паспорта (ID-карты) с нарушением требований Закона либо его непринадлежности к гражданству РУз на основании заключения ОВД действующий паспорт (ID-карта) изымается и собранный материал направляется в органы прокуратуры.
Если лицо не согласно с заключением ОВД, то оно вправе обратиться в суд для решения вопроса своей принадлежности или непринадлежности к гражданству РУз.
Таким образом, действия сотрудников отдела миграции и оформления гражданства правомерны.