Norma.uz
Газета Норма / 2021 год / № 07 / Советы работодателю

Как организовать охрану труда на предприятии

 

Предприятия всех форм собственности, независимо от сферы деятельности и ведомственной подчиненности, обязаны создать для работников условия, отвечающие нормам безопасности и гигиены. Организуйте работу и обеспечьте трехступенчатый контроль соблюдения правил охраны труда в соответствии с Типовым положением об организации работ по охране труда (рег. МЮ N 273 от 14.08.1996 г.). 

 

Для охраны труда работников:

  • направляйте их на медицинские осмотры (ст. 214 ТК; Положение, рег. МЮ N 2387 от 29.08.2012 г.);
  • проводите инструктаж, обучайте правилам охраны труда и проверяйте знания работников (ст. 215 ТК; Типовое положение, рег. МЮ N 272 от 14.08.1996 г.);
  • не допускайте к работе лиц, не прошедших мед­осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний правил охраны труда (ст. ст. 213, 215 ТК);
  • контролируйте состояние условий труда на рабочих местах, правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (ст. 215 ТК);
  • проводите аттестацию рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования;
  • Øвыдавайте персоналу, работающему в неблагоприятных условиях, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание, газированную соленую воду (работающим в горячих цехах), средства индивидуальной защиты и гигиены. Перечень таких работ и нормы выдачи устанавливаются на основании аттестации рабочих мест по условиям труда и вносятся в коллективный договор (соглашение) или иной локальный акт (ст. 217 ТК; Положение, прил. N 1 к ПКМ N 263 от 15.09.2014 г.; СанПИН

N 0184-05 от 18.02.2005 г.).

Работающим инвалидам I и II групп:

  • установите сокращенное рабочее время – не более 36 часов в неделю без уменьшения оплаты труда (ч. 3 ст. 220 ТК);
  • предоставляйте ежегодный основной удлиненный отпуск не менее 30 календарных дней (ст. 135, ч. 4 ст. 220 ТК);
  • оформляйте по желанию работника ежегодный основной отпуск за первый рабочий год до истечения установленного 6-месячного срока отработки (ч. 3 ст. 143 ТК);
  • предоставляйте по желанию работника отпуск без сохранения зарплаты сроком до 14 календарных дней ежегодно (абз. 3 ч. 2 ст. 150 ТК).

Работающим инвалидам, независимо от установленной группы инвалидности:

  • снижайте нагрузку, вводите неполное рабочее время и другие облегченные условия труда по рекомендациям ВТЭК (ч. 2 ст. 220 ТК);
  • если работник получил трудовое увечье, назначайте ежемесячную сумму возмещения вреда в размере не ниже 17,6 % МРОТ (ч. 3 ст. 190 ТК);
  • оформляйте работу в ночное время, в выходные дни и сверхурочно только с согласия работника и при отсутствии медицинских противопоказаний (ч. 5 ст. 220 ТК);
  • организовывайте предварительные и периодические (в процессе работы) медосмотры (ст. 214 ТК; Положение N 2387).

Если сотрудник получил травму на рабочем месте, то организуйте первую помощь и сопроводите пострадавшего в учреждение здравоохранения либо вызовите бригаду скорой медицинской помощи (ст. 221 ТК).

 

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Положением N 263.

Обязательной аттестации подлежат следующие рабочие места и профессии:

  • с неблагоприятными, вредными, опасными и иными особыми условиями труда, на которых работникам устанавливаются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством;
  • на которых заняты инвалиды;
  • с неблагоприятными, вредными или опасными условиями труда;
  • указанные в списках NN 1, 2 и 3 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях (утв. ПКМ N 250 от 12.05.1994 г.);
  • зарезервированные для трудоустройства нуждающих-ся лиц (Положение, прил. N 1 к ПКМ N 965 от 5.12.2017 г.);
  • на опасных производственных объектах (ст. 4 З-на «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Аттестация остальных рабочих мест и профессий, не вошедших в указанный перечень, необязательна, проводите ее на ваше усмотрение.

Периодичность обязательной аттестации устанавливайте не реже чем через каждые 5 лет.

Для проведения аттестации привлекайте аттестующую организацию на основании договора гражданско-правового характера.

По результатам аттестации внесите соответствующие изменения и дополнения в коллективный договор (соглашение), а если он не заключен – в иной локальный акт по согласованию с представительным органом работников.

 

Расходы на охрану труда

При необходимости создайте фонд по охране труда в соответствии с Положением о порядке образования на предприятиях, в организациях и учреждениях фонда по охране труда и использования его средств (утв. ПКМ N 245 от 12.11.2008 г.) за счет:

  • прибыли (доходов) организации после уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
  • других поступлений в соответствии с законодательством.

Отчисляйте в фонд денежные средства для финансирования:

  • внутренних программ по улучшению условий и охраны труда;
  • оборудования рабочих мест в соответствии с правилами и нормами охраны труда и техники безопасности;
  • собственных научно-исследовательских работ в области охраны труда;
  • улучшения условий труда, обучения (повышения квалификации) работников по охране труда;
  • мер по предотвращению несчастных случаев на производстве, профзаболеваний;
  • оснащения службы охраны труда нормативными и методическими материалами;
  • участия и организации конференций, семинаров, совещаний и выставок по охране труда;
  • международного сотрудничества по вопросам охраны труда;
  • других мер по охране труда в соответствии с локальными актами (пп. 1, 3, 4 Положения N 245).

Не тратьте средства фонда на мероприятия, не связанные с охраной труда (ч. 5 ст. 16 З-на «Об охране труда»; п. 7 Положение N 245).

Не взимайте с работников деньги для пополнения фонда. Они не несут эти расходы (ч. 3 ст. 16 Закона).

Мероприятия по охране труда и размер их финансирования определите в коллективном договоре, а если он не заключен – в соглашении между работодателем и профкомом либо иным представительным органом работников.

 

Служба (специалист) и уполномоченный по охране труда

Образование и функционирование на предприятии службы охраны труда регулируются Положением о порядке создания и организации деятельности службы охраны труда в организациях (прил. N 5 к ПКМ N 1066 от 31.12.2018 г.).

Если ваше предприятие производственное и на нем заняты 50 и более человек, то приказом руководителя создайте службу охраны труда. Она может быть в форме службы, управления, отдела, сектора охраны труда либо она может состоять из одного специалиста по охране труда. Штатная численность служб охраны труда определяется согласно Нормативам численности служб охраны труда организаций (прил. N 1 к Положению N 1066).

 

СИТУАЦИЯ. В штате производственного предприятия 120 человек 

На производственное предприятие пришел новый директор. Посчитав имевшуюся службу охраны труда нерентабельной, он приказом исключил ее из структуры хозяйствующего субъекта. В штате – 120 человек. Правомерны ли его действия?

R Нет, неправомерны. Восстановите службу либо вместо нее введите должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 12 З-на «Об охране труда»).

 

Если ваша организация содержит на балансе 50 и более транспортных средств, то создайте также службу по безопасности дорожного движения или введите в штатное расписание должность специалиста по безопасности дорожного движения.

При количестве персонала (транспортных средств) менее 50, а равно для организаций, не осуществляющих производственную деятельность, указанные службы (должности) необязательны. Вводите их по своему усмотрению с учетом специфики деятельности компании (ч. ч. 1, 2 ст. 12 Закона).

Служба охраны труда и служба по безопасности дорожного движения – это самостоятельные структурные подразделения организации, подчиняющиеся непосредственно ее руководителю.

На должности, связанные с контролем охраны труда и правил техники безопасности, назначайте лиц, прошедших спецподготовку и имеющих подтверждающий документ (диплом, сертификат и т. п.).

 

СИТУАЦИЯ. Может ли специалист по охране труда работать по совместительству? 

На предприятии работают 20 человек. В штатном расписании нет должности специалиста по охране труда и соблюдению техники безопасности на рабочих местах. Директор хочет возложить эти обязанности на одного из работников в порядке совмещения: по предыдущему месту работы он занимался подобными вопросами и знает, как организовать процесс. Можно ли так сделать?

R Нет, нельзя. Если вы хотите иметь в штате подобного специалиста, предусмотрите отдельную должность и оформите на нее сотрудника. Но вы можете вообще не вводить ее в штатное расписание, поскольку у вас трудятся менее 50 человек (ч. 2 ст. 12 Закона).

 

Не путайте специалиста по охране труда с уполномоченным по охране труда. Второй не назначается администрацией. Он может быть избран профсоюзом и трудовым коллективом из числа работников данного предприятия не менее чем на год для контроля соблюдения работодателем требований по охране труда (ст. 31 Закона; п. 7 Положения, рег. МЮ N 196 от 18.12.1995 г.).

Но это не штатная должность, приказ о его назначении не издавайте.

Принимайте сотрудников на штатные должности по охране труда, даже если на предприятии избран уполномоченный по охране труда. Последний не заменяет специалиста по охране труда и не выполняет его функций (ст. 31 Закона; пп. 7–9 Положения N 196).

Не назначайте специалистом по охране труда работника, избранного уполномоченным по охране труда, это запрещено (п. 4 Положения N 196).

При поступлении предписаний от службы или специалиста по охране труда по вопросам, входящим в их компетенцию, исполните их. Они обязательны к исполнению для работников и руководителей структурных подразделений – управлений, отделов, цехов и т. д. А предложения уполномоченного по охране труда носят рекомендательный характер, примите их в случае обоснованности (ч. 4 ст. 12 Закона; абз. 2, 3 п. 10 Положения N 196).

Вместо того чтобы создавать штатную службу или вводить должность специалиста по охране труда, можете заключить договор с профессиональной организацией на ведение данных работ (ч. 5 ст. 12 Закона).

 

Составление инструкций по охране труда

Разработайте и утвердите инструкции по охране труда в соответствии с перечнем должностей и профессий вашей организации. Руководствуйтесь при этом Положением о разработке инструкций по охране труда (рег. МЮ N 870 от 7.01.2000 г.).

В инструкциях установите требования безопасности при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на стройплощадках и в иных местах, где сотрудники выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Невыполнение этих требований рассматривайте как нарушение производственной дисциплины.

Приказом поручите:

  • руководителям структурных подразделений – разработать инструкции;
  • службе или специалисту по охране труда – контролировать своевременную разработку, проверку, пересмотр и утверждение инструкций, оказывать методическую помощь.

Инструкции можете разработать как для отдельных профессий (например, для электрогазосварщика, слесаря-сантехника, лаборанта и т. д.), так и на отдельные виды работ (работу на высоте, монтаж, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и т. п.).

О том, как оформлять инструкцию и какие в ней должны быть разделы, читайте в разделе II Положения N 870.

Согласуйте проекты инструкций со службой или специалистом по охране труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами. Проставьте визы согласования, после чего представьте проекты на утверждение руководителю или главному инженеру предприятия в 3 экземплярах.

Отметьте даты ввода инструкций в действие.

Проверяйте действующие инструкции на соответствие нормативным требованиям по охране труда не реже 1 раза в:

  • 3 года – по должностям (профессиям), связанным с повышенной опасностью;
  • 5 лет – по остальным категориям.

Если в течение этого срока условия труда работника не изменились, то продлите действие инструкции на следующий срок. Сделайте запись об этом на первой странице (ставятся штамп «Пересмотрено», дата и
подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).

Список и комплект действующих в каждом структурном подразделении инструкций храните у руководителя подразделения.

Выдавайте инструкции работникам под роспись и фиксируйте это в журнале учета выдачи (прил. N 5 к Положению N 870). Также оформите и ведите журнал регистрации инструкций (прил. N 4 к Положению N 870).

 

Учет и расследование несчастных случаев на производстве

Если работник повредил здоровье, выполняя свои трудовые обязанности, то работодатель обязан провести комплекс мер согласно Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и иных повреждений здоровья работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей (утв. ПКМ N 286 от 6.06.1997 г.).

Если произошел несчастный случай, то приказом руководителя создайте комиссию из представителей работодателя и профкома или иного представительного органа работников.

Комиссия должна:

  • в течение 3 суток провести расследование несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил или стандартов безопасности труда, по возможности получить объяснение от пострадавшего;
  • составить Акт о несчастном случае и ином повреждении здоровья на производстве (форма Н-1, прил. N 1 к Положению N 870) в 3 экземплярах с указанием мер по устранению причин несчастного случая и, подписав, передать руководителю для утверждения.

В Акте укажите обстоятельства и причины, а также очевидцев несчастного случая.

После утверждения руководителем направьте Акт:

  • пострадавшему работнику или его представителю;
  • руководителю службы или специалисту по охране труда – с материалами расследования;
  • государственному техническому инспектору труда.

Копии Акта направьте:

  • профкому или иному представительному органу работников предприятия;
  • представителю органа Госкомитета промышленной безопасности или Узгосэнергонадзора на соответствующих подконтрольных предприятиях или объектах;
  • министерству (органам хозяйственного управления) или вышестоящему хозоргану по их требованию.

Несчастные случаи, оформленные Актом формы Н-1, учитывайте и регистрируйте в специальном журнале.

О групповом, смертельном или несчастном случае с тяжелым исходом немедленно сообщите:

  • государственному техническому инспектору труда;
  • вышестоящему хозоргану;
  • Министерству занятости и трудовых отношений, его областным подразделениям;
  • в территориальный орган внутренних дел по месту, где произошел несчастный случай;
  • в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;
  • местным органам Госкомитета промышленной безопасности и территориальным органам Узгосэнергонадзора, если несчастный случай произошел на подконтрольном предприятии (объекте);
  • страховщику по договору обязательного страхования гражданской ответственности работодателя.

 

Александр НАВОТНЫЙ,
начальник управления Минтруда,

Ленара ХИКМАТОВА,
эксперт ООО «Norma».

Прочитано: 371 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика