Norma.uz
Газета Норма / 2021 год / № 03-04 / Уголок потребителя

Претензия как способ отстоять свои права

 

Часто мы не знаем, как правильно обратиться в организацию, допустившую брак в своей работе. Иногда грамотно составленная претензия уже половина успеха. 

 

В претензии должны быть отражены следующие пункты:

  • полное наименование организации (индивидуального предпринимателя) и его юридический (фактический) адрес;
  • Ф. И. О. (полностью) и домашний адрес потребителя;
  • краткое описание недостатков товара, услуги (работы);
  • требования потребителя (устранить недостаток, расторгнуть договор купли-продажи и т. д.).

К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих приобретение товара (услуги, работы) именно в данной организации (у индивидуального предпринимателя). Один экземпляр претензии передается продавцу (изготовителю, исполнителю), а на втором продавец (изготовитель, исполнитель) делает отметку о получении претензии потребителя путем проставления даты получения, печати организации и Ф. И. О., подписи лица, принявшего претензию. Претензия подписывается потребителем или его представителем в установленном порядке.

Получив претензию, продавец (исполнитель, изготовитель) должен известить потребителя о своих намерениях (в письменной форме).

Претензию можно отправить любым способом, обеспечивающим фиксирование ее отправителя, с уведомлением получателя, либо вручить под расписку.

Во многих действующих правилах, регулирующих правоотношения между субъектами предпринимательства и потребителями в различных сферах жизнедеятельности человека, регламентирован претензионный порядок. Порядок, сроки предъявления и рассмотрения претензий в различных сферах различаются.

Важно понимать, что досудебный порядок урегулирования споров, позволяет быстро восстановить нарушенное право потребителя, значительно облегчает работу судов по рассмотрению подобных конфликтов, уменьшает количество дел в производстве судов.

ПРИМЕР 1. Законом «О почтовой связи» установлены порядок и сроки предъявления претензий. В частности, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь вправе предъявить оператору или провайдеру почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении причиненного вреда.

Претензии в связи с невручением, несвоевременной доставкой или утратой, порчей (повреждением) почтового и курьерского отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение 6 месяцев со дня подачи почтового, курьерского отправления или почтового перевода денежных средств.

Претензии предъявляются в письменной форме и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.

Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:

по почтовым, курьерским отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемым (переводимым) в пределах одного населенного пункта, – в течение 5 дней;

по всем другим почтовым, курьерским отправлениям и почтовым переводам денежных средств – в течение 1 месяца.

 

ПРИМЕР 2. Согласно главе 9 Устава железной дороги Республики Узбекистан претензии к железной дороге могут быть предъявлены в течение 6-месячного срока, а претензии об уплате штрафов – в течение 45 дней.

Указанные сроки исчисляются:

а) со дня выдачи груза или багажа – по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу груза или багажа;

б) по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки – по претензиям о возмещении за утрату груза;

в) по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа – по претензиям о возмещении за утрату багажа;

г) со дня выдачи груза или багажа – по претензиям о просрочке в доставке груза или багажа;

д) по окончании 5-дневного срока, установленного для уплаты штрафа, – по претензиям о взыскании штрафа за невыполнение плана перевозок;

е) со дня получения заявителем претензии копии платежного требования (счета) железной дороги о начислении штрафа – по претензиям о возврате штрафа за простой вагонов и задержку контейнеров и других штрафов, взысканных в акцептном порядке;

ж) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, – во всех остальных случаях.

Железная дорога обязана рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии:

а) в течение 3 месяцев – по претензиям, возникшим из перевозок в железнодорожном сообщении;

б) в течение 45 дней – по претензиям об уплате штрафов.

Прочитано: 509 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика