Norma.uz
Газета Норма / 2021 год / № 03-04 / Сетевой маркетинг

Что мешает развиваться сетевому маркетингу

 

Несколько лет назад желтая пресса пестрила сообщениями: «В Узбекистане запретили сетевой маркетинг!». Сейчас приняли эту эстафету соцсети. Как обстоит дело в действительности, комментирует Хумоюн АХМАДЖОНОВ, учредитель Viva Group USA Inc (США), учредитель ООО «Terra Culina» (Узбекистан), сети онлайн-аптек dorixona.online.

 

Как сетовой маркетинг регулируется в Узбекистане

Согласно Правилам розничной торговли в Республике Узбекистан (прил. N 1 к ПКМ N 75 от 13.02.2003 г.):

  • сетевой маркетинг (СМ) – это разновидность розничной реализации товаров, основанной на создании организацией сети сбытовых агентов, распространяющих товары самостоятельно;
  • сетевая организация – это юрлицо, торгующее самостоятельно либо через сбытовых агентов путем СМ;
  • сбытовой агент – физлицо – индивидуальный предприниматель без образования юрлица, реализующий товары через стационарные торговые точки, а также работающий с покупателями, принимая заказы на дому, в учреждениях и т. д., доход которого зависит только от объема продаж (п. 3 Правил).

Сетевая организация продает товары агентам за безналичный расчет на основании договора (купли-продажи, комиссии, поручения и др.) (п. 187-1 Правил).

При продаже товаров вне стационарных точек (на дому, в учреждениях, организациях, на предприятиях, в транспорте или на улице) агенты не должны навязывать продукцию потребителям и обязаны прекратить ее предлагать по первому требованию (п. 187-2 Правил).

Заказы принимаются агентами на покупку того или иного вида товара у покупателей при непосредственном общении и оформляются в 2 экземплярах (для агента и покупателя), где указываются:

  • порядковый номер заказа;
  • Ф. И. О. сбытового агента;
  • номер и дата договора, заключенного между сбытовым агентом и сетевой организацией;
  • наименование, цена, количество и общая стоимость реализуемого товара, а также стоимость дополнительно предоставляемых услуг при наличии;
  • способ оплаты приобретаемого товара;
  • дата приема и исполнения заказа;
  • Ф. И. О. и подпись покупателя (п. 187-3 Правил).

Агентам запрещена продажа БАДов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, приобретенных через иностранные коммерческие представительства (п. 187-5 Правил). При этом текст этого пункта на узбекском и русском языках существенно отличается. За основу взяли текст на государственном языке.

Не допускаются ввоз и реализация импортных товаров посредством сетевого маркетинга через физлиц, не являющихся субъектом предпринимательской деятельности, а также через представительства иностранных коммерческих организаций.

Все наличные, полученные от продажи товаров сетевыми организациями и (или) их агентами, инкассируются в установленном законодательством порядке (п. 187-6 Правил).

Сетевая организация обязана:

  • реализовывать товары агентам только за безналичный расчет в установленном законодательством порядке;
  • привлекать агентов на основании заключенных с ними договоров;
  • представлять налоговую и финансовую отчетности;
  • выдавать агентам удостоверение о праве реализации ими товаров, копии сертификатов и накладных на реализуемую продукцию;
  • принимать обратно от агентов нереализованные товары с возмещением денежных средств, ранее принятых в их оплату.

Запрещено привлекать в качестве агентов лиц младше 18 лет, учащихся средних специальных профессиональных образовательных учреждений (п. 187-7 Правил).

При осуществлении СМ не допускается:

  • устанавливать минимальное количество товаров, которое должен приобрести агент для заключения договора;
  • взимать плату в виде членского взноса;
  • устанавливать требования о привлечении сбытовым агентом других агентов (п. 187-8 Правил).

Налогообложение сбытового агента осуществляется в порядке, установленном НК для индивидуальных предпринимателей (п. 187-9 Правил).

Законодательством не установлены другие нормы, регулирующие СМ.

 

Что является доходом сбытового агента

Как правило, сбытовым агентом является ИП. Согласно Правилам в его задачу входит распространение товаров, закупленных у сетевой организации. Доход сбытового агента зависит только от объема продаж. Законодательство не раскрывает, что же понимается под объемами продаж агента. Но, учитывая коммерческую практику СМ и то, что товар реализуется потребителям по цене, установленной сетевой организацией, делаем следующий вывод: агент получает свой доход не от наценки на продаваемую продукцию, а в виде бонусов и вознаграждений, получаемых от сбытовой организации.

Законодательством не установлены минимальные и (или) максимальные размеры бонусов, получаемых сбытовыми агентами. Их размер, сроки уплаты определяются согласно договору. При этом размер бонуса должен зависеть только от объема продаж со стороны сбытового агента. Согласно пункту 187-9 Правил налогообложение агента осуществляется в порядке, установленном НК для ИП, а именно по ставкам, установленным для розничной торговли.

Выплата бонусов за привлечение покупателей противоречит Правилам. Если же сбытовая организация будет выплачивать бонусы за счет объема продаж, то это может быть расценено контролирующими органами как доходы, полученные физлицом по договору ГПХ. Даже если этот договор не составлен официально в письменном виде, получение дохода за счет объема продаж будет квалифицированно как другой вид сделки, который не урегулирован Правилами. В этом случае бонусы за счет объема продаж считаются доходами физлица по заключенным договорам ГПХ, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг (ч. 2 ст. 371 НК).

Правилами не установлен порядок выплаты бонусов. Он устанавливается договором. Так как между сбытовой организацией и агентом действуют договорные отношения, то размер бонусов должен быть прописан именно в договоре. Любые изменения по выплате бонусов должны быть прописаны дополнительным соглашением.

Сбытовой агент реализует продукцию только конечному потребителю – физлицу. Если же физлицо в дальнейшем реализует эту купленную продукцию, то налоговые последствия возникают непосредственно у физлица, а не у сбытового агента.

 

Проблемы налогообложения СМ

Налоговое законодательство не в полной мере раскрывает налоговые последствия при СМ. Правила расписывают только одну схему: «сбытовая организация – сбытовой агент (индивидуальный предприниматель) – потребитель». На самом деле партнеры, потребители имеют сложную иерархию, и при этом все имеют свои бонусы. Кто-то получает долю от реализации продукции, а кто-то – скидку при покупке товара.

Если обложить налогом сбытовую организацию и ее агента не составляет труда, то налогообложение доходов в виде бонусов, вознаграждений и т. п. проблематично. Никто из физлиц (партнеров, клиентов) не пойдет сдавать декларацию в налоговые органы. При этом сами сбытовые организации ищут способы минимизировать налоговые последствия. Как вариант, при выплате бонусов удерживают НДФЛ. А дальнейшая цепочка бонусов уже не облагается налогами.

При разговоре с руководителями СМ именно налогообложение доходов партнеров (все физлица и являются партнерами) вызвало больше вопросов. Они готовы за всех партнеров уплатить налог, но ставка 12 % невыгодна.

Что предлагается изменить…

  • Определиться с СМ как самостоятельным видом бизнеса в части гражданского законодательства.
  • На основе Правил разработать основные принципы СМ с участием его основных игроков.
  • Разрешить к реализации все товары (в том числе БАДы), кроме требующих спецлицензии.
  • В сфере налогового администрирования, учитывая, что в СМ обращаются крупные денежные средства, применить к сбытовым организациям форму налогового контроля, как «налоговый мониторинг» (гл. 19 НК).
  • В сфере налогообложения все расходы сбытовой организации, выплачиваемые в виде бонусов и других вознаграждений, признать как вычитаемые расходы.
  • При переходном этапе в целях легализации физических лиц – партнеров включить в перечень самозанятых.

 

 

… и что это даст

  • Фирма, планирующая действовать на рынке в виде СМ, уведомляет налоговый орган, который согласно главе 19 НК как партнер налогоплательщика не только будет контролировать деятельность сбытовой организации, но сопровождать, консультировать его, в том числе его подразделения (филиалы, крупных партнеров). Если же организация не уведомила налоговый орган о начале деятельности СМ, то предлагаем налагать штраф на всю выручку в размере 20 % с уплатой всех налогов.
  • Не будет злоупотреблений со стороны госорганов.
Прочитано: 789 раз(а)

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика