Чтобы в учете не было расхождений, кассовый чек должен достоверно отражать информацию о покупке. Но продавец может ошибиться – лишний раз нажать ноль, указать не тот товар, неверно указать способ оплаты (наличкой или по терминалу). И насколько легко допустить ошибку, настолько же сложно будет ее исправить. Проблему можно решить, внеся дополнения в действующее законодательство.
Чек ККМ приравнивается к счету-фактуре (ст. 47 НК).
Ни в постановлении КМ «О мерах по обеспечению применения онлайн контрольно-кассовых машин и системы виртуальной кассы»
(N 943 от 23.11.2019 г.), ни в других нормативно-правовых актах не предусмотрена процедура исправления ошибок в кассовом чеке. Поэтому и система онлайн-ККМ не дает продавцу такой возможности.
Причем с ККМ с фискальной памятью было не легче: в постановлении КМ «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью
(N 306 от 17.11.2011 г.) процедура исправления ошибок в чеке тоже не прописана. Хотя в мировой практике есть понятие – сторнирование кассового чека. ККМ имеют специальный функционал, а в законодательстве прописаны четкие правила, что должен сделать продавец, если нужно исправить чек. Алгоритм действий предусматривает меры по защите от злоупотреблений в этом вопросе.
Как исправить, если нет четких правил
Продавцы сегодня вынуждены выкручиваться из ситуации, потому что из-за малейшей ошибки в чеке возникают проблемы в учете и могут быть санкции. Например, «подгоняют» действительность под информацию, зафиксированную онлайн-ККМ.
Такой подход связан с нарушением законодательства, потому что продавец либо должен кому-то не выдать чек, либо выдать его с недостоверно указанной информацией.
Второй способ – применить правила, предусмотренные главой 6 Положения о порядке применения системы онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением (прил. N 1 к ПКМ
N 943) – оформить возврат товара. В какой-то степени это позволяет выйти из ситуации, но не решает ее глобально. Ведь по факту никто ничего никому не возвращает.
К тому же при этом варианте продавец сталкивается с большими сложностями. Ему нужно оформить весь пакет «первички», предусмотренный законодательством для оформления возврата товара:
1) накладную в 2 экземплярах. Один экземпляр подшивается к товарному отчету, второй – передается покупателю;
2) на возвращаемую сумму акт о возврате денежных средств (подписывается ответственными лицами и утверждается руководителем предприятия). Кассовые чеки нужно приклеить на лист бумаги и вместе с актом сдать в бухгалтерию;
3) письменное заявление покупателя на возврат денег с указанием Ф. И. О.;
4) расходный кассовый ордер с обязательным указанием Ф. И. О. покупателя;
5) чек ККМ по факту возврата.
Что делать?
Очевидно, нужно как можно скорее внести дополнения в норматив-но-правовые акты и донастроить систему онлайн-ККМ и виртуальных касс. Продавец должен иметь право и возможность исправлять свои ошибки, допущенные при оформлении кассового чека:
- это будет способствовать достоверному отражению в системе информации о совершенных сделках;
- продавцам не нужно будет нарушать законодательство, чтобы избежать расхождений в учете;
- появится возможность корректно исправить любую ошибку.
Все это – важно, потому что не выдать чек становится все сложнее, а покупатель все более заинтересован в том, чтобы в нем была отражена достоверная информация о покупке.
Олег ГАЕВОЙ.