На состоявшемся очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты обсудили некоторые законопроекты.
Во втором чтении были приняты законопроекты:
- «О культурной деятельности и организациях культуры». Он был включен в повестку дня под новым названием. Проект закона концептуально принят в первом чтении как законопроект «О культуре». В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению название было изменено, поскольку оно направлено на определение правового статуса культурной деятельности и организаций культуры.
Законопроектом предусматривается то, что Президентом по представлению Кабинета Министров государственным учреждениям и организациям культуры может быть присвоен статус «Национальный» или «Академический» за достижения в области культуры и искусства;
- «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с введением в уголовный процесс института предварительного слушания по уголовному делу». Законопроектом предусматривается введение института предварительного слушания в уголовных судах с
целью дальнейшего усиления гарантий прав человека в судопроизводстве и реализации принципа спора между сторонами.
Введение института предварительного слушания уголовных дел послужит участию сторон в предварительном слушании на стадии назначения уголовных дел в суд. В настоящее время из-за ограниченного участия сторон на этом этапе судья обязан в индивидуальном порядке решать важные вопросы, которые необходимо решить в этом процессе. Они остаются нерешенными из-за ограниченных знаний судьи, и основной этап заключается в том, что всех участников вызывают на общее судебное заседание, что приводит к потере времени граждан. Проектом закона устраняются такие проблемы. После обсуждения законопроект одобрен депутатами во втором чтении.
В первом чтении утверждены проекты законов:
- «Об утверждении Трудового кодекса Республики Узбекистан». Действующий Трудовой кодекс, принятый в 1995 году, содержит множество отсылочных норм, которые нечетко регулируют все необходимые вопросы. В нем не учтено активное развитие новых форм вовлечения граждан в трудовую деятельность, не созданы достаточные предпосылки для широкого использования гибких режимов работы.
Проектом закона определяются основные направления совершенствования трудового законодательства в контексте осуществляемых в стране реформ общественной и государственной жизни, развития социальной сферы и экономики.
В новой редакции ТК отражены такие нормы, как трудоустройство, индивидуальные трудовые отношения, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, защита трудовых прав работников, рассмотрение трудовых споров.
Документом определяется, что работодателями могут выступать организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, обособленные структурные подразделения организаций, а также физлица.
Проектом новой редакции Кодекса совершенствуются некоторые отношения, связанные с заключением трудового договора. В частности, уточняется возраст, с которого допускается прием на работу, расширяется категория лиц, которым предварительное испытание не устанавливается при приеме на работу. В период проведения мер чрезвычайного положения или карантина в стране или регионе определяются условия внесения изменений в трудовой договор без согласия работника, включая переход на режим гибкого рабочего времени, неполное рабочее время, дистанционную работу;
Ø «Об официальной статистике». Он направлен на выведение работы в этой сфере на новый уровень. Проектом закона регулируется взаимосвязь между системой национальной статистики, производителями официальной статистики, поставщиками административных данных, респондентов и пользователей.
Законопроектом устанавливаются различия между официальными статистическими данными и административными, категории производителей официальной статистики и их профессиональная независимость, определение Государственного комитета по статистике основным производителем и координирующим органом системы официальной статистики страны.