Малый бизнес, оказывающий услуги многоквартирному жилфонду, работает сегодня с большой нагрузкой. Жилищная сфера – это сфера жизнеобеспечения. Все понимают, насколько важно, чтобы она функционировала стабильно, без сбоев. Обслуживающие МКД управляющие компании (УК) – сегодня тоже на передовой, в группе риска. И они, безусловно, тоже герои. Потому что работают для нас, обеспечивают нормальное состояние внутридомовых коммуникаций, порядок на территориях, ликвидируют аварии, обрабатывают подъезды, вывозят мусор, решают много вопросов, чтобы оградить нас от проблем домового хозяйства. С сознанием того, что наши дома – это зона их ответственности, их рубеж, который не могут покинуть. И нам спокойнее от того, что в это время они рядом с нами. Многие УК участвовали в строительстве важного социального объекта – карантинной зоны в Ташкентской области. Это была самоотверженная работа, на пределе сил и возможностей, ради одной общей цели. Огромная благодарность и низкий поклон им за это.
В новой реальности изменились приоритеты в отношении к профессиям. Трудно представить, как бы мы обошлись сегодня без сантехников, электриков, дворников, всех остальных, кто организует бесперебойную работу домового хозяйства.
Пандемия предъявила новые вызовы малому бизнесу в жилищке. Стабильность УК зависит от платежеспособности населения. Уплата взносов на содержание общего имущества практически остановлена. Санитарно-эпидемиологическая работа проводится в усиленном режиме. Нагрузка на УК возросла, как и затраты на выполняемые работы.
Прежде временную нехватку взносов на содержание общего имущества управляющие могли перекрыть из других источников – многие из них одновременно с содержанием МКД развивают другие направления деятельности. Сейчас эти компоненты практически заморожены. Для УК это серьезные риски. Для защиты бизнеса от негативного воздействия пандемии в стране были приняты антикризисные меры по его поддержке.
Сейчас очень ярко проявляется социальная ответственность бизнеса, который в жилищной сфере в большей степени, чем в какой-либо другой, ориентирован на человека. Часть затратных работ УК берут на себя, выполняя их без оплаты, в качестве благотворительной помощи либо в долг, оказывают социальную поддержку жителям.
Новая реальность способствовала интенсивному развитию IT в жилищной сфере.
Многие УК открыли на платформе Телеграм группы, чтобы постоянно быть с жильцами на связи. Сейчас в рейтингах наиболее востребованных профессий – жилищники. Они останутся востребованными и когда страна вернется к прежней жизни. По мнению экспертов, возрастут требования к их профессиональному уровню. Учитывая это, Ассоциация организаций профессиональных управляющих и обслуживающих жилищный фонд Узбекистана объединила жилищников в группе uz.professional boshqaruvchi tashkilotlar в канале Телеграм. Это сообщество для обмена мнениями, опытом, информацией, повышения профессионального уровня. Ассоциация не сидит сложа руки и приступает к реализации приоритетных направлений для ЖКХ. Это подготовка управляющих жилой недвижимостью на базе профессиональных колледжей и разработка профессиональных стандартов и стандартов управления для жилищной сферы. Эта работа осуществляется в рамках проекта Promhouse, в который будут вовлечены жилищники. Жизнь продолжается!
Как работают управляющие компании в период карантина, рассказывают их руководители.
Время испытывает нас на прочность
Гульнора Атаджанова,
директор УК «Мумтоз Сервис», г. Ташкент:
«Сложившаяся ситуация внесла коррективы в нашу работу. УК обслуживает 89 многоэтажек на территории 5 махаллей Юнусабадского района столицы. Это более 5 тысяч квартир. Компания участвовала в эксперименте по профессиональному управлению МКД, проходившем на Юнусабаде. Поэтому у нас такое количество домов.
В штате УК 32 человека. Женщины с детьми – в оплачиваемом трудовом отпуске, остальные работают с удвоенной силой. Объем работ не снизился, наоборот, возрос. Жители находятся дома. Это нагрузки на внутридомовые сети.
Большое внимание уделяем противовирусным мероприятиям. Усилили работу по санобработке объектов общего имущества. Прежде 2 раза в год проводили дезинфекцию подвалов. Сейчас упор делается на подъезды, входные двери, лифты, территорию. Выполняем эту работу по графику. Будем продолжать до нормализации эпидемиологической обстановки.
Обработка 4-подъездного 4-этажного дома по расценкам СЭС обходится в порядка 1 млн 200 тыс. сум. Своими силами за эти деньги дезинфицируем 6 домов. Препараты для обработки покупаем сами, аппараты для их распыления у нас свои. При содействии начальника округа для дезинфекции территории привлекали спецтранспорт СЭС. Жители не могут сейчас оплачивать услуги по санобработке. Поэтому затраты на нее пока покрывает УК.
10 работников нашей компании участвовали в создании карантинной зоны в Ташкентской области. Это была очень ответственная, напряженная и самоотверженная работа. День и ночь, без сна и отдыха люди старались как можно скорее ввести объект в строй, понимая его значимость для народа.
Немного изменилась работа нашей диспетчерской службы. Она принимает заявки не только о каких-то неполадках, но и от тех, кому нужна помощь: продукты, хлеб, лекарства. Кого-то надо просто подбодрить, доброе слово сказать. Время сегодня тяжелое, испытывает нас на прочность. Без взаимопомощи никак».
Главное – преодолеть испытания
Кахрамон Рахимов,
директор УК ООО «Хоразм Газ Пайвандчилар», г. Ургенч:
«УК сконцентрировалась на трех направлениях. Это вывоз твердых бытовых отходов и смета, санитарная обработка подъездов, уборка территории. Что касается текущего обслуживания – все идет своим чередом. 46 домов, что под началом компании, отремонтированы. Аварийных ситуаций нет. Работаем в полном составе, без выходных. Не время сейчас расслабляться. Заботимся о здоровье, безопасности и благополучии жителей.
Сегодня все УК делают упор на дезинфекцию подъездов, детских площадок, территорий вокруг домов. Это требование времени, жизненная необходимость, защита жителей. Обработка проводится каждый день. Аппараты для дезинфекции у нас есть, реагенты иногда получаем в городской СЭС, иногда покупаем сами. По сути, затраты на ее проведение ложатся на плечи жителей. Но проблема в том, что они выплачивают кредиты, у них нет свободных средств. Поэтому решили, что эту работу выполняем для жителей бесплатно, как помощь в это непростое время.
Конечно, объемы УК сократились. В основном они формировались за счет подрядных работ, производственного подразделения – цеха металлоизделий. Мы занимаемся также вывозом ТБО. Что поделаешь, сейчас главное – всем вместе выдержать испытание. Потом будем восстанавливать наш общий дом. Хочу сказать жителям, что мы стараемся для них. Надеемся на ответную поддержку и понимание. Просим не забывать вносить взносы, чтобы мы и дальше могли работать для их блага».
Горжусь своей командой
Анвар Абдуллаев,
директор УК «Sergeli-choshtepa professional boshqaruv kompaniyasi», г. Ташкент:
«В начале карантина я предложил своим сотрудникам: «Если хотите, можете оставаться дома». Ведь у каждого семья. А работа жилищников – это риск. Сказал, как-нибудь справимся вдвоем с заместителем. Но на следующий день все 35 человек вышли на работу, потому что понимают, как важно в эти тяжелые дни оставаться рядом с жителями. Если вдруг какие-то неполадки – мы здесь, рядом, оперативно решим все вопросы. И я очень горжусь своей командой.
Поддерживаем работу общедомовых коммуникаций, лифтов, порядок на придомовых территориях. Жители находятся дома, смотрят на мир из окон своих квартир. Видят, что двор в порядке, все убрано-вычищено, газоны пострижены. Некоторые даже удивляются: «Зачем вы так стараетесь? Мы же сидим дома, практически не выходим». Это наша работа, которую выполняем с еще большим старанием, чем прежде. Делаем это, чтобы люди видели – жизнь продолжается! Что все пройдет, и мы скоро вернемся к прежней жизни. Людям нужны положительные эмоции.
Работы стало больше. Каждое утро начинается с дезинфекции подъездов, лифтов, территории, детских площадок, чердаков. Дезинфицирующее средство покупаем сами. А к обработке привлекаем работников СЭС. Эта работа в таком объеме не была предусмотрена сметой, и мы проводим ее бесплатно. Надо поддерживать друг друга, быть человечными и милосердными, так скорее преодолеем испытания. В наших домах много социально незащищенных жителей, которым помогаем чем можем.
УК обслуживает 46 многоэтажек, в основном новостройки. Управлять ими сложнее, чем вторичным жилфондом, потому что это современные конструкции, материалы, оборудование. В процессе эксплуатации могут проявиться недоработки застройщика. Бывает, не зная этих нюансов, их ассоциируют с работой управляющих. Поэтому как никогда для спокойствия жителей мы должны быть рядом».
Мы работаем для вас
Мохира Нуралиева,
директор УК «Мохи-Нур Коммунал», г. Ташкент:
«Чтобы оставаться на связи с жильцами, я открыла группу «Мохи-Нур Коммунал» в Телеграм. Отправляем туда фото и видео всех работ, выполненных УК в период карантина. Собрания устраивать сейчас невозможно, а в группе идет отчет о ежедневной работе. Разъясняем необходимость оплаты жилищно-коммунальных услуг, размещаем другую информацию.
Серьезных аварийных ситуаций в это время не было. Больше всего жилищников «достали» подпоры (засорение канализации), когда жители бросали в канализацию использованные медицинские маски и даже резиновые перчатки. Мы сразу написали об этом в группе, объяснили жильцам, что сейчас сложная ситуация, просим уважать труд сантехников и соблюдать санитарно-гигиенические требования. Подействовало.
У нас на 26 домов 7 дворников. Прежде они подметали территорию 2–3 раза в неделю. Сейчас им тяжело добираться на работу – живут далеко. Решили убирать территорию раз в неделю по графику – люди сидят дома, никто не мусорит.
Недавно приходит житель платить взносы. Говорит: вы ничего не делаете, карантин, за что платить. Я открыла Телеграм, показываю фото: «Вот ваш дом, вот дата, когда дворник последний раз подметал вашу территорию. Вот когда вывозили мусор. Вот дезинфекция. А это, что сделано в целом за счет кредитов: крыша, фасад, подъезды, рамы «Акфа», подвалы и т. д. Остались только шахты. Из 26 домов в 6 шахты уже отремонтировали. Остальные на очереди. Размер взноса в этом году не поднимали, хотя денег на выполнение работ не хватает». Житель посмотрел-послушал и говорит: «Теперь все ясно. Спасибо».
Много лет пользуемся услугами ЧНПП «Намуна-Диёр». Заказали им дезинфекцию подъездов. А детские площадки они обработали бесплатно в качестве благотворительной помощи. Потом поговорили с жильцами, решили, что дальше будем проводить обработку подъездов сами.
Дезинфекция утверждена сметой, но затраты на нее, как и на некоторые другие работы, оказались выше утвержденных. Оказываем их в долг из-за отсутствия у ТЧСЖ средств. Жителей просим по возможности вносить взносы хотя бы пока кто сколько сможет. Мы тоже принимали участие в создании карантинной зоны в Уртачирчикском районе Ташобласти. Очень гордимся, что внесли вклад в создание жизненно важного для страны объекта».
Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.