Norma.uz

Камеральная проверка. Тонкости, которые нужно знать

 

В новом Налоговом кодексе камеральный контроль преобразован в камеральную проверку (ст. 138 НК). Механизм контроля был фактически скрыт от налогоплательщика, процедура проверки же более открыта. Важные нюансы проведения камеральной проверки разъясняет адвокат, эксперт ООО «Norma» по юридическим вопросам Элеонора МАЗУРОВА.

 

При камеральной проверке:

♦ сведения из представленных в налоговый орган отчетов вводятся в автоматизированную информационную систему. Происходит автоматизированный арифметический контроль всех налоговых отчетов;

♦ инспекторы ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых отчетов. Дальнейшая проверка, включающая в себя определенные мероприятия налогового контроля, осуществляется уже отделом камеральных проверок (ч. 4 ст. 138 НК).

Также в ходе камеральной проверки проводится сравнительный анализ показателей:

♦ вашего отчета с показателями ваших же отчетов за предыдущий отчетный период;

♦ проверяемой налоговой отчетности с показателями отчетов по другим видам налогов и бухгалтерской отчетности;

♦ налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации;

♦ отчетов и другой бухгалтерской отчетности с показателями по аналогичным налогоплательщикам и со среднеотраслевыми показателями.

При проведении камеральной проверки налоговые органы могут:

♦ направлять запросы в банк о наличии в нем счетов, депозитов и об остатках денежных средств на счетах (ч. 3 ст. 134 НК);

♦ проводить допрос свидетеля (ч. 19 ст. 158 НК);

♦ осматривать территории, помещения, документы и предметы проверяемого (ст. 145 НК);

♦ проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

♦ истребовать документы у проверяемого лица (ст. 146 НК);

♦ истребовать документы (информацию) у иных лиц (связанных с проверяемым) (ст. 147 НК);

♦ проводить экспертизу (ч. 19 ст. 158, ст. 150 НК);

♦ привлекать специалиста (ст. 151 НК);

♦ привлекать переводчика (ст. 152 НК);

♦ компетентный орган Республики Узбекистан вправе направлять запросы в компетентные органы иностранных государств (ч. 12 ст. 6 НК).

 

 

Представление пояснений и документов

 

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, несоответствия или нестыковки данных, то об этом сообщают налогоплательщику с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения или внести надлежащие исправления (ч. 9 ст. 138 НК).

Налоговые органы также могут потребовать у налогоплательщика дать пояснения еще в 2 случаях:

♦ при проверке уточненной налоговой отчетнос­ти, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленным налоговым отчетом;

♦ при проверке налоговой отчетности, в которой заявлена сумма убытка, полученного в соответствующем отчетном периоде.

Налоговики вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на них.

У плательщиков НДС могут быть истребованы до­кументы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. А при выявлении противоречий в налоговой отчетности по НДС и в других представленных документах – счетах-фактурах, первичных и иных документах, относящихся к указанным операциям (ч. 16 ст. 138 НК).

 

 

Если запрашивают документы по телефону

 

На практике нередко возникает ситуация, когда инспектор задает вопросы, касающиеся налоговой отчетности, по телефону или просит принести какие-либо документы в рамках камеральной проверки. Как реа­гировать на такие звонки? В данном случае нужно исходить из следующего:

♦ согласно действующему законодательству налогоплательщик должен быть проинформирован о необходимости дачи пояснений в ходе камеральной налоговой проверки только в письменной форме;

♦ зачастую у налоговиков возникают небольшие вопросы по отчетам, по которым нет смысла направлять официальное требование о представлении пояснений. Поэтому они считают, что их можно решить, задав вопросы по телефону.

 

Какую тактику в общении с налоговиками выбрать, решает сам бухгалтер исходя из конкретных обстоятельств.

Ранее камеральный контроль:

 

Теперь камеральная проверка:

 

♦ не позволял налоговому органу вмешиваться в деятельность предприятия. При обнаружении нарушений налогоплательщику направляли требование с указанием, что нарушено и как это устранить;

♦ проводился на всех предприятиях

в автономном режиме без вынесения приказа;

♦ инспекторы не имели права запрашивать документы и посещать территорию налогоплательщика;

♦ срок проведения не был ограничен;

♦ ответ на требование представлял сам налогоплательщик;

♦ в случае непредставления ответа приостанавливались операции по счетам

♦ проводится не у всех, а только

у предприятий с высоким и средним риском налоговых нарушений;

♦ для проведения нужен приказ;

♦ инспекторы вправе запрашивать учетные документы;

♦ ограничена сроком – не более 30 дней;

♦ отвечать на требование может не только налогоплательщик, но и налоговый консультант;

♦ при непредставлении в установленный срок ответа на требование приостанавливаются операции по счетам, но может быть назначен налоговый аудит.

По итогам камеральной проверки финансовые санкции не применяются, но может начисляться пеня (ст. 138 НК)

 

Камеральная проверка по возмещению НДС

 

Отдельный контроль по НДС не был предусмотрен

 

Проверка по возмещению НДС проводится без приказа в течение 60 дней со дня подачи заявления на возврат суммы налога.

По итогам проверки требование о внесении исправлений в налоговую отчетность

не выписывается. Налоговый орган выносит решение о возмещении суммы либо об отказе в возмещении

 

Что изменилось в оформлении результатов камеральной проверки

Было при камеральном контроле

 

Стало при камеральной проверке

 

Выявленные нарушения отражались

в требованиях. Требование направлялось через персональный кабинет или нарочно.

Если требование оставалось без ответа и не была сдана уточненная отчетность, то налоговый орган обращался с исковым заявлением в суд с требованием взыскать либо доначислить налоги

По итогам проверки выявленные расхождения

и ошибки в налоговой отчетности отражаются

в требовании. Но теперь в качестве ответа можно представить заключение налоговых консультантов.

Если налоговый орган:

♦ соглашается с обоснованием в ответе, то он направляет уведомление об отмене требования;

♦ частично соглашается с обоснованием в ответе, то направляет уточненное требование о внесении исправлений в налоговую отчетность;

♦ не получил ответа или признал его недостаточным, то выносится решение о проведении налогового аудита (ст. 138 НК)

 

 

Прочитано: 456 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика