Norma.uz
Газета Норма / 2020 год / № 11 / Налогоплательщику на заметку

Не нарушают ли прав налогоплательщиков обеспечительные меры

 

С введением новой редакции Налогового кодекса налоговые органы, обнаружив при проверке нарушения, могут применить обеспечительные меры (ст. 161 НК). Такое право у них появилось впервые. Сама же процедура направлена на то, чтобы гарантировать исполнение принятого решения.

 

Ни для кого не секрет, что раньше, пока решение принималось и вступало в законную силу, недобросовестный налогоплательщик успевал «обанкротить» свое предприятие и скрыться. В результате – решение принято, а исполнить его нет физической возможности.

Установлено 2 вида обеспечительных мер:

♦ запрет на отчуждение или передачу в залог имущества без согласия налогового органа;

♦ приостановление операций по счетам в банке (ч. 6 ст. 161 НК).

Но это не означает, что при обнаружении налогового правонарушения обязательно будут приняты обес­печительные меры. Налоговый орган прекрасно понимает: если налогоплательщик обжалует принятые обеспечительные меры, ему придется доказывать вышестоящему налоговому органу или суду, что при неприменении таких мер будет невозможно взыскать в бюджет недоимки, пеню или штраф. Заставит ли это налоговый орган быть более осмотрительным, – покажет практика.

Что может подтолкнуть налоговый орган к принятию обеспечительных мер:

♦ непогашение задолженности по ранее возникшим налоговым обязательствам;

♦ участие в схемах уклонения от уплаты налогов;

♦ нехарактерное резкое увеличение краткосрочных обязательств (задолженность по банковским зай­мам (на срок до 12 месяцев), кредиторская задолженность, долги перед учредителями по выплате дивидендов и т. д.);

♦ массовый вывод активов;

♦ фактическое отсутствие налогоплательщика по зарегистрированному адресу;

♦ деление бизнеса с использованием взаимозависимых организаций;

♦ миграция налогоплательщика в другой ре­гион;

♦ применение налоговых вычетов по документам, оформленным от имени сомнительных контр­агентов;

♦ значительный размер доначисленных налогов, пеней и штрафов;

♦ уменьшение стоимости основных средств;

♦ увеличение кредиторской задолженности;

♦ заметное ухудшение динамики финансового состояния налогоплательщика.

Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до уплаты начисленных сумм в бюджет либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом (ч. 3 ст. 161 НК).

Фактически обеспечительные меры, накладывая определенные ограничения на право распоряжаться имуществом, не ограничивают права налогоплательщика использовать это имущество. И, являясь временной мерой, не препятствуют его основной деятельности.

 

Введение обеспечительных мер в налоговое законодательство

Было

 

Стало

 

Обеспечительные меры не были предусмотрены,

но, по своей сути, это понятие

не новое. Экономический процессуальный

и Гражданский процессуальный кодексы предусматривали аналогичные меры по обеспечению исковых требований.

Это:

♦ арест имущества;

♦ арест денежных средств;

♦ запрет совершать определенные действия или выполнять обязательства;

♦ возложение обязанности совершить определенные действия.

Список мер не является исчерпывающим, судом также могут быть приняты и иные меры по обеспечению иска одновременно (ст. 94 ЭК; ст. 106 ГПК)

В НК вводится понятие «обеспечительные меры». Теперь налоговый орган вправе принять меры, которые гарантируют, что решение по результатам налоговой проверки будет исполнено.

Обеспечительные меры принимаются, если у налогового органа есть основания полагать, что без них взыскание налоговой задолженности будет затруднено или невозможно.

К обеспечительным мерам относятся:

♦ запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа;

♦ приостановление операций по счетам в банке.

Если другими кодексами не оговорена очередность при запрете

на отчуждение (передачу в залог), то НК ее предусматривает:

1) недвижимое имущество, в том числе не участвующая в производстве продукция;

2) транспортные средства, ценные бумаги, предметы дизайна служебных помещений;

3) иное имущество, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

4) готовая продукция, сырье и материалы.

Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если стоимость имущества предыдущей группы не покрывает суммы налоговой задолженности.

Приостановление операций по счетам в порядке обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества.

По просьбе налогоплательщика обеспечительная мера может быть заменена на:

♦ банковскую гарантию, подтверждающую согласие банка уплатить указанную в решении сумму;

♦ залог ценных бумаг или иного имущества;

♦ поручительство третьего лица.

Список обеспечительных мер в НК исчерпывающий и не может быть дополнен (ст. 161 НК)

 

 

Прочитано: 788 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика