Norma.uz
Газета Норма / 2019 год / № 31 / Дом, в котором мы живем

Придомовой участок в новостройке: кому платить земельный налог?

 

В Узбекистане юридические и физические лица могут иметь земельные участки на праве собственности, владения и пользования (ст. 17 ЗК).

 

Статья 10 Земельного кодекса дает определение:

«Земельный участок – часть земельного фонда, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре.

Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится в натуру (на местность). Площадь земельного участка определяется после выноса границы в натуру (на местность).

Земельный участок может быть делимым и неделимым.

Делимым является земельный участок, который без изменения своего основного целевого назначения и без нарушения противопожарных, санитарных, экологических, градостроительных и иных обязательных норм и правил может быть разделен на части, каждая из которых после раздела может образовать самостоятельный земельный участок.

Неделимым является земельный участок, который по своему целевому назначению не может быть разделен на самостоятельные земельные участки».

 

Статья 31 Земельного кодекса определяет:

«Право юридических и физических лиц на земельные участки возникает после установления границ на местности, составления планов и описаний земельных участков и государственной регистрации права на земельные участки».

 

Согласно статье 23 Земельного кодекса:

«Приступать к владению и пользованию предоставленным (реализованным) земельным участком до установления границ этого участка в натуре (на местности) органами Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается».

 

Это означает, что застройщик еще до начала любых действий должен иметь названный документ, на основании которого будет решаться дальнейшая судьба земельного участка при продаже квартир в построенном на нем многоквартирном доме. Какова же она?

 

Ответ дает статья 22 Земельного кодекса:

«При переходе права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления на часть предприятия, здания, сооружения или иной недвижимости новому собственнику или владельцу иных вещных прав переходит право владения и постоянного пользования частью земельного участка в размере, пропорциональном доле предприятия, здания, сооружения или иной недвижимости, а в случаях невозможности такого разграничения земельного участка, а также в случае спора по вопросам, предусмотренным частью третьей настоящей статьи, его раздел производится органами Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, который утверждается решением хокима района, города с последующей государственной регистрацией права владения и постоянного пользования земельным участком и выдачей соответствующих свидетельств о государственной регистрации».

 

Иными словами, каждый собственник квартиры получает право на часть земельного участка пропорционально доле площади квартиры в общей площади дома (неделимого, заметим, участка). После этого переход права иному лицу может быть осуществлен либо отказом самого собственника от землепользования (право отказа от землепользования установлено ст. 36 ЗК), либо соответствующим решением хокимията об изъятии участка (части его) и передаче его иному лицу. Просто так, «автоматически», это право не может перейти ни к ТЧСЖ, ни к управляющей компании или управляющему физическому лицу. Этим отличается положение дел с новостройками от «вторичного» жилья, где собственникам квартир принадлежит только земля под домом, а придомовые участки могут выделяться собственникам квартир, ТЧСЖ либо управляющему лицу из части земли общего пользования отдельными решениями хокимиятов.

 

Рассмотрим теперь плату за землепользование.

 

Статья 28 Земельного кодекса гласит:

«В Республике Узбекистан использование земель является платным.

Юридические и физические лица, имеющие во владении и пользовании и в собственности земельные участки, производят плату за землю. Плата за землю взимается в форме ежегодного земельного налога, размеры которого определяются в зависимости от качества, местоположения и водообеспеченности земельного участка».

 

Плательщиками земельного налога согласно Налоговому кодексу являются юридические (ст. 279 НК) и физические (ст. 287 НК) лица. Объектами налогообложения являются земельные участки (ст. ст. 280, 288 НК). Земельные участки предоставляются в собственность, владение или пользование.

 

Согласно статье 279 Налогового кодекса от уплаты земельного налога освобождены некоммерческие организации:

«Негосударственная некоммерческая организация – самоуправляемая организация, созданная на добровольной основе физическими и (или) юридическими лицами, не преследующая извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученные доходы (прибыль) между ее участниками (членами)» (ст. 2 З-на «О негосударственных некоммерческих организациях»).

 

Отсюда вытекает, что ТЧСЖ является ННО и земельный налог на выделяемый ей в пользование придомовой участок оно не уплачивает. Но если участок будет принадлежать собственникам квартир в доме или управляющему лицу, являющемуся коммерческим, то налог им платить придется.

Здесь кроется своего рода «ловушка» для покупателя квартиры в новостройке. Как мы рассмотрели выше, купив у застройщика жилье в новом доме, он сразу же в силу закона становится правообладателем части земельного участка, который был выделен застройщику (кстати, то же самое относится и к приобретателям нежилых помещений). Собственнику придется платить земельный налог, и выход – только в отказе от землепользования.

Как видим, законодательство, с одной стороны, четко регулирует земельные и налоговые отношения, а с другой – создает много проблем из-за того, что отстает от перемен.

В самом деле, вряд ли какой собственник помещений захочет платить более чем весомый налог за землю, пользоваться которой будет множество других лиц, да и справедливо ли будет платить его. Управляющее лицо либо руками и ногами будет отбиваться от права пользования придомовым участком (пользователями-то будет не оно, а иные лица!) и платить налог, либо вынуждено будет повысить плату за свои услуги так, что собственники домов не захотят иметь с ним дело. К тому же соответствующие законодательству необходимые процедуры оформления перехода прав породят неисчислимые споры и волокиту.

Видимо, самый приемлемый вариант решения – законодательно установить, что пользование придомовым участком осуществляется безвозмездно, без уплаты земельного налога независимо от того, на кого будет оформлено право землепользования. Если в крупных жилых комплексах земельные участки огорожены, то в большинстве новостроек участок де-факто остается землей общего пользования. И там не поставишь охранника возле каждой детской площадки, вручив ему список детей, имеющих право играть на ней.

 

Валерий Стаховский.

 

Прочитано: 131 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 71) 200-00-90. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2018 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика