Norma.uz
Газета Норма / 2019 год / № 26 / Дом, в котором мы живем

Вынужден парковаться во дворе, хотя и против

 

ГУВД проводит опрос жителей столицы о запрете стоянок во дворах жилых домов.

 

Парковка автомобилей во дворах жилых массивов настолько всех достала, что ГУВД Ташкента на своем официальном сайте https://iibb.uz/ru/news/avto-vo-dvorah-zhilyh-domov-kto-za-kto-protiv инициировало опрос жителей: кто за запрет заезда и парковки машин во дворах жилых домов? Его результаты необходимы для выработки предложений, направленных на повышение мер дорожной безопасности, в том числе во дворах жилых домов и на внутриквартальных улицах.

Вместо ожидаемых «за» и «против» социальные сети раскалились от развернувшейся полемики на эту тему. Опрос перерос в обсуждение с анализом ситуации, предложениями, вопросами «кто виноват?» и ответами «что делать?». В чем проблема? Городские влас­ти столицы в массовом порядке демонтировали гаражи, пообещав автовладельцам построить на их мес­те современные и многоуровневые парковки. Обещания свои не выполнили. Земельные участки под разрушенными гаражами спешно застроили новостройками, кафе, гузарами, торгово-развлекательными центрами и т. п., еще более обострив проблему. Ряды владельцев демонтированных гаражей стремительными темпами стали пополняться собственниками квартир, заселяющими новостройки. Плюс за счет персонала и посетителей торгово-развлекательной инфраструктуры. А продуманной политики цивилизованного паркинга у городской администрации нет.

Куда ставить гражданам свои авто? Имеющихся парковок в столице хронически не хватает. Вот и ставят машины кто во что горазд: в два ряда вдоль дорог, где нет запретительных знаков, да во дворы многоквартирных жилых домов (МКД), под окна соседям. Хотя Кодекс об административной ответственности, Правила дорожного движения (прил. N 1 к ПКМ N 370 от 24.12.2015 г.), КМК 2.07.01-94 содержат ряд регулирующих норм. Но вопрос с парковками практически вышел из-под конт­роля. Это похоже на игру без правил. Существующие правила не вписываются в реальность, в которой мы оказались. Чтобы они заработали, эту реальность надо изменить. Нужны продуманные, взвешенные решения и действия городских властей по созданию современных парковок.

Во многих микрорайонах столицы проблема привела к парковочному коллапсу – придомовые территории трещат по швам от авто. Что такое машина под окнами дома, объяснять не надо. Во-первых, угроза безопасности. Во дворах, забитых машинами, есть случаи наезда на детей и взрослых. Детям негде играть. Водители не соблюдают скоростной режим, оставляют машины где попало, перекрывая подъезд к домам спецтранспорту (скорой, пожарной, аварийных служб). Круглосуточно шум, музыка, сигнализация, рев мотора, мойка машин, загазованность. На долю автотранспорта приходится 75 % загрязнения воздуха. И все это «удовольствие» под окнами дома.

 

Жильцам – дворы,  машинам – парковки

Для мегаполиса, население которого перевалило за 2,5 млн, вопрос очень серьезный. Поэтому в рамках опроса подавляющая часть автовладельцев и «бесколесных» граждан выступают единым фронтом. Они высказываются за запрет парковок во дворах МКД, но при наличии альтернативы. Вполне резонно считают, что прежде надо обеспечить город обещанными парковками и лишь потом включать запреты и санкции к нарушителям, заполонившим дворы.

 

«Ну запретят ставить автомобили во дворах,– пишут граждане. – Один, два, три раза оштрафуют, отберут права. Что дальше? Подход властей – запретить, не предлагая решения проблемы».

 

Число автомобилей в столице стремительно растет. По данным УБДД ГУВД г. Ташкента, в 2015 году было зарегистрировано 392 526 транспортных средств. Из года в год эта цифра увеличивалась в среднем на 10–30 тыс. К концу мая 2019 года она достигла 494 403 единицы автотранспорта. 80 % (376 790) – автомобили, принадлежащие физическим лицам.

На сайте ГУВД говорится, что, покупая автомобиль, мало кто задумывается, где его хранить. Для проживающих в частном доме эта проблема неактуальна. А жители многоквартирных домов считают, что позаботиться об их движимом личном имуществе обязано государство. Это ошибочная позиция, отмечается на сайте управления. Граждане должны заблаговременно решить, где оставлять свой автомобиль. У многих семей сегодня по 2, а то и по 3 машины. Возле каждого многоэтажного дома сделать стоянку нереально, отмечается в информации ГУВД. Строительство одной многоэтажной стоянки обойдется госбюджету от 3 млрд сум. и выше, в зависимости от количества автомобилей. Где их строить? Во дворах многоквартирных домов?

Участники опроса восприняли этот момент довольно болезненно. Ведь парковки – это часть социальной политики, комфортной городской среды, которая является заботой городских властей. Парковочные зоны должны вписываться в генплан с учетом особенностей городского пространства. Здесь должны быть продуманные технические решения, если парковки платные – гибкие цены и льготы.

 

«При сносе гаражей, – пишут в социальных сетях автовладельцы, – нам обещали построить современные парковки. Теперь возникает вопрос: где взять на это деньги и где их строить. Тогда зачем надо было их ломать, если городская власть не выполняет своих обещаний. Не лучше ли было вначале построить, а потом сносить?».

 

Парковки как самозахват территории

За рубежом спокойно относятся к тому, что подъ­ехать прямо к офису или дому нет возможности, говорится в сообщении ГУВД. Люди оставляют автомобиль на специально отведенной стоянке и добираются до места либо пешком, либо на общественном транспорте. Подобные охраняемые стоянки есть и у нас в столице. Недовольство граждан вызывает отдаленность их от места работы или дома. Поэтому они ставят свои авто во дворах.

Но имеющиеся парковки не могут обеспечить всех желающих, возражают автовладельцы.

 

«Постройте их на каждом квартале, пусть это будут платные, уйдем из дворов. В 10 км от дома нет ни одной парковки – ни платной, ни бесплатной. Все разломали».

«Представители ГУВД утверждают, что парковок в городе достаточно. Если убрать автомобили из дворов, станет ясно, что парковок катастрофически не хватает. Управление могло бы представить статистику: сколько парковочных мест имеется в столице и какова реальная потребность в них».

 

А между тем еще немного и у нас могут разразиться парковочные войны. «Во дворах паркуются граждане, не проживающие в наших домах. Не пускать их!!!» – пишут граждане. Это, конечно, не решение вопроса. Многим автовладельцам не хватает культуры и уважения к соседям, чтобы припаркованная машина не мешала другим. Некоторые не хотят оплачивать парковку, которая рядом с домом, когда машину можно бесплатно ставить под окна. Кто-то сдает свой гараж в аренду, а сам ставит авто у своего подъезда. Конечно, в таких случаях под окнами будет настоящий автопарк.

При этом мало кто задумывается, что парковки во дворах МКД – это самовольный захват территории. Земля у нас принадлежит государству. Если земельный участок передан в пользование ТЧСЖ и оформлен кадастровыми документами, тогда его содержание оплачивают все собственники, проживающие в жилом доме, то есть и «бесколесные соседи», которые страдают от засилья авто во дворах. А между тем плата за парковку на общественной или государственной земле – это нормальная практика в европейских странах, статья дохода муниципалитетов и защита жильцов, дворов, экологии, зеленых зон от вторжения автовладельцев.

 

Давайте запретим автопром

Во время обсуждения пользователи соцсетей как нельзя лучше обозначили причину и последствия проб­лемы с парковками во дворах МКД. Приводим некоторые из них. Тут, как говорится, без комментариев.

 

«Были гаражи на массиве Карасу-2. Пришли товарищи из хокимията, в 3-дневный срок заставили их освободить. Взамен обещали построить стоянку. Гаражи снесли, землю продали, на этом месте построили частную школу. Прошел год. Детей на обучение не набрали, школа так и стоит. На Карасу-3 было более 100 гаражей. Тоже сломали, построили бассейн. На Навруз приехал хоким торжественно открывать его. Но оказалось, что нет средств на его содержание. Бассейн закрыли. В итоге ни гаражей, ни стоянок, ни частной школы, ни бассейна. Все машины во дворах. О чем думали господа из хокимията, когда ломали гаражи и продавали участки под ними? Сейчас во дворах полное безобразие. Проблема создана из-за непродуманных, спонтанных, незаконных решений хокимов. Так, может, пусть они и отвечают?».

 

«На квартале Ц-15 была огромная открытая стоянка. Кому-то приглянулась земля. Стоянку ликвидировали, землю отдали под новострой. На планшете все было нормально: высотки, рядом парковка. Реально же построили одни многоэтажки».

 

«Массив «Феруза». Снесли платные гаражи, скорее всего, будет новостройка. Я обеими руками за платные парковки, но ведь их мало. Ближайшая от меня – напротив Главпочтамта, почти в 10 км. Нельзя принимать однобокие решения. Такие проблемы надо решать комплексно. Я бы не покупал машину, если мог нормально уехать на работу на общественном транспорте. Если решать вопрос запретами, может, запретить и производство, и ввоз, и продажу автомобилей, да и вообще автопром. Не надо доводить все до абсурда».

 

«Покупая авто, я сразу договорилась о парковке в стороне от жилых кварталов, на платной, охраняемой стоянке. Платились налоги, машины стояли под навесами, территория убиралась. Все было замечательно, пока хокимияту не пришла идея снести стоянку и построить очередной торгово-развлекательный центр (через забор от кладбища). Обращения во все инстанции оказались абсолютно безрезультатными. Автовладельцев в принудительном порядке обязали убрать свои авто. Где их ставить, никого не волнует. Я бы рада ставить машину на платную стоянку, но те, что имеются, переполнены».

 

«Вынужден парковаться во дворе, хотя против этого. В районе снесли 3 платные стоянки, несмот­ря на то что они находились вне жилой зоны, рядом с бетонкой. Сейчас на этом месте мусорная свалка. Почему городские власти создают проблемы, которые отказываются решать?».

 

Что делать?

Не изобретать велосипед. Во всем мире для этого строят парковки, вводят ограничения на использование автомобилей, жесткие меры против нарушителей установленного порядка парковок. Здесь должна быть продуманная политика городских властей. Иначе автомобили поглотят город.

В Европе поощряют тех, кто пересаживается на общественный либо экологичный вид транспорта – элект­ромобили, велосипеды. Конечно, при этом общественный транспорт должен работать как часы. Разгрузить дворы можно с помощью каршеринга (прокат авто на короткий период времени). На Западе при его использовании многие отказываются от собственного авто. Для каршеринга предусмотрены бесплатные парковки, с которыми нет проблем. У европейцев стоит по­учиться гибкой тарифной политике для паркингов. Бесплатные места на них получают инвалиды и владельцы электромобилей. В выходные и праздники в некоторых странах плата за парковку не взимается, как и при краткосрочной стоянке на 2–3 часа. В каждом квартале есть общественные парковки. Оплата зависит от зоны, места и времени. Используются льготные або­нементы. Дворы освобождены от авто. В микрорайонах предпочитают строить многоуровневые либо подземные парковки. Жилая недвижимость приобретается с парковочным местом.

Предложения наших граждан установить во дворах знаки ограничения скорости, «лежачих полицейских», камеры, радары, шлагбаумы, не пускать чужих и прочее проблему не решат. Автопарк надо убирать из дворов, создав для этого парковочную инфраструктуру. Авто­владельцы выступают за строительство объектов с подземной либо многоуровневой парковкой.

 

«А пока надо остановить снос гаражей, которые частично решают вопрос парковки во дворах. Ведь взамен ничего не предлагается. К тому же ударно работает автопром. Количество машин в столице растет. Городские власти должны думать на опережение проблемы, а не перекладывать решение на плечи граждан».

 

Тематический выпуск ведет Ирина Гребенюк, наш спецкор.

 

Прочитано: 9375 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика