Norma.uz
Газета Норма / 2015 год / № 50 / Дом, в котором мы живем

Хозяева, принимайте имущество!

 

Подземный коллектор, расположенный под четырьмя 18-этажками на площади Хамида Алимджана, наконец обрел своих хозяев в лице коммунальных служб. Этот огромный тоннель протянулся на 140 метров вдоль высоток, в нем находятся все инженерные коммуникации на входе в многоэтажки: трубопроводы холодного и горячего водоснабжения, высоковольтные кабели, телефонные сети. Помещение соединено с насосной станцией УП ПО «Тошиссиккуввати», подающей горячую воду и отопление в дома. Этот объект, требующий постоянного надзора, как ни странно, более 30 лет находился без должного технического обслуживания и контроля, потому что не состоял на балансе коммунальных служб. В результате – дышащие на ладан трубы, аварии, проблемы с подачей воды и отопления, угроза безопасности жителей. Не мудрено, что при такой бесхозяйственности из него вынесли все, что плохо лежало, в том числе 4 насосных электродвигателя, 2 электродвигателя вентиляционного оборудования и многое другое по мелочам.

 

 

Решением хокима Ташкента от 21 октября 2015 года N 908 находящиеся в коллекторе трубопроводы горячего и холодного водоснабжения были переданы для эксплуатации поставщикам, а само подземное помещение – управлению инженерных коллекторов при городском хокимияте. Обратил внимание на проблему и способствовал ее решению исполнительный директор ТЧСЖ «Баланд Бино Коммунал» Назим Каримов. Ему удалось добиться этого благодаря активной гражданской позиции, энергии, принципиальности, способности идти в решении сложных вопросов до конца. Для кого-то эта история может послужить примером того, что упорство, настойчивость, приоритет интересов жителей способны сдвинуть с мертвой точки годами нерешаемую проблему, на которую все махнули рукой.

 

 

ЧЬИ ТРУБЫ?

 

Началось с того, что строитель Назим Каримов, много лет проработавший в ДП «Лойихалаш, экспертиза ва бахолаш» при Федерации обществ защиты прав потребителей Узбекистана, пришел в товарищество «Баланд Бино Коммунал» консультантом по техническим и правовым вопросам.

– Жители часто жаловались на перебои с горячей водой, отоплением, – рассказывает он. – Стал искать причины. Решил посмотреть, что находится под нашими домами. Спустился в коллектор и ужаснулся: мусор, крысы... Трубы горячего и холодного водоснабжения текут, коррозированы, разрушаются. Повсюду свищи, «хомуты» и задвижки никуда не годятся. Протекая на входе в дом, вода подмывает фундамент. Два вентиляционных выхода на улицу забетонированы, отсюда сырость и конденсат, разрушающие трубопроводы. Рядом высоковольтный кабель, протечки создают угрозу аварии.

И она произошла. В 2012 году из-за протечек замкнуло высоковольтный кабель, начался пожар. Жители вызвали аварийную службу, ликвидировали его, но угроза повторения ЧП при такой бесхозяйственности висела дамокловым мечом.

Горячая вода в 3 высотках много лет не соответствовала требованиям, – продолжает исполнительный директор. – В межсезонье она составляла +35 градусов при нормативе +50 – +75 градусов. Две бойлерные установки не работали, поэтому вода не нагревалась до требуемых параметров.

В мае этого года в коллекторе рвались трубы холодного водоснабжения. В октябре еще один серь­езный порыв. Насосную залило тогда на полметра. Пришлось вызывать аварийку, кое-как ликвидировали потоп. Но вопрос требовал кардинального решения, замены трубопроводов, а не их латания. Локальные протечки нам приходилось ремонтировать за свой счет, ставили «хомуты». По сути, выполняли чужую работу, тратили на это средства членов ТЧСЖ, хотя юридически это была зона ответственности поставщиков. Но что делать, если достучаться до них было невозможно. По мере возможности гасили проблемы сами.

Жители даже шутили, что коллектор для Назима – дом родной. Поскольку он отвечает за техническое состояние домового хозяйства, то приходилось держать в поле зрения работу подземных коммуникаций и даже рисковать при этом. Однажды он сам едва не пострадал от аварии. Во время обхода услышал за спиной звук, похожий на взрыв. Рванула проржавевшая труба горячего водоснабжения. Кипяток хлынул фонтаном. Назим едва успел добежать до вентиляционного выхода на улицу, стал звать на помощь. Промок тогда до нитки от обдавшего его пара, а на улице октябрь. Такое самопожертвование ради решения проблем дома прибавило ему авторитета и уважения жителей.

 

 

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ

 

Коммунальщики всячески открещивались от трубопроводов. Говорили, что инженерные сети не находятся у них на балансе, значит, они не могут заниматься их ремонтом и эксплуатацией. Правда, при серьезных авариях приезжали и ликвидировали ЧП. Но ведь аварию легче предотвратить, чем потом устранять ее последствия. Надо было обосновать остроту и важность проблемы перед коммунальными службами, городскими властями, подтвердить актами обследований, фотоматериалами, обобщить аварии последних лет, возникшие из-за никуда не годных тепловых и водопроводных сетей.

Исполнительный директор взялся за дело. Чего греха таить, обращения в разные инстанции часто наталкивались на безразличие и равнодушие, но это не остановило его. На обоснование проблемы ушло 2 года: Назим Каримов шаг за шагом вел переписку, общался с коммунальными службами, другими структурами, убеждал, настаивал, доказывал. В результате городские власти обратили внимание на проблему, запросили у коммунальщиков заключения по техническому состоянию сетей. ГУП «Сувсоз» подтвердило, что для улучшения водоснабжения домов на площади Хамида Алимджана необходимо переложить 300 м водопроводной сети. Обязались сделать это конца года.

Начали работать еще до принятия решения хокима, показав серьезный подход к делу. Работники УП ПО «Тошиссиккуввати» вместе с представителями 4 ТЧСЖ обследовали тепловые сети в коллекторе, составили акт. Сделали заключение, что трубопроводы и запорная арматура находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют замены. Все это и послужило основанием для принятия решения городской властью.

Говорят, что один в поле не воин. Наш случай с этим спорит. Один человек упорно добивался решения вопроса, который долгие годы оставался вне поля зрения. Н.Каримов говорит, что первыми его поддержали и помогли начальник управления инженерных коллекторов при городском хокимияте Н.Талибджанов, бывший председатель махаллинского комитета «Лашкарбеги» Э.Ходжаев и другие.

Мы спустились с этим неравнодушным человеком в коллектор. Здесь вовсю кипела работа. Работники управления инженерных коллекторов привели все помещения в порядок, очистили их от мусора, побелили, провели освещение. Сувсоз заменило 300 м трубопровода, покрасило его. Представители Тошиссиккуввати обследовали теплотрассу на предмет ее замены. Рассматривается вопрос о создании круглосуточной диспетчерской службы в коллекторе. Городское и районное предприятие электросетей заменили неработающие кабели, изолировали их. Связисты привели в порядок телефонные сети. Исполнительный директор в курсе происходящих здесь перемен. Ведь он в ответе за состояние дома, который доверили ему люди. Кто сказал, что один в поле не воин?

 

Тематический выпуск ведет Ирина ГРЕБЕНЮК. Фото автора.

Прочитано: 1431 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика