БИЗНЕС-ФОРУМ УЗБЕКИСТАНА (ФАЗА III)
Свыше 40 законодательных актов в сфере предпринимательства дополнены и изменены в соответствии с Законом, подписанным Президентом Республики Узбекистан 20 августа 2015 года. Как эти нововведения повлияют на улучшение делового и инвестиционного климата Узбекистана и как в результате повысятся позиции страны в международном рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса–2016/2017», изучили эксперты совместного проекта ТПП и ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)».
«Ведение бизнеса» (Doing Business) – ежегодно составляемый Всемирным банком рейтинг, сравнивающий 189 стран мира по 10 индикаторам благоприятности ведения бизнеса. «Ведение бизнеса» является общепринятой в мировой практике системой критериев оценки условий ведения бизнеса. В общем рейтинге «Ведение бизнеса–2015» Узбекистан занял 141-е место (в 2014 году – 149-е место).
При оценке деловой среды методологией Всемирного банка учитывается наихудшее состояние одного из двух показателей, будь то нормы, закрепленные в законодательстве, или их фактическое применение на практике. Такой подход применяется при оценке разрешительных процедур, сроков и издержек для бизнеса, связанных с прохождением этих процедур.
На совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, проведенном 23 января 2015 года, главой государства было отмечено, что «…нередко принимаемые законы, изменения и дополнения к ним не действуют из-за того, что, во-первых, не содержат конкретные механизмы реализации имеющихся в них норм, а во-вторых – не издаются или несвоевременно издаются соответствующие подзаконные акты, без которых положения этих законов просто не могут работать».
Подтверждением отмеченного является и международный рейтинг республики, который хотя и повысился по сравнению с 2014 годом, однако по отдельным индикаторам наблюдается понижение (регистрация предприятия, получение разрешения на строительство, получение кредитов и разрешение неплатежеспособности). В этой связи очень важно обеспечить исполнение на местах принятых норм законодательства, усовершенствовать правоприменительную практику, включая национальную систему оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность.
Экспертами совместного проекта на основе методологии Всемирного банка нормы национального законодательства сравнены с практикой их применения. Для упрощения анализа по 7 индикаторам на диаграмме представлены количество и продолжительность формальностей, которые проходит обычная компания в Узбекистане в течение 1 года.
*Разница в количестве формальностей и времени для их прохождения, согласно оценке деловой среды по методологии Всемирного банка «Ведение бизнеса–2015», при анализе фактических норм законодательства и их соблюдения на практике. В рейтинге «Ведение бизнеса–2015» деловая среда оценивается в период с 1 июля 2014 г. по 30 июня 2015 г.
Как видно, разница в количестве формальностей (56 документов и процедур) и продолжительности (228 дней) свидетельствует, что, несмотря на все принимаемые меры по кардинальному улучшению деловой среды, практика применения норм законодательства серьезно отличается от требований законов и подзаконных актов. Поэтому весьма своевременным является принятие 20 августа 2015 года в соответствии с Указом Президента от 15.05.2015 г. N УП-4725 Закона N ЗРУ-391, которым внесены изменения и дополнения в 10 кодексов – в Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Трудовой, Гражданский процессуальный, Хозяйственный процессуальный, Земельный, Жилищный, Налоговый, а также в Кодекс об административной ответственности – и в 33 закона.
Последовательно реализуемые в стране реформы, направленные на защиту частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития, должны повлиять на упрощение административных процедур и, главное, на практическое исполнение требований законодательства. Таким образом, принятый в августе законодательный акт должен положительно отразиться на условиях ведения бизнеса в стране, что в конечном итоге улучшит оцениваемые Всемирным банком критерии ведения бизнеса в Узбекистане.
Теперь рассмотрим, как принятые изменения способствуют улучшению рейтинга Узбекистана в отчете «Ведение бизнеса–2016/2017».
Как видно из диаграммы, продолжительность прохождения разрешительных и административных процедур субъектами предпринимательства свидетельствует об отставании практического исполнения норм законодательства от фактических сроков, установленных законодательством. Например, согласно установленным правилам, прохождение процедур регистрации бизнеса, постановки на учет в налоговых и статистических органах, изготовления печати, открытия счета в банке, постановки на учет в Народном банке составляет 5,5 дня, при этом методологией Всемирного банка оценивается в 7,5 дня.
Отметим, что оценивается не только собственно процедура регистрации предприятия, то есть выдача субъекту предпринимательства свидетельства о государственной регистрации юридического лица и зарегистрированных учредительных документов. Учитываются все формальности, связанные с началом ведения бизнеса, куда входят резервирование фирменного наименования, получение свидетельства о регистрации, изготовление печати, открытие расчетного счета в банке, постановка на учет в налоговых органах, органах статистики и Народном банке. Очевидно, что без прохождения этих процедур предприятие фактически не может начать предпринимательскую деятельность.
Несмотря на имеющуюся у предпринимателей возможность одновременно пройти отдельные из процедур, методологией Всемирного банка их количество формируется путем сложения каждой процедуры отдельно, поскольку все они обязательны. Также по методологии те процедуры, которые можно пройти, заполнив 1 форму документа в электронном режиме он-лайн, то есть через Интернет, учитываются как одна процедура либо сокращаются вдвое. Однако и здесь оцениваются имеющиеся у заявителя возможности пройти все процедуры без перехода по интерактивным ссылкам на другие веб-сайты, иначе каждый переход считается за отдельную процедуру. Поэтому немаловажным являются и обеспечение надлежащей интеграции ведомственных информационных ресурсов, и создание возможности единожды заполнить он-лайн 1 формуляр документа, сведения в котором могут быть достаточны для прохождения всех сопутствующих процедур для получения конкретной услуги.
Предусмотренное Законом усиление контроля правоохранительных органов за деятельностью должностных лиц и государственных служащих, оказывающих госуслуги, способствует неукоснительному соблюдению требований законодательства, устранению разрыва между теорией и практикой применения норм законодательства.
Во-первых, наличие на практике требований о прохождении разрешительных процедур, увеличивающих как временные, так и финансовые издержки, теперь будет пресекаться на основании изменений, внесенных в Уголовный кодекс, Кодекс об административной ответственности. Ими предусмотрена ответственность должностных лиц за нарушение не только установленного порядка, но и сроков по рассмотрению и выдаче лицензий и других документов, в том числе за незаконное введение новых видов лицензий и разрешительных процедур.
Во-вторых, до последнего времени наблюдались случаи, когда работники госорганов требовали от субъектов предпринимательства представления документов, не предусмотренных законодательством. Теперь конкретизированы и усилены меры ответственности государственных органов и их должностных лиц за вмешательство в предпринимательскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, а также за истребование не предусмотренных законодательством документов при ее осуществлении.
Также дано понятие термину «государственная услуга». За нарушение порядка и сроков ее оказания повышена административная ответственность госслужащих, оказывающих госуслуги. К этому относится и неправомерный отказ в оказании услуги либо истребование от субъектов предпринимательства статистической, финансовой, налоговой и иной отчетности, а также других документов, не предусмотренных законодательством, в том числе при открытии банковского счета. Конкретизация Законом понятия «должностное лицо» позволит однозначно устанавливать нарушителя и принимать к нему соответствующие меры правового воздействия.
Прямо влияют на оценку деловой среды и изменения, внесенные в статью 5 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (от 6.12.2001 г. N 310-II), освобождающие субъектов малого предпринимательства от обязательного наличия круглой печати. По оценкам Всемирного банка, при регистрации ООО на ее изготовление тратили 1 день и до 50 тыс. сумов. Теперь же эта процедура стала добровольной. Изменения, внесенные в Закон «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» (от 2.12.2004 г. N 702-II), позволяют юридическим и физическим лицам подавать электронное заявление для постановки на учет граждан в накопительной пенсионной системе, а также открывать индивидуальные накопительные пенсионные счета через Единый портал интерактивных госуслуг без обращения в Народный банк. Так, благодаря Закону упрощены 2 процедуры на этапе регистрации, и финансовые затраты сократятся в среднем на 25%.
Реформы по достижению высоких оценок ведущих международных финансово-экономических и рейтинговых организаций не ограничиваются этим Законом. Указом Президента N УП-4725 приняты меры по дальнейшему совершенствованию условий ведения бизнеса в стране. В частности, значительно усовершенствованы процедуры внешнеэкономических операций, усилена роль судебных органов в защите интересов частных предпринимателей, расширена информационная система электронного судопроизводства, улучшены процедуры получения разрешений на строительство, выдачу земельных участков, подключение к инженерным коммуникациям «под ключ», регистрацию недвижимого имущества.
Вместе с тем сравнение Узбекистана с показателями рейтинга ведущих стран, например, Сингапура – мирового лидера в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, свидетельствует о наличии потенциала совершенствования и упрощения разрешительных, лицензионных и других административных процедур. К примеру, компания Сингапура должна пройти всего 32 формальности и потратить 156 дней, что в 3,3 раза (на 75 формальностей) меньше и в 4,2 раза (на 506 дней) быстрее, чем в Узбекистане.
Для достижения уровня высокоразвитых стран необходимо в кратчайшие сроки осуществить так называемый реинжиниринг процессуальных правил, регламентирующих правоприменительную деятельность госорганов, то есть детально реорганизовать их функциональные и операционные процедуры оказания государственных услуг субъектам предпринимательства. Видится целесообразным сделать акцент не столько на постоянное снижение регулирования, сколько на эффективное регулирование. Это обеспечило бы соблюдение интересов потребителей и общества в целом с наименьшими законодательными нагрузками, влияющими на деятельность субъектов предпринимательства.
Фируза АКАБИРОВА,
PR-специалист проекта
«Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)» ТПП и ПРООН.
Проект «Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)» является совместной инициативой ТПП и ПРООН и направлен на улучшение условий для ведения бизнеса путем внедрения онлайн-услуг, совершенствования нормативно-правовой базы, а также развития и продвижения инклюзивных бизнес-моделей.