Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 40 / Приоритеты

«Нули», превращенные в ценности

 

Процесс разгосударствления оказал заметное влияние на социально-экономическое развитие республики. Массовая приватизация объектов торговли и услуг в 90-е годы прошлого века позволила сформировать первый «слой» отечественных частных собственников средств производства и вкупе со свободным ценообразованием и демонополизацией внешней торговли оперативно насытить потребительский рынок.

 

Разумеется, со временем менялись и приоритеты. Поставленная в свое время стратегическая задача по повышению удельного веса негосударственного сектора в производстве национального продукта, можно сказать, успешно решена. Лучше всего этот процесс отражает динамика увеличения доли малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП страны. Имеются все предпосылки к тому, что вклад негосударственных товаропроизводителей в общую копилку продолжит расти.

При таком раскладе чаша весов частного производителя будет пополняться не только за счет его собственных вложений, но и за счет сокращения государственного участия в хозяйственной деятельности. От чего же государство будет отказываться? На этот счет Президент страны ­Ислам Каримов на заседании правительства дал предельно четкую установку: «В первую очередь необходимо реализовывать в частную собственность, прежде всего профессиональным иностранным инвесторам, убыточные, низкорентабельные и экономически несостоятельные государственные предприятия, не обеспечивающие загрузку мощностей из-за отсутствия спроса на их продукцию».

 

Хотелось бы особо подчеркнуть необходимость критической оценки уровня государственного присутствия в нашей экономике, сокращения его до стратегически и экономически обоснованных размеров.

Настало время провести полномасштабный критический анализ наличия и эффективности присутствия государственных долей в отраслях экономики, иначе говоря, «присутствия государства в экономике», и на этой основе определить наши меры по значительному увеличению присутствия частного сектора в отраслях экономики.

Из доклада Президента Ислама Каримова

на заседании Кабинета Министров 16 января 2015 года.

 

 

Расставание с госсобственностью подразумевает лишь одну процедуру – приватизацию. Правда, процесс разгосударствления сам по себе непрост. Речь идет не о забюрократизованности процесса смены собственника. В этом плане нашу приватизацию как раз особенно «не загружали». Тут главное – найти активу настоящего хозяина, который готов инвестировать в его преобразование и наладить рентабельные производственные цепочки: от выпуска готовой продукции до ее сбыта.

 

Отечественный опыт имеет 4 варианта приватизации.

Есть так называемые лакомые кусочки в экономике страны – крупные народнохозяйственные объекты, в которых государство стратегически заинтересовано. Но, как любая производственная «субстанция», они постоянно нуждаются в модернизации, новых технологиях и современном оборудовании. Такова логика выживания в конкурентной среде. Первый – государство сохраняет стратегический актив в своей собственности и несет все расходы по поддержанию его жизнедеятельности в конкурентной среде. Классический пример этому – Навоийский горно-металлургический комбинат.

Второе решение предполагает более гибкую стратегию. Актив преобразовывается в акционерную собственность. Контрольный пакет акций сохраняется за государством. Но блок-пакет приобретает частный инвестор (группа инвесторов). Став совладельцем собственности, он берет на себя определенные обязательства по обес­печению устойчивого функционирования и развития производственного актива. Найти такого инвестора непросто. Об этом свидетельствует опыт АО «Навоиазот», 100% акций которого до сих пор сохраняются в собственности государства.

 

Наиболее известна и распространена в мире «схема N 3». Государственные активы выставляются на публичные торги. При этом следует помнить об одной немаловажной детали. Даже в этом случае разгосударствление проходит не ради приватизации, не ради дополнительного источника доходов госбюджета. Во главе стоит все та же цель – найти эффективного собственника. Поэтому при распродаже своего имущества государство перед потенциальными новыми собственниками ставит определенные обязательства, которые покупатель должен выполнить. Иначе сделка будет аннулирована или признана ничтожной.

Но опыт прошлых лет свидетельствует, что и при таком раскладе не всегда удается достичь поставленных целей. АО «Автотранспортное предприятие-34» в свое время считалось лучшим в регионе. Его опыт акционирования рекомендовался другим госпредприятиям, планировавшим менять форму собственности. Но в нулевые оно обанкротилось, и сейчас о нем уже, наверное, мало кто помнит. То же самое можно сказать о некогда легендарном Навоийском управлении строительства, которое по своим активам и объемам строительно-монтажных работ мало чем уступало другому тогдашнему гиганту стройиндустрии – Главташкентстрою. Ныне от НУСа, как говорится, остались ножки да рожки.

 

Своего рода панацеей от неудачных приватизаций стал немецкий вариант разгосударствления, получивший известность в конце 90-х годов во время объединения двух Германий. Западногерманские инвесторы приобретали заводы и фабрики на востоке страны за символическую плату – 1–5 тогдашних дойч марок. «Нам нужно только здание с голыми стенами, все станки, оборудование, мебель – на металлолом или в утиль», – так формулировали свою позицию инвесторы, приобретая собственность по бросовой цене.

Немецкий опыт получил широкое распространение в Узбекистане с одной лишь поправкой: у нас государство готово отдавать собственность по нулевой стоимости в обмен на инвестиционные обязательства. Именно в этом – вся суть новаторского подхода к продаже гос­активов за бесценок. Ведь покупатель этой собственности фактически соглашается на базе устаревшего и не жизнеспособного в условиях рынка хозяйства создать новые современные производственные мощнос­ти. Такую госсобственность четко определил глава государства: «Это государственные активы в предприя­тиях отраслей реальной экономики, нуждающиеся в техническом и технологическом обновлении, расширении ассортимента производимой продукции и повышении ее конкурентоспособности».

Именно так был приватизирован четвертый участок центра материально-технического обеспечения НГМК. Покупатель – частная компания «Нав­бахортекстиль» инвестировала в него 10,2 млрд сумов. В результате открыто 230 новых рабочих мест, за первое полугодие этого года реализовано зарубежным потребителям продукции на $6,2 млн.

Система продажи госсобственнос­ти по нулевой стоимости в обмен на инвестиционные обязательства постоянно совершенствуется и преследует ту же главную цель – найти эффективного собственника и хозяйственника. Это можно заметить в нюансах названий двух постановлений главы государства – «О дополнительных мерах по реализации объектов государственной собственности субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства» (от 3.07.2014 г. N ПП-2200) и «О мерах по увеличению доли и значения частной собственности в экономике» (от 28.04.2015 г. N ПП-2340).

В соответствии с последним решением главы государства в текущем году различные бизнес-структуры приобрели в регионе за «нули» 18 объектов государственной собственности, в которые обязались вложить почти 22 млрд сумов, более $720 тыс. и открыть 700 новых рабочих мест. Среди крупных и значимых проектов 2015 года приобретенная коммерческо-производственной фирмой «Туркистон» гостиница «Навои» в областном центре. В течение 3 лет предприятие, инвестировав в него 5 млрд сумов, должно превратить отель в современный гостиничный комплекс и открыть 26 новых рабочих мест. ООО «Седат Трико Ташкент» должно в течение 3 лет инвестировать 4,5 млрд сумов в СП «Кызылкум Мануфактура» и на его базе открыть в Зарафшане производство по выпуску акриловой нити и организовать 150 новых рабочих мест. Российский предприниматель Максим Братухин обязался за 2 года вложить более $720 тыс. в предприятие по производству изделий из каракуля в Карманинском районе.

 

Почему наши «нули» превращаются в ценные активы, показывает еще один существенный аспект. Свою роль играет модель приватизации. Во-первых, объекты, реализуемые по нулевой стоимости, продаются лишь на конкурсных торгах. Во-вторых, применяется система так называемого «английского» аукциона. То есть покупатели подают свои заявки на приобретение объекта в конвертах. В них указана сумма планируемых капитальных вложений и расписана инвестиционная программа. Таким образом, создаются конкурсная масса и конкурентная среда, предотвращаются возможные сговоры между покупателями с целью занижения своих инвестиционных обязательств или срыва торгов, продавец получает право выбора наиболее привлекательного предложения. В-третьих, ежеквартально осуществ­ляется мониторинг выполнения инвестиционных обязательств.

По словам начальника отдела приватизации, мониторинга по выполнению инвестиционных обязательств Навоийского подразделения Госкомконкуренции Акбара Асророва, такой подход себя оправдывает, и не было еще ни одного случая, чтобы госсобственность, ушедшая по нулевой ставке к новому собственнику, вернулась к первоначальному обладателю актива.

 

Амир МАХМУДОВ,

наш соб. корр.,

г.Навои.

Прочитано: 1200 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика