В «Норме» N 25 (518) от 23.06.2015 г. была опубликована статья эксперта «Norma Profi», кандидата юридических наук Махкама Вохидова «Рекламные трюки». Она затрагивала вопросы выделения предпринимателям на территории рынка отдельных мест для рекламы (например, рядом с магазином или на видном месте). Автор обращения интересовался, может ли администрация предоставить внутри торгового комплекса (базара) место для рекламы без согласования с хокимиятом или другим уполномоченным органом, и просил разъяснить порядок заключения таких договоров.
На днях редакция получила отклик рабочего органа Комиссии хокимията г.Ташкента по рекламно-информационной деятельности – государственного унитарного предприятия «Ташкент Реклама-Сервис» по поднятому на страницах газеты вопросу.
Сегодня мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с ним в порядке дополнительной информации.
ГУП «Toshkent Reklama-Servis», являющееся рабочим органом Комиссии хокимията по рекламно-информационной деятельности, сообщает следующее.
1. На сегодняшний день основным документом, регулирующим отношения, связанные с производством и распространением рекламы на территории Республики Узбекистан, является Закон «О рекламе» (от 25.12.1998 г. N 723-I). Помимо этого Закона, законодательство о рекламе состоит из иных актов законодательства.
Руководство и контроль за размещением средств внешней рекламы в г.Ташкенте, согласно Перечню органов государственного управления и органов государственной власти на местах, на которые возложено обеспечение исполнения требований Закона Республики Узбекистан «О рекламе» (утвержден Постановлением КМ от 26.06.2000 г. N 243), осуществляет Комиссия хокимията г.Ташкента по рекламно-информационной деятельности.
Процесс размещения рекламы на территории г.Ташкента, согласно абзацу второму статьи 20 Закона «О рекламе», регулируется Порядком размещения внешней рекламы в г.Ташкенте (утвержден решением хокима г.Ташкента от 26.12.2007 г. N 1148).
2. В абзаце третьем статьи 20 Закона «О рекламе» указано: «Информация (вывеска) о лице, размещенная на фасаде, возле входа (въезда) или с его продукцией в витрине здания, в котором это лицо занимает помещение, не является рекламой и не нуждается в получении разрешения органов государственной власти на местах».
Соответственно, установленные на окнах, фасадах объектов торговли, общепита и оказания населению различных услуг и других учреждений различные элементы оформления и плакаты можно отнести к вышеуказанному определению.
На многих предприятиях и в организациях, на объектах торговли и оказания услуг населению наблюдается множество средств оформления и информации, самовольно установленных без учета общего архитектурного вида на фасадах и крышах зданий, а также написанных с орфографическими ошибками.
В подавляющем большинстве случаев их размещение противоречит нормам архитектуры и градостроительства и портит внешний вид улиц, площадей и сооружений.
При изучении этой проблемы становится ясно, что основной причиной, приводящей к этому, является незнание или безразличное отношение не только к рекламному законодательству, требованиям нормативных документов, но и к другим этическим и эстетическим нормам. Кроме того, у владельцев объектов, допускающих своеволие, сформировалось ошибочное утверждение, что «это мое имущество, какой плакат вешать на его фасады и витрины и как их оформлять – мое личное дело, я не должен брать разрешения у других». Это обстоятельство не только оказывает свое отрицательное воздействие на архитектуру, градостроительство, благоустройство, но и через незаконное использование некоторых международных брендов допускается скрытая и неправильная реклама, что приводит к нарушению действующих норм как международного, так и местного законодательства.
В настоящее время хокимият г.Ташкента проводит широкую работу по устранению этих проблем. Решением хокима г.Ташкента «О дополнительных мерах по упорядочению рекламы, объявлений и различной информации на улицах, зданиях и сооружениях города Ташкента» (от 19.03.2015 г. N 280) районным хокимиятам поручено создать рабочие группы, которые должны изучать состояние различной информации на улицах, зданиях и сооружениях; выявлять в ней ошибки и недостатки на территориях районов г.Ташкента. Эти рабочие группы должны вести широкомасштабную разъяснительную работу на территориях районов по устранению и недопущению орфографических ошибок, нарушений требований архитектуры и законов, а также принимать другие меры.
Кроме этого, указанным решением хокима г.Ташкента поручено проведение работы АК «Тошшахартрансхизмат» и ГУВД г.Ташкента на общественном транспорте г.Ташкента, ГУБ хокимията г.Ташкента совместно с Комитетом по охране природы г.Ташкента и ГУП «Тошшахарнур» по очистке опор уличного освещения и деревьев.
3. Срок изготовления паспорта рекламного места на установку нового рекламного средства (30 календарных дней) рассчитан исходя из следующих моментов:
а) согласно пункту 3.1.4 действующего на сегодняшний день Порядка все паспорта рекламных мест должны быть в обязательном порядке согласованы в службах хокимията – в Главном управлении архитектуры, с архитектором района, в Главном управлении благоустройства. В отдельных случаях при технической необходимости и с Тошшахарнур, ТашГорПЭС, Ташводоканал, Спецсвязь и др. Иногда по заявляемому месту проводится изучение подземных коммуникаций с выездом на место и привлечением специалистов, спецтехники;
б) все изготовленные технические документы – паспорта рекламных мест и выписанные рабочим органом Комиссии свидетельства на право ведения монтажных работ (основные документы, дающие право на установку и дальнейшую эксплуатацию рекламного средства) передаются на рассмотрение Комиссии для дальнейшего принятия решения. Согласно регламенту хокимията заседания Комиссии проводятся не каждый день, а 2 раза в месяц.
4. Отдельно обращаем ваше внимание, что, согласно поручению Кабинета Министров от 9.02.2015 г. N 02/16-1825, Государственным комитетом по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции в целях дальнейшего совершенствования системы организации установки новых конструкций и размещения рекламы разработан проект положения о порядке выдачи разрешения на размещение внешней рекламы. Это положение будет единым на всей территории республики.
Хокимиятом г.Ташкента внесены предложения в данный проект. В предложениях подробно изложены не только процедура получения разрешения, но и технические вопросы, исходя из фактической работы, проводимой в этом направлении в г.Ташкенте, а также термины и определения, которые должны внести максимальную ясность в действия всех непосредственных участников процесса получения разрешений на размещение внешней рекламы, и другие предложения.
Директор ГУП «Toshkent Reklama-Servis»,
секретарь Комиссии хокимията г.Ташкента
по рекламно-информационной деятельности
Алишер ИСАКОВ.