Norma.uz
Газета НТВ / 2015 год / № 15 / Над чем работают законодатели

НОУ на пороге перемен

 

В марте текущего года Законодательная палата Олий Мажлиса рассмотрела в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». В случае его принятия заниматься образовательной деятельностью смогут не только негосударственные образовательные учреждения (далее – НОУ), но и предприятия других организационно-правовых форм.

 

 

ПРОБЛЕМЫ  СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

 

Как показывают практика и международный опыт, образовательную деятельность ведут не только специальные учреждения, но и юридические лица других организационно-правовых форм: частные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, фонды, объединения и др.

Для непосвященного в эту проблему обсуждаемая депутатами поправка – замена термина «негосударственное образовательное учреждение» на понятие «негосударственные организации, занимающиеся образовательной деятельностью» выглядит как незначительная филологическая корректировка. Однако это не так. Речь идет о значимом для всего негосударственного образовательного сектора усовершенствовании законодательства, которое будет способствовать его более активному участию в реализации Национальной программы по подготовке кадров (утв. Законом от 29.08.1997 г. N 463-I).

Мы проанализировали актуальность и целесообразность предлагаемых изменений. В настоящее время в этой сфере существует несколько проблем, связанных с регистрацией, деятель­ностью и ликвидацией НОУ.

 

 

«… Развитие системы подготовки кадров включает в себя следующие приоритетные направления:

… Формируется конкурентный рынок образовательных услуг путем развития маркетинга в сфере образования и подготовки кадров. Обеспечивается развитие государственных и негосударственных образовательных учреждений, создается конкурентная среда в сфере образования и подготовки кадров, осуществляется государственное регулирование рынка образовательных услуг. Развивается система платных консультационных и дополнительных (не предусмотренных основными образовательными программами) образовательных услуг».

Пункт 4.11 (Развитие рынка образовательных услуг)

Национальной программы по подготовке кадров.

 

 

1. Правовой статус и регистрация НОУ

 

В соответствии с действующими нормативными актами существуют ограничения для получения лицензии на право заниматься образовательной деятельностью по организационно-правовой форме. Нигде в законодательстве нет прямого указания на то, что эти организации должны создаваться в организационно-правовой форме «негосударственное образовательное учреждение». Более того, в Гражданском кодексе (ГК) среди организационно-правовых форм такой просто не существует. Нет ничего об этом ни в Положении о лицензировании деятельности негосударственных образовательных учреждений (утв. ПКМ от 1.03.2004 г. N 100), ни в Законе «Об образовании» (от 29.08.1997 г. N 464-I), ни в каком-либо другом правовом акте.

Однако на практике лицензии на образовательную деятельность выдаются только НОУ.

При этом возникают трудности для множества структур, которые занимаются каким-либо видом деятельнос­ти и, наряду с ней, хотят оказывать и образовательные услуги. Например, общество с ограниченной ответственностью, которое занимается производством программных продуктов, сегодня не может официально обучать программистов. У него есть все условия – опытные кадры, помещения, техника и т.п. Есть даже возможность трудо­устроить обучившихся – но нет, нельзя! Этому ООО для получения лицензии необходимо перерегистрироваться или учредить другое обособленное юридическое лицо – негосударственное образовательное учреждение, что требует дополнительных административных нагрузок и финансовых затрат. Понятно, что подобная практика не способствует созданию конкурентного рынка образовательных услуг, предусмотренного Национальной программой по подготовке кадров.

По нашему мнению, сегодня негосударственное образовательное учреждение безо всяких оснований признается отдельной организационно-правовой формой. Несмотря на то что в наименовании НОУ содержится слово «учреждение», которое совпадает с одноименной организационно-правовой формой негосударственных некоммерческих организаций (далее – ННО), НОУ не является ННО. Согласно статьям 76, 178 и 180 ГК учреждением, как одной из форм ННО, признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им пол­ностью или частично, а также ­использующая ­имущество, закрепленное за ним собственником или приобретенное на выделенные им средства на праве оперативного управления (без права распоряжения). У НОУ этих признаков не существует.

Они создаются для оказания платных образовательных услуг. Нам не известно ни одного НОУ, в котором обучение было бы полностью бесплатным.

Министерство юстиции и его региональные управления, хорошо понимая, что НОУ не является ННО, отказываются регистрировать эти организации. Регистрацию НОУ осуществляют инспекции по госрегистрации субъектов предпринимательства районных хокимиятов, что вроде бы ставит НОУ в один ряд с другими субъектами предпринимательства. При этом, однако, и субъектами предпринимательства их однозначно назвать нельзя. При госрегистрации НОУ присваивается код организационно-правовой формы (ОПФ) 2900 – некоммерческие организации, не включенные в другие группировки, и код формы собственности 190другие виды частной собственности. Для сравнения, все ННО входят в группу кодов 150 – собственность общественных объединений и религиозных организаций. Это вносит еще больше неопределенности в правовой статус этих юридических лиц.

 

 

2. Деятельность НОУ

 

В законодательном регулировании деятельности НОУ нет четкого понимания применимой системы налогообложения. Это отчасти происходит из-за проблем правового определения статуса, а также из-за отсутствия у правоприменительных госорганов единого мнения по этому вопросу. Так, налоговые органы, основываясь на том, что если НОУ присвоен один из следующих кодов по ОКОНХ:

92100 – подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием;

92110 – подготовка кадров с высшим образованием;

92120 – подготовка кадров со средним специальным, профессиональным образованием;

92200 – подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников;

92400 – дошкольное воспитание, –

высказали мнение, что такая организация подпадает под утвержденную Постановлением Кабмина (от 11.10.2003 г. N 439) Классификацию предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса). А потому она вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии того, что численность штата не превышает установленной нормы. Ведь пунктом 2 ПКМ N 439 Минфину, ГНК, Госкомстату, Совету Министров Каракалпакстана, хокимиятам областей и Ташкента было предписано с 1 января 2004 года строго руководствоваться утвержденной Классификацией при определении типов предприятий, осуществлении статистического учета и отчетности, налоговых и финансовых расчетов.

В поддержку мнения налоговых органов можно привести пункт 4.11 Национальной программы по подготовке кадров (см. стр. 1).

В то же время некоторые представители Министерства финансов имеют иное мнение по данному вопросу. Так, сотрудник Минфина, отвечая на вопрос, какую ставку единого социального платежа (ЕСП) должно применять НОУ в 2015 году («Солик Инфо» N 13 (221) от 12.04.2015 г.), приравнивает НОУ к ННО. И из этого делается вывод, что некоммерческая организация не может быть квалифицирована как микрофирма или малое предприятие и, соответственно, она должно уплачивать ЕСП по ставке 25% (приложение N 25 к Постановлению Президента от 4.12.2014 г. N ПП-2270) без применения его минимального размера.

Из данного утверждения можно сделать только один вывод: не подпадая под критерии численности штата микрофирм и малых предприятий, НОУ не вправе применять упрощенную систему налогообложения – оно обязано платить все общеустановленные налоги.

Не ясен также вопрос об использовании чистой прибыли НОУ. Исходя из вышеизложенного его можно рассматривать в двух вариациях:

а) если определять НОУ как ННО, то оно вправе направлять полученную прибыль только на выполнение целей и задач, предусмотренных уставом;

б) если НОУ рассматривать как организационно-правовую форму коммерческих юридических лиц, то оно может распределять прибыль между своими учредителями (участниками, акционерами). Однако в настоящий момент нет регламентированного порядка распределения и налогообложения таких «дивидендов». Поэтому НОУ воздерживаются от подобной практики.

 

 

3. Ликвидация НОУ

 

Из-за отсутствия понимания, чем же в конечном счете является НОУ, у данной организационно-правовой формы отсутствует нормативно закрепленный порядок ликвидации. Это также создает множество сложностей при добровольной или принудительной ликвидации, так как не существует даже единообразной практики применения этой процедуры по отношению к НОУ.

 

 

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА?

 

Обновление сферы негосударственных образовательных услуг, начало которому должен положить обсуждаемый депутатами законопроект, не только актуально и целесообразно, но и абсолютно необходимо. Изменение одной формулировки в правовых актах способно помочь решению многочисленных проблем.

Так, согласно предлагаемым изменениям, оказание образовательных услуг не будет исключительной прерогативой негосударственных образовательных учреждений. Их смогут осуществлять как некоммерческие, так и коммерческие юридические лица при наличии соответствующей лицензии. Следовательно, вопросы регистрации, налогообложения, использования прибыли и ликвидации организации, занимающейся оказанием образовательных услуг, будут решаться в зависимости от ее собственной организационно-правовой формы.

Так, например, ННО, получившее лицензию на оказание образовательных услуг, будет регистрироваться в Министерстве юстиции или его региональных управлениях (в зависимости от территории действия), платить общеустановленные налоги, ЕСП – 25% без применения его минимального размера, использовать прибыль только для выполнения уставных целей и задач, прекращать свою деятельность в порядке, установленном Положением о порядке ликвидации негосударственных некоммерческих организаций (утв. ПКМ от 15.01.2015 г. N 5), а в случае принудительной ликвидации – Законом «О банкротстве» (от 5.05.1994 г. N 1054-XII, в редакции Закона от 24.04.2003 г. N 474-II).

В то же время коммерческое юридическое лицо, например, общество с ограниченной ответственностью, оказывающее образовательные услуги, будет регистрироваться в инспекции по госрегистрации субъектов предпринимательства при хокимияте района, платить налоги по упрощенной системе налого­обложения, а ЕСП – по ставке 15% (приложение N 25 к Постановлению Президента N ПП-2270) с применением его минимального размера (при условии соблюдения критериев численности, установленных для микрофирм и малых предприятий в данной сфере услуг). Оно также сможет распределять прибыль среди своих учредителей (участников) пос­ле уплаты соответствующего налога на дивиденды в размере 10% от прибыли (абзац восьмой пункта 3 Постановления Президента
N ПП-2270)
и ликвидироваться в порядке, установленном Положением о порядке добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства (утв. Постановлением Президента от 27.04.2007 г. N ПП-630), а в случае принудительной ликвидации – Законом «О банкротстве».

Таким образом, законодатели работают над очень важными и нужными поправками, необходимыми для развития рынка образовательных услуг. Вместе с тем напоследок хотелось бы предложить законодательно предоставить налоговые льготы для тех образовательных организаций, которые направляют полученную прибыль на развитие образования и выполнение образовательных целей и задач, предусмотренных в их уставах. Им необходимо предоставить право выбора системы налогообложения или вообще освободить от налогов с доходов, получаемых от оказания образовательных услуг. Данная норма послужит дополнительным стимулом совершенствования и развития сферы образовательных услуг в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров.

 

Алексей НИЯЗМЕТОВ,

наш эксперт.

Прочитано: 8343 раз(а)

Комментарии к статье (5)

2015-04-13 15:32:12, Гость_Адвокат П.Сильнов:
Полностью согласен с мнением эксперта о необходимости устранения несоответствий в законодательстве. Более того, считаем практически оправданным отказаться от понятия НОУ как организационно-правовой формы,в названии которого уже имеются внутренние противоречия и несоответствия ГК РУ. По нашему мнению, НОУ - это аббревиатура организации, как скажем СП или ИП. А  вид организации (коммерческая или некоммерческая) и организационно-правовую форму, необходимо избирать самим учредителям исходя из ее целей и задач.
2015-04-13 22:57:33, Гость_С.Латыпов:
Согласен с мнением эксперта. Хотелось бы добавить, что сам термин "НОУ" изначально нес смысл скорее вида деятельности, а не организационно-правовой формы. Так, если обратить внимание на терминологию, то наверное тяжело представить себе ОПФ "высшее учебное заведение". Просто слово учреждение получило на практике формальное прямое толкование. Это показывает насколько важна законодательная техника.
2017-02-22 11:15:05, Гость_бухгалтер НОУ:
Здравствуйте!
Прошло около двух лет с момента выхода этой статьи.
Скажите пожалуйста есть ли какие либо изменения в законодательстве по этому вопросу?
2017-02-22 15:28:01, Олег Заманов [админ]:
Уважаемый гость_бухгалтер НОУ! Благодарим Вас за проявленный интерес. Существенных изменений по вопросам, затронутым в данной публикации, к настоящему времени не произошло.
Предлагаем также ознакомиться с публикацией  "News для НОУ", в которой более подробно освещены нюансы налогообложения образовательных учреждений в свете перехода с ОКОНХ на ОКЭД.
2019-11-16 02:44:09, Гость_Елена:
Если Вы являетесь клиентом компании Norma (подписчиком годового комплекта электронной/печатной версии газет или пользователем программного продукта "Законодательство РУз", заключившим договор на 12 месяцев), Вы можете задать вопросы экономико-правовой тематики,  воспользовавшись Справочной службой «Мы отвечаем»!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика