Norma.uz
Газета Норма / 2015 год / № 9 / Свое дело

Этот нелегкий красивый бизнес

 

Люди покупают цветы круглый год. Но, несомненно, самым большим спросом они пользуются в канун и в сам День женщин. А потому для цветоводов февраль – месяц повышенных хлопот. Алишер продает цветы на одном из ташкентских базаров, выращивает в своей теплице розы, хризантемы, астры, георгины, герберы, лилии и множество других цветов. Он и рассказал нам, откуда берется главный подарок к 8 Марта.

 

В Узбекистане функционирует множество крупных и мелких тепличных хозяйств. В Ташкентской области эпицентры цветочного бизнеса расположены в поселках Хасанбай и Назарбек и окрестностях ТашГРЭС. Эти места выбраны не случайно, а благодаря наличию теплоносителя – основного ресурса успешности любой теплицы.

На рынке немало импортных цветов. Как правило, их к нам завозят из Голландии и Израиля. Алишер знает несколько любителей и ценителей цветов, которые выращивают дома эксклюзивные сорта лилий. Чаще всего они это делают для души. Но некоторые занимаются цветоводством в коммерческих целях.

Большую часть душистого товара все же выращивают в теплицах. Площадь некоторых достигает 25 соток. Функционируют оранжереи как старого, так и нового поколения. Последние оснащены новейшим высокотехнологичным оборудованием. Таких из-за их высокой стоимости в нашей стране пока немного. «Старомодные» же теплицы – под стеклянными рамами или пленкой – имеют ряд недостатков, значительно усложняющих выращивание цветов. Прежде всего они связаны со сложностью регулирования и поддержания нужной влажности и температуры, на изменение которых чутко реагирует этот капризный товар.

У Алишера – теплица старого типа на 20 сотках. Заниматься цветоводством в коммерческих целях начал почти 10 лет назад. Он отмечает, что это дело приносит ему немало удовольствия, но требует огромных усилий и терпения, а также сопряжено со многими рисками. Нередко сложно предугадать результат твоих стараний из-за непредсказуемости природных явлений и погодных условий. Цветы, как дети, требуют особого ухода и обстановки. Как минимум – это стабильно приемлемая температура, вентиляция, влажность, наличие света. Небольшие отклонения от необходимых параметров грозят потерями. Цветок может потерять товарный вид – пропадает запах, тускнеет цвет, деформируются лепестки.

– Февраль – самая сложная пора, – считает Алишер. – В этом году он отличился постоянно меняющейся погодой, заставившей здорово понервничать. Так, резкое потепление, которого никто не ждал, заставило срочно обеспечивать вентиляцию. Начавшиеся холода через несколько дней потребовали дополнительного отопления.

Его теплица обогревается по старинке – котлами. В качестве топлива используются уголь, дрова. Некоторые цветоводы в целях экономии пользуются более дешевыми, но вредными веществами. Поддерживать температуру приходится вручную. И если уставший «кочегар» уснет на своем посту, а теплица остынет, то будет совсем худо. От резких скачков температуры растения испытывают стресс – могут заболеть или погибнуть.

И таких подводных камней в цветочном бизнесе множество. Некоторые из них просто непредсказуемы и требуют дополнительных затрат. А потому неудивительны высокие цены на цветы – товар столь короткого применения.

Тем не менее Алишер считает цветоводство при грамотном подходе делом выгодным. Оно не требует специального образования, а главное – приносит массу удовольствия. Балансом ему служит состояние «пороховой бочки», которое цветовод ощущает и днем и ночью. «Поэтому, – предупреждает Алишер, – взвесьте все «за» и «против», прежде чем заняться этим бизнесом».

Срезанные цветы сразу же распределяют. Кто-то везет их на цветочный оптовый рынок, расположенный недалеко от Южного вокзала, кто-то поставляет в специализированные магазины и салоны. А кто-то продает их сам. Купленные нами на ташкентских базарах в основном приобретены на оптовом рынке либо, как у Алишера, выращены в собственных теплицах. В магазинах же представлены как отечественные, так и привозные растения.

К годовому пику продаж – 8 Марта – Алишер стремится вырастить самые популярные у покупателей цветы – тюльпаны, нарциссы, гиацинты, фрезии, амариллисы. Розы и гвоздики также пользуются успехом, но спрос на них не может сравниться с весенними цветами.

Продавать цветы тоже нужно уметь. Алишер относится к ним не только как к товару, но и как к живым созданиям, которые он взрастил, вложив в них свою энергию и заботу. Будучи грамотным продавцом, он вкратце охарактеризует покупателю растение, объяснит, как за ним ухаживать, продлить срок радости, излучаемой этими «поцелуями» природы.

 

Наталья СПИРИДОНОВА,

наш корр.

Прочитано: 2325 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2020 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика