С недавних пор столичные, а вскоре и самаркандские водители начнут получать по почте уведомления об уплате штрафа, если они не пристегнуты ремнями безопасности и не пропустили переходящего дорогу пешехода, а также за пересечение «стоп-линии» при запрещающем сигнале светофора. Эти нарушения станут отслеживать 160 швейцарских автоматических дорожных комплексов. Они включают в себя круглосуточно синхронно работающие светофоры и видеокамеры, снимающие движение.
Камеры видеонаблюдения будут выполнять 3 основные функции: определение скорости автомобиля (авторадар), распознавание номерного знака автомобиля и определение места проезда автомобиля на красный свет (то есть специальный лазер («Trigger System») при пересечении автомобилем большой сплошной линии на красный свет будет передавать информацию камере, и картинка будет направлена в центр управления, регулирующий транспортное движение по всему городу).
Внедрение ИКТ в дорожную службу позволит перенаправить сотрудников ДПС на более актуальные направления деятельности органов внутренних дел, а также устранить конфликты по Правилам дорожного движения (ПДД), возникающие из-за субъективной оценки дорожной обстановки инспекторами и водителями.
Устанавливая автоматические дорожные комплексы, нужно обеспечить их деятельность необходимым правовым содержанием, уравнивающим внедряемое техсредство с уже имеющимися в нормативных актах инструментами фиксации правонарушений.
Почему? При действующей нормативной базе ситуация еще не во всем однозначна. К примеру, в главе XI «Административная ответственность за правонарушения на транспорте…» Кодекса об административной ответственности не прописана процедура фиксации нарушения, да и вопросы нарушения ПДД касаются в основном водителей (статьи 128-3 «Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения» и 128-4 «Проезд водителями транспортных средств на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика дорожного движения»). Пешеходы также являются участниками дорожного движения и часто становятся виновниками ДТП. О них не сказано ни слова. В таком случае нужно иметь в виду, что по фотографии с камеры невозможно объективно оценить поведение пешехода. А ведь он, прежде чем перейти проезжую часть, обязан убедиться, что там нет машин.
Представляется также целесообразным включить в ПДД и другие нормативные акты описание процедуры и определить сроки обжалования штрафов, так как, помимо фотографии, суду для объективного вынесения решения нужно будет оценить и саму видеозапись.
Кроме этого, о том, что ведется видеонаблюдение, по сложившейся зарубежной практике, по трассе или до перекрестка устанавливается соответствующий дорожный знак или предупреждающая надпись.
При соблюдении вышеназванных условий видеонаблюдение на перекрестках не станет «дамокловым мечом» – «страшилкой», но позволит дисциплинировать и повысить культуру всех участников дорожного движения.
Зарубежный опыт показывает, что число нарушений под наблюдением дорожных камер увеличивает их статистику. Так, например, количество нарушений ПДД, зафиксированных камерами в Москве (РФ) за 3 квартала 2014 года, выросло почти на 30% и водителям транспортных средств выслали около 41 тысячи «писем счастья».
Маъруф УСМАНОВ.