Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 42 / Вестник аудитора

Как работают коллеги

 

Вопросы внедрения международных стандартов аудиторской деятельности становятся все актуальнее. Ход их внедрения и состояние рынка аудита оценили в Координационном совете по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ*.

 

РЫНОК АУДИТА В ЦИФРАХ

Что примечательно, в информации указаны данные как по странам СНГ в целом, так и по отдельным странам, с учетом особенностей работы аудиторских организаций в каждой из них. В исследовании рассматривались особенности ведения аудиторской деятельности в Узбекистане, Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Российской Федерации и Таджикистане.

Рынок их деятельности оценивался по таким показателям: объемы оказанных услуг; клиенты и инфраструктура рынка аудиторских услуг. При оценке потенциала субъектов аудиторских услуг отмечено, что в некоторых государствах, входящих в состав СНГ, допускается ведение аудиторской деятельности как аудиторскими организациями, так и индивидуальными (частными) аудиторами. В Узбекистане занятие аудиторской деятельностью индивидуальными предпринимателями не предусмотрено, однако в Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Молдове, России и Таджикистане такая практика имеется. Чтобы заниматься аудиторской деятельностью в качестве предпринимателя, аудитор должен отвечать необходимым квалификационным требованиям, закрепленным в законодательстве.

При расчете количества субъектов рынка аудита по отдельности оценивались аудиторские организации и предприниматели. Как правило, в каждой стране ведутся реестры аудиторских организаций, по ним и рассчитывалось число субъектов рынка. Так, по состоянию на начало 2013 года, на территории СНГ зарегистрировано 7 100 участников рынка аудиторской деятельности. По подсчетам специалистов Координационного совета, от общего их числа реально функционирует от 70 до 95%. В исследовании рассматривается динамика работы аудиторских организаций начиная с 2009 года. Если в 2009 году в Узбекистане работали 133 аудиторские организации, то в 2013-м – 104. Последние 5 лет число аудиторских организаций в Узбекистане сокращается. Это общая тенденция в странах СНГ.

 

УСЛУГИ ОКАЗАНЫ. ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Для того чтобы определить емкость рынка по оказанию аудиторских услуг в СНГ, рассматривалась деятельность аудиторских организаций: проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности; услуги, сопутствующие аудиту (обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации), оказанные аудиторскими организациями, а также прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. Это консультирование и ведение бухгалтерского, налогового учета, составление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности, автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий, оценочные услуги, обучение специалистов и проведение научно-исследовательских работ в областях, связанных с ­аудиторской деятельностью, анализ финансово-хозяйственной деятельности хозсубъектов, представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам и др.

Согласно данным исследования, основные клиенты аудиторских организаций стран СНГ – это организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, открытые акционерные общества, кредитные, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, биржи (товарные, фондовые, валютные), профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды, государственные и муниципальные коммерческие предприятия, иные категории организаций. Стоит отметить, что в Узбекистане аудируется исключительно индивидуальная отчетность, однако в ряде стран освоили и консолидированную. Всего в республике в 2009 году в обязательном порядке проверена отчетность 6 893 организаций, в 2010-м – 6 577, в 2011-м – 6 235, а в 2012-м – 6 363. Для сравнения, в Казахстане проверена отчетность 4 014 организаций в 2009 году, 3 662 – в 2010-м, 3 364 – в 2011-м и 3 153 – в 2012-м. Показатели Узбекистана превышают лишь показатели Российской Федерации. Что касается инициативного аудита, в исследовании отмечается, что в странах СНГ работает значительное количество хозяйствующих субъектов, которые проводят инициативные проверки.

Оценивалось и число аудиторских заключений, которые выдаются по результатам проверок. Так, исследователи выявили, что общей тенденцией рынка СНГ является возросшее число аудиторских заключений с оговорками, сокращение числа заключений с положительным и отрицательным мнением. При этом статистика по Узбекистану показывает, что из года в год (начиная с 2009-го) растет число заключений с выражением положительного мнения. Чаще всего заключения с оговорками выдают аудиторские организации Республики Беларусь, их число превышает 50%. Отрицательные мнения чаще всего высказывают в Казахстане: 1,7% в 2012 году.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Регулирование рынка аудиторской деятельности в странах – участницах СНГ примерно одинаковое, существуют саморегулируемые организации аудиторов и государственный орган. В Узбекистане – это Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов, Палата аудиторов и Федерация бухгалтеров, аудиторов и консультантов. По данным исследования, саморегулируемые организации Узбекистана в лице Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов и Палаты аудиторов являются членами международных организаций, а именно Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Они проводят семинары, тренинги, мероприятия по повышению квалификации и другую работу по развитию рынка аудита страны, осуществляют внешний контроль качества деятельности аудиторских организаций.

Под внешним контролем понимается соблюдение ­аудиторскими организациями требований законодательства, стандартов, правил независимости, соблюдение кодекса профессиональной этики. Он необходим в том числе и потому, что обеспечивает надежность аудиторской организации в глазах клиента. Согласно исследованию, в большинстве стран СНГ внешний контроль осуществляется саморегулируемыми организациями аудиторов и государственным органом (в Узбекистане – Министерством финансов). В Республике Молдова программа по внешнему контролю качества находится в процессе разработки.

Наиболее часто встречающаяся периодичность проведения мероприятий по внешнему контролю качества, в том числе и в Узбекистане, – не реже 1 раза в 3 года. В Армении такие мероприятия проводятся ежегодно, а в России – не реже 1 раза в 5 лет, но не чаще 1 раза в год. Если аудиторская организация Узбекистана не отвечает критериям качества, выдается предписание, приостанавливается или прекращается действие лицензии, прекращается действие квалификационного сертификата аудитора. Есть и другие меры, которые практикуются в странах СНГ, например штрафы.

Анализировалось и внедрение международных стандартов аудиторской деятельности (МСА) на территории СНГ. Общепризнано, что МСА – это средство независимого подтверждения достоверности и надежности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов в общественных интересах. Все большую популярность они набирают в странах СНГ. В Казахстане МСА приняты в качестве регулирующих актов. В других странах, в число которых входит и Узбекистан, разработаны национальные планы (программы) их внедрения. Также в ряде государств (Азербайджане, Армении, Кыргызстане, Молдове) МСА признаны в качестве национальных стандартов. А в Узбекистане, Беларуси, России и Таджикистане национальные стандарты разработаны на их основе.

Внедрением международных стандартов в Узбекистане заняты преимущественно профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов совместно с Палатой аудиторов, Министерство финансов и Центральный банк. Они разрабатывают и распространяют учебную литературу, издают методические рекомендации, проводят обучающие семинары, курсы повышения квалификации. В исследовании отмечено, что одним из сдерживающих факторов внедрения МСА является их перевод на национальные языки. Официально на государственные языки МСА перевели в Азербайджане, Молдове, Казахстане, Армении.

Широкому внедрению МСА также мешают ограниченность финансовых ресурсов, не соответствующие требованиям Международной федерации бухгалтеров подготовка или переподготовка аудиторских кадров, контроль качества аудита, несоответствие некоторых положений МСА национальным нормативно-правовым актам. Правовое несоответствие характерно и для Узбекистана, но актуальность проблемы квалифицирована как «низкая», для остальных проблем – как «средняя». Проблемы связаны не только с недостаточной развитостью институциональной среды (а именно ее наличие предполагает эффективное применение МСА), но и с отсутствием их официального статуса, недостаточным уровнем знаний и навыков аудиторов в области МСА.

Решение этих и других проблем отчасти осуществляется в сотрудничестве с международными организациями в области аудиторской деятельности. В данном вопросе Узбекистан занимает одну из лидирующих позиций. Так, в Международной федерации бухгалтеров, Евразийском совете сертифицированных бухгалтеров и аудиторов и других международных организациях имеется наш представитель. Специалистами республики направляются замечания и предложения по проектам стандартов, проводятся совместные конференции, семинары, симпозиумы, конгрессы.

 

Тематический выпуск ведет Ольга Кирьякова, наш корр.

 


*Полученные данные опубликованы в Информации о состоянии рынка аудиторских услуг и применении международных стандартов аудита в государствах – участниках СНГ. Исследования проводились с 2009 года. 

Прочитано: 1751 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика