Вопросы внедрения международных стандартов аудиторской деятельности становятся все актуальнее. Ход их внедрения и состояние рынка аудита оценили в Координационном совете по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ*.
РЫНОК АУДИТА В ЦИФРАХ
Что примечательно, в информации указаны данные как по странам СНГ в целом, так и по отдельным странам, с учетом особенностей работы аудиторских организаций в каждой из них. В исследовании рассматривались особенности ведения аудиторской деятельности в Узбекистане, Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Российской Федерации и Таджикистане.
Рынок их деятельности оценивался по таким показателям: объемы оказанных услуг; клиенты и инфраструктура рынка аудиторских услуг. При оценке потенциала субъектов аудиторских услуг отмечено, что в некоторых государствах, входящих в состав СНГ, допускается ведение аудиторской деятельности как аудиторскими организациями, так и индивидуальными (частными) аудиторами. В Узбекистане занятие аудиторской деятельностью индивидуальными предпринимателями не предусмотрено, однако в Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Молдове, России и Таджикистане такая практика имеется. Чтобы заниматься аудиторской деятельностью в качестве предпринимателя, аудитор должен отвечать необходимым квалификационным требованиям, закрепленным в законодательстве.
При расчете количества субъектов рынка аудита по отдельности оценивались аудиторские организации и предприниматели. Как правило, в каждой стране ведутся реестры аудиторских организаций, по ним и рассчитывалось число субъектов рынка. Так, по состоянию на начало 2013 года, на территории СНГ зарегистрировано 7 100 участников рынка аудиторской деятельности. По подсчетам специалистов Координационного совета, от общего их числа реально функционирует от 70 до 95%. В исследовании рассматривается динамика работы аудиторских организаций начиная с 2009 года. Если в 2009 году в Узбекистане работали 133 аудиторские организации, то в 2013-м – 104. Последние 5 лет число аудиторских организаций в Узбекистане сокращается. Это общая тенденция в странах СНГ.
УСЛУГИ ОКАЗАНЫ. ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Для того чтобы определить емкость рынка по оказанию аудиторских услуг в СНГ, рассматривалась деятельность аудиторских организаций: проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности; услуги, сопутствующие аудиту (обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации), оказанные аудиторскими организациями, а также прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. Это консультирование и ведение бухгалтерского, налогового учета, составление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности, автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий, оценочные услуги, обучение специалистов и проведение научно-исследовательских работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, анализ финансово-хозяйственной деятельности хозсубъектов, представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам и др.
Согласно данным исследования, основные клиенты аудиторских организаций стран СНГ – это организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, открытые акционерные общества, кредитные, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, биржи (товарные, фондовые, валютные), профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды, государственные и муниципальные коммерческие предприятия, иные категории организаций. Стоит отметить, что в Узбекистане аудируется исключительно индивидуальная отчетность, однако в ряде стран освоили и консолидированную. Всего в республике в 2009 году в обязательном порядке проверена отчетность 6 893 организаций, в 2010-м – 6 577, в 2011-м – 6 235, а в 2012-м – 6 363. Для сравнения, в Казахстане проверена отчетность 4 014 организаций в 2009 году, 3 662 – в 2010-м, 3 364 – в 2011-м и 3 153 – в 2012-м. Показатели Узбекистана превышают лишь показатели Российской Федерации. Что касается инициативного аудита, в исследовании отмечается, что в странах СНГ работает значительное количество хозяйствующих субъектов, которые проводят инициативные проверки.
Оценивалось и число аудиторских заключений, которые выдаются по результатам проверок. Так, исследователи выявили, что общей тенденцией рынка СНГ является возросшее число аудиторских заключений с оговорками, сокращение числа заключений с положительным и отрицательным мнением. При этом статистика по Узбекистану показывает, что из года в год (начиная с 2009-го) растет число заключений с выражением положительного мнения. Чаще всего заключения с оговорками выдают аудиторские организации Республики Беларусь, их число превышает 50%. Отрицательные мнения чаще всего высказывают в Казахстане: 1,7% в 2012 году.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Регулирование рынка аудиторской деятельности в странах – участницах СНГ примерно одинаковое, существуют саморегулируемые организации аудиторов и государственный орган. В Узбекистане – это Национальная ассоциация бухгалтеров и аудиторов, Палата аудиторов и Федерация бухгалтеров, аудиторов и консультантов. По данным исследования, саморегулируемые организации Узбекистана в лице Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов и Палаты аудиторов являются членами международных организаций, а именно Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Они проводят семинары, тренинги, мероприятия по повышению квалификации и другую работу по развитию рынка аудита страны, осуществляют внешний контроль качества деятельности аудиторских организаций.
Под внешним контролем понимается соблюдение аудиторскими организациями требований законодательства, стандартов, правил независимости, соблюдение кодекса профессиональной этики. Он необходим в том числе и потому, что обеспечивает надежность аудиторской организации в глазах клиента. Согласно исследованию, в большинстве стран СНГ внешний контроль осуществляется саморегулируемыми организациями аудиторов и государственным органом (в Узбекистане – Министерством финансов). В Республике Молдова программа по внешнему контролю качества находится в процессе разработки.
Наиболее часто встречающаяся периодичность проведения мероприятий по внешнему контролю качества, в том числе и в Узбекистане, – не реже 1 раза в 3 года. В Армении такие мероприятия проводятся ежегодно, а в России – не реже 1 раза в 5 лет, но не чаще 1 раза в год. Если аудиторская организация Узбекистана не отвечает критериям качества, выдается предписание, приостанавливается или прекращается действие лицензии, прекращается действие квалификационного сертификата аудитора. Есть и другие меры, которые практикуются в странах СНГ, например штрафы.
Анализировалось и внедрение международных стандартов аудиторской деятельности (МСА) на территории СНГ. Общепризнано, что МСА – это средство независимого подтверждения достоверности и надежности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов в общественных интересах. Все большую популярность они набирают в странах СНГ. В Казахстане МСА приняты в качестве регулирующих актов. В других странах, в число которых входит и Узбекистан, разработаны национальные планы (программы) их внедрения. Также в ряде государств (Азербайджане, Армении, Кыргызстане, Молдове) МСА признаны в качестве национальных стандартов. А в Узбекистане, Беларуси, России и Таджикистане национальные стандарты разработаны на их основе.
Внедрением международных стандартов в Узбекистане заняты преимущественно профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов совместно с Палатой аудиторов, Министерство финансов и Центральный банк. Они разрабатывают и распространяют учебную литературу, издают методические рекомендации, проводят обучающие семинары, курсы повышения квалификации. В исследовании отмечено, что одним из сдерживающих факторов внедрения МСА является их перевод на национальные языки. Официально на государственные языки МСА перевели в Азербайджане, Молдове, Казахстане, Армении.
Широкому внедрению МСА также мешают ограниченность финансовых ресурсов, не соответствующие требованиям Международной федерации бухгалтеров подготовка или переподготовка аудиторских кадров, контроль качества аудита, несоответствие некоторых положений МСА национальным нормативно-правовым актам. Правовое несоответствие характерно и для Узбекистана, но актуальность проблемы квалифицирована как «низкая», для остальных проблем – как «средняя». Проблемы связаны не только с недостаточной развитостью институциональной среды (а именно ее наличие предполагает эффективное применение МСА), но и с отсутствием их официального статуса, недостаточным уровнем знаний и навыков аудиторов в области МСА.
Решение этих и других проблем отчасти осуществляется в сотрудничестве с международными организациями в области аудиторской деятельности. В данном вопросе Узбекистан занимает одну из лидирующих позиций. Так, в Международной федерации бухгалтеров, Евразийском совете сертифицированных бухгалтеров и аудиторов и других международных организациях имеется наш представитель. Специалистами республики направляются замечания и предложения по проектам стандартов, проводятся совместные конференции, семинары, симпозиумы, конгрессы.
Тематический выпуск ведет Ольга Кирьякова, наш корр.
*Полученные данные опубликованы в Информации о состоянии рынка аудиторских услуг и применении международных стандартов аудита в государствах – участниках СНГ. Исследования проводились с 2009 года.