Norma.uz
Газета НТВ / 2014 год / № 32 / Актуально!

Противоречие, однако…

 

К газетам «НТВ» и «Норма» я, как и многие другие предприниматели, бухгалтеры, юристы, отношусь с большим уважением. Публикуемые в них разъяснения, аналитические и другие материалы играют положительную роль и в получении новых знаний, и в их совершенствовании, помогают нам избегать ошибок в бизнесе, работе.

ООО «Tuskan Fish» является субъектом малого предпринимательства, плательщиком ЕНП, занимается рыболовством (код по ОКОНХ – 21300). Согласно Постановлению Кабинета Министров от 13.08.2003 г. N 350 право пользования участком естественных водоемов оформляется договором аренды, заключаемым между хокимиятом области и рыболовным предприятием, предусматривающим арендную плату.

Однако, согласно части седьмой статьи 354 Налогового кодекса, юридические лица – плательщики единого налогового платежа освобождаются от уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, полученные в аренду по решениям Кабинета Министров Узбекистана, Совета Министров Каракалпакстана и органов госвласти на местах, за исключением земельных участков, используемых в деятельности, по которым уплачиваются общеустановленные налоги.

Распространяется ли это льготное положение на наше рыболовное предприятие?

Р. Абиев,

директор.

 

– Очевидно, вас интересует, можно ли применить льготу, предоставленную частью седьмой статьи 354 Налогового кодекса (НК), к участку естественного водоема, арендуемому вашим рыболовным предприятием.

Постановлением КМ «О мерах по углублению демонополизации и приватизации в рыбной отрасли» (от 13.08.2003 г. N 350) утверждено Положение о порядке закрепления и использования естественных рыбохозяйственных водоемов республики (далее – Положение N 350). Из его пунктов 3, 6 и 10 усматривается, что:

промысловым выловом рыбы на естественных водоемах имеют право заниматься юридические и физические лица (рыболовные предприятия), победившие в конкурсе и заключившие договор аренды с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей (арендодателями);

к договору аренды прилагается паспорт закрепляемого водоема или его участка, в котором указываются на­именование водоема, его месторасположение, размеры и границы с прилагаемой картой-схемой с указанием границ землепользователей, другие необходимые сведения;

рыболовные предприятия производят арендную плату в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством.

Нормативно-правовым актом, детально регламентирующим отношения по арендной плате рыболовными предприятиями за водоемы, является Положение о порядке начисления и взимания арендной платы за использование естественных водоемов предприятиями рыболовства1 (далее – Положение N 1292).

Что касается наличия или отсутствия правовой возможности применения вашим предприятием льготы по освобождению от уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки (часть седьмая статьи 354 НК), то необходимо выяснить, охватывается ли арендуемый им естественный рыбохозяйственный водоем понятием «земельный участок». Часть первая статьи 10 Земельного кодекса (ЗК) земельным участком признает часть земельного фонда, имеющую фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре.

Так как естественный рыбохозяйственный водоем или его участок имеет такие параметры, как месторасположение (местоположение), размеры (площадь, например, в гектарах или других измерениях), фиксированная граница и другие кадастровые сведения, то это уже указывает на его общность с земельным участком. Кроме того, следует иметь в виду, что земельный фонд (это словосочетание используется в определении «земельный участок») предусматривает несколько категорий. В их число входят и земли водного фонда, к коим относятся земли, занятые водными объектами, водохозяйственными сооружениями и полосы отвода по берегам водных объектов (пункт 7 статьи 8 ЗК).

Как явствует из части первой ­статьи 77 ЗК и пункта 6 части второй статьи 282 НК, к землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами (реками, озерами, водохранилищами и т. п.). Согласно абзацу девятому статьи 21 Закона «О воде и водопользовании» (от 6.05.1993 г. N 837-XII) к водным объектам в том числе относятся естественные водоемы – озера, моря, подземные водоносные горизонты.

Анализ этих правовых положений дает основание утверждать, что льгота в виде освобождения от уплаты в бюджет арендной платы2 за земельные участки, полученные в аренду по решениям правительств Узбекистана и РК, а также органов госвласти на местах (часть седьмая статьи 354 НК), распространяется на ваше рыболовное предприятие, являющееся плательщиком ЕНП.

Также необходимо иметь в виду, что по смыслу абзаца второго пункта 3 Положения о порядке исчисления и уплаты единого налогового платежа с учетом введения минимального размера единого налогового платежа3 при исчислении минимального размера ЕНП не учитываются земельные участки в виде земель водного фонда (пункт 6 части второй статьи 280 НК).

У вас, по всей вероятности, может возникнуть вопрос: не противоречат ли положения NN 350 и 1292 в части, касающейся обязанности рыболовного предприятия – арендатора осуществлять плату за аренду естественного водоема, части седьмой статьи 354 НК? И он вполне правомерен. В данном случае видна необходимость совершенствования законодательства. В целях обеспечения единообразного применения его норм целесообразно внести в правовые акты изменения, устраняющие обнаруженное в них противоречие.

Пока же выход из ситуации видится в следующем. Согласно части треть­ей статьи 16 Закона «О нормативно-правовых актах»4 в случае расхождений между такими актами применяется тот, который обладает более высокой юридической силой. Это значит, что в данном случае применению подлежат нормы Налогового кодекса, который имеет более высокую юридическую силу, нежели подзаконные акты – положения NN 350 и 1292.

Статья 11 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»5 предусматривает принцип приоритета прав субъекта предпринимательской деятельности. В соответствии с ним все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности. Аналогичная норма содержится и в статье 11 НК применительно к налогоплательщику. Значит, ничто не должно препятствовать вашему предприятию воспользоваться правом применения интересующей вас льготы.

 

Камал МУЗАФФАРОВ,

наш эксперт-юрист.

 


1Утверждено постановлением МФ, Госкомприроды и Минсельводхоза, зарегистрированным МЮ 20.12.2003 г. N 1292.

2Арендная плата, уплачиваемая за земельные участки, предоставленные в аренду Кабинетом Министров, Советом Министров РК, органами госвласти на местах, приравнивается к земельному налогу (часть вторая статьи 278 НК).

3Утверждено постановлением МФ, МЭ и ГНК, зарегистрированным МЮ 3.03.2011 г. N 2203.

4От 14.12.2000 г. N 160-II, в редакции Закона от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342.

5От 25.05.2000 г. N 69-II, в редакции Закона от 2.05.2012 г. N ЗРУ-328.

Прочитано: 3135 раз(а)

Комментарии к статье (2)

2014-08-11 20:40:59, Гость_Рыбак:
Браво автору-эксперту за смелое и обоснованное разъяснение!
2014-08-13 09:38:48, Гость_Dima:
Заждались мы рыболовные предприятия такого разъяснения. Теперь самое главное, чтобы госорганы пошли к нам на встречу. Спасибо автору!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика