Norma.uz
Газета Норма / 2014 год / № 7 / Актуально!

Продажных чинуш – к ответу

 

Комитетом нижней палаты Парламента по законодательству и судебно-правовым вопросам готовится к рассмотрению в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан», фокусирующий дальнейшее противодействие коррупции в части взяточничества.

 

В последнее десятилетие существенно изменились отношения между взяткодателями и взяткополучателями, и эта инициатива обоюдная. Дающие перестали выступать в роли борцов за свои права. А коррумпированные структуры проявляют инициативу даже в тех вопросах, которые ранее не обусловливались подкупом.

Взятка – это незаконное вручение, передача материальных ценностей или предоставление выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействие), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам.

Субъекты взяточничества используют тщательно завуалированные способы передачи денег и ценностей. Их связи во властных структурах и правоохранительных органах определяют высокую ответственность следователя, ведущего уголовное дело о взяточничестве. К еще большей изощренности прибегают при передаче взятки через посредника. В правоприменительной практике известны случаи, когда взятка прикрывается якобы легальной сделкой: под видом договора подряда, прощения долга, предоставления в безвозмездное (или по заниженной цене) пользование имущества, получения льготного кредита, завышения гонораров и т.д.

Взяточничество – трудно раскрываемое преступление, для борьбы с которым необходимо раскрыть связь взяткодателя и мздоимца. Это в определенной степени достигается законным освобождением от ответственности лиц, давших взятки, если они после этого добровольно заявят об этом. По существу, это явка с повинной и активное содействие раскрытию преступления.

Действия посредника в даче взятки квалифицируются как соучастие. Субъективная сторона соучастника характеризуется прямым умыслом: виновный сознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение. Если субъект добросовестно заблуждался относительно оснований передачи вещи, считая, что это не вознаграждение, либо не осознавал его неправомерности, в этом случае состав преступления отсутствует.

Предлагаемые в законопроекте нормы по своему содержанию являются стимулом для лица, давшего взятку, к разоблачению мздоимцев. При этом весьма важным моментом считается то, что взяткодатель делает сообщение добровольно, по собственному желанию.

Добровольность означает, что заявление было сделано по собственному желанию и о совершении преступления еще не известно правоохранительным органам. Если заявление сделано в связи с вызовом гражданина в органы следствия или к прокурору для дачи показаний по фактам конкретных преступлений, то добровольность исключается.

Но если лицо, у которого вымогают взятку, сообщит об этом в правоохранительные органы, а затем под контролем работников этих органов с целью изобличения виновного передаст материальные ценности должностному лицу, то оно не подлежит уголовной ответственности. В действиях лица, передавшего такую «взятку», отсутствует состав преступления.

Новеллой в законопроекте стало определение конкретного срока добровольного заявления лица, давшего взятку, о случившемся. Ужесточаются административные и уголовные санкции к лицам, дающим взятки, не менее строгая ответственность предусматривается к тем лицам, которые были посредниками.

По менению УзЛиДеП, принятие с такими диспозициями данного законопроекта позволит обеспечить принцип справедливости, установив равную степень ответственности за дачу, посредничество и получение взятки, а также привести в соответствие санкции соответствующих статей Уголовного кодекса.

Полянте СВЕШНИКОВ,

Тулкинбай ТУРСУНОВ,

депутаты
Законодательной палаты
Олий Мажлиса.
 

Прочитано: 1888 раз(а)

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info!Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_
Антибот:

Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «NORMA», зарегистрирован в Узбекском агентстве по печати и информации 01.06.2018г.
Регистрационное свидетельство № 0406.
Адрес: Узбекистан, 100105, г. Ташкент, Мирабадский р-н, ул. Таллимаржон, 1/1.
Тел. (998 78) 150-11-72. Call-центр:1172. E-mail: admin@norma.uz
Копирование материалов сайта без согласования с администрацией ресурса запрещено.
© ООО «NORMA», 2007-2024 г. Все права защищены.
18+   Яндекс.Метрика