В Центре профессионального развития «NORMA» проходит особо актуальный на сегодняшний день для бухгалтеров, финансистов и аудиторов семинар «Годовая финансовая отчетность за 2013 год». На практическом семинаре участники получили рекомендации по составлению годовой финансовой отчетности и ответы на свои вопросы.
Ведущие семинара рассказали об этапах подготовки годового отчета за прошлый год, проведении инвентаризации и оформлении ее результатов в первичных учетных документах, принятии учетной политики на 2014 год, о допускаемых при этом типичных ошибках. Также они сделали подробный обзор принятых в прошлом году нормативно-правовых актов, требования которых необходимо учитывать в бухгалтерском учете и составлении финансовой отчетности за 2013 год.
Живое обсуждение вызвали изменения, внесенные в законодательство по бухгалтерскому учету. В частности, дополнения, внесенные в Национальный стандарт бухгалтерского учета (НСБУ N 22) «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте»1, дали хозяйствующим субъектам возможность применять соответствующие методы отнесения валютных курсовых разниц по различным видам валютных статей баланса. Теперь можно применять их несколько, отразив это в учетной политике. Изменения и дополнения в Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете2 внесены с целью создания и применения электронных документов в порядке, установленном Законом «Об электронном документообороте» (от 29.04.2004 г. N 611-II). Утвержден новый НСБУ N 20 «Упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства»3, дающий малому бизнесу возможность вести бухгалтерский учет в простой или комбинированной форме.
На семинаре отмечалось, что при отражении в бухгалтерском учете результата переоценки основных фондов по счету 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов» в случае дооценки отражается сумма разницы между суммами первоначальной (восстановительной) стоимости и накопленного износа объекта ОС. А на сумму уценки объектов делаются такие записи:
дебет счетов учета износа основных средств (0200) – на сумму уценки накопленного износа основных средств, а также основных средств, полученных по договору финансовой аренды;
дебет счета 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов» – на сумму уценки в пределах суммы дооценки объектов основных фондов, которые ранее были переоценены, или суммы превышения сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок этого объекта основных фондов;
дебет счета 9430 «Прочие операционные расходы» – на сумму превышения уценки над суммой дооценки объекта, который ранее был переоценен, или суммой превышения сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок этого объекта (то есть превышение суммы уценки над суммой остатка, учитываемой на счете 8510 «Корректировки по переоценке долгосрочных активов» по данному объекту основных фондов);
кредит счетов учета основных средств (0100), основных средств, полученных по договору финансовой аренды (0300), капитальных вложений (0800), оборудования к установке (0700) – на сумму уценки первоначальной (восстановительной) стоимости объектов основных фондов.
Немалое внимание было уделено разработке учетной политики. Ведущие констатировали, что, к сожалению, сегодня на предприятиях недостаточно серьезно подходят к ее формированию и большинство бухгалтеров делают это исключительно для проверяющих органов. Но учетная политика действует прежде всего в интересах предприятия. Она призвана отражать специфику и особенности его деятельности. Учетная политика не пересматривается в течение финансово-календарного года. Если по итогам года указанный в ней критерий по каким-либо причинам не устраивает бухгалтера или руководителя, то его можно пересмотреть и применить на следующий финансовый год, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Эксперты порекомендовали ежегодно, изучив и проанализировав финансово-бухгалтерскую информацию, изменять или вносить дополнения в учетную политику. Ни в коем случае не следует формировать ее бессрочно. Ведь меняются законодательство, руководство, а чтобы в дальнейшем, к примеру, применять пониженные нормы амортизации, необходимо закрепить их в учетной политике.
Многих участников семинара интересовал порядок исправления ошибок в финансовой отчетности. Эксперты отметили, что, согласно пункту 15 Правил по заполнению форм финансовой отчетности4, исправления данных отчета как за текущий, так и за прошлые годы (после их утверждения) производятся в отчетности за отчетный период, в котором были обнаружены искажения (квартал, с начала года). Сумма корректировок существенных ошибок, допущенных в предыдущем периоде, может отражаться путем изменения сальдо нераспределенной прибыли на начало года и внесением соответствующих исправлений в активы, обязательства и другие статьи собственного капитала.
Немалый интерес вызвала тема списания кредиторской задолженности. Согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов5 к прочим доходам от основной деятельности относятся доходы, полученные от списания кредиторской и депонентской задолженностей, по которым истек срок исковой давности – 3 года. Они отражаются по кредиту счета 9360 «Доходы от списания кредиторской и депонентской задолженности». В связи с этим необходимо периодически проводить инвентаризацию расчетов, составлять акты сверки по имеющимся задолженностям.
Семинар вызвал большой интерес участников, никто не спешил уходить. Некоторые из них поделились своими впечатлениями.
Э.АБАЕВА, главный бухгалтер ПКФ «ЕL-MET»:
– Семинар очень понравился – отличная организация, квалифицированные ведущие. Получила ответы на интересующие меня вопросы, нужные для работы рекомендации. Особое спасибо за разъяснение новшеств по ведению бухучета в соответствии с НСБУ N 22.
З.ГАФУРОВА, главный бухгалтер «SPECIAL AVTO TRACK»:
– Хороший семинар. Порадовало, что узнала для себя много нового. О новых проводках по переоценке основных средств, ее проведении. Спасибо, «NORMА»!
Е.КОРЕНЧЕНКО, главный бухгалтер ООО «UZCarlsberg»:
– Полезное мероприятие. Получила много интересной и полезной информации, ответы на вопросы. Ведущие раскрыли тему очень хорошо, подробно и четко рассказав обо всех важных моментах. Однозначно я получила здесь то, за чем пришла.
М.КОРНИЛОВА, главный бухгалтер:
– Семинар понравился! Узнала об изменениях по бухучету курсовых разниц, арендных нововведениях и много другого, о чем не прочитаешь ни в газете, ни в Интернете. Ведущие – настоящие профессионалы своего дела, организация учебного процесса – выше всяких похвал!
Наталья СПИРИДОНОВА,
наш корр.
1Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 21.05.2004 г. N 1364.
2Утверждено приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 14.01.2004 г. N 1297.
3Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 14.08.2013 г. N 2501.
4Приложение N 7 к приказу министра финансов, зарегистрированному МЮ 24.01.2003 г. N 1209.
5Утверждено Постановлением КМ от 5.02.1999 г. N 54.